г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-184643/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В.Бекетовой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Ремстрой Холдинг"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2022 по делу N А40-184643/21,
по заявлению ЗАО "Ремстрой Холдинг" (ИНН: 7734011792)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН: 7726639745)
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы (ИНН: 7705031674)
об оспаривании решений, изложенных в уведомлениях от 11.08.2021 N КУВД001/2021-
17354109/3, от 11.12.2020 (11.08.2021) N КУВД-001/2021-17347322/3, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Давыдова Е.Ю. по дов. от 05.03.2022; |
от заинтересованного лица: |
Соков И.А. по дов. от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Ремстрой Холдинг" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решений, изложенных в уведомлениях от 11.08.2021 N КУВД-001/2021-17354109/3, об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0013006:1027 и от 11.12.2020 (11.08.2021) N КУВД-001/2021-17347322/3 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0013006:1028; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу путем снятия с государственного кадастрового учета объекта с кадастровым номером 77:08:0013006:1027 и путем снятия с государственного кадастрового учета объекта с кадастровым номером 77:08:0013006:1028.
Решением суда от 18.01.2022 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Полагает, что строения являются некапитальными и ошибочно зарегистрированы в реестре. Ссылается, что обращение в регистрирующий орган собственника здания не представляется возможным, поскольку лицо, являющееся собственником указанного здания, установить невозможно, ввиду отсутствия сведений о том, кем оно было возведено, а также отсутствием сведений о спорном объекте в реестре собственности Москвы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Управления Росреестра по Москве поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "Ремстрой Холдинг" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013006:19, расположенного по адресу: город Москва, Проезд N 607, владение 6, в соответствии с договором аренды земельного участка от 30.05.1997 N М-08-009006 сроком до 30.05.2046 для эксплуатации базы и склада (записьв ЕГРН N 77-77-14/003/2010-639 от 23.04.2010).
На указанном земельном участке расположены некапитальные строения с адресными ориентирами: город Москва, Проезд N 607, дом 6, строение 4 (77:08:0013006:1027); город Москва, Проезд N 607, дом 6, строение 6 (77:08:0013006:1028).
Как ссылается заявитель строения являются некапитальными и ошибочно зарегистрированы в реестре.
Заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных объектов, однако заявителем были получены оспариваемые уведомления от 11.08.2021 N КУВД-001/2021-17354109/3, от 11.12.2020 (11.08.2021) N КУВД-001/2021-17347322/3 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Управление осуществляет свою деятельность на основании Положения об Управлении, утвержденного приказом Росреестра от 23.01.2017 N П/0027, является федеральным органом в области государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, осуществляющим публично-правовую функцию по ведению Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации -недвижимости" (далее - Закон о регистрации), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, в Управление Росреестра по Москве обществом представлено заявление N КУВД-001/2021-17354109 от 28.04.2021 и N КУВД-001/2021-17347322 от 28.04.2021 о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Москва, проезд N 607, д. 6, стр. 4, к.н.: 77:08:0013006:1027 и г. Москва, проезд N 607, д. 6, стр. 6, к.н.: 77:08:0013006:1028 (далее также - спорные объекты), соответственно.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона государственная регистрация включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
11.05.2021 Управление Росреестра по Москве, оформленным уведомлением от 11.05.2021 N КУВД-001/2021-17354109/1, приостановило на срок до 11.08.2021 осуществление государственного кадастрового учета в соответствии с п. 2, 9 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 77:08:0013006:1027.
11.05.2021 Управление Росреестра по Москве, оформленным уведомлением от 11.05.2021 N КУВД-001/2021-17347322/1, приостановило на срок до 11.08.2021 осуществление государственного кадастрового учета в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 77:08:0013006:1028.
По истечении 11.08.2021 сроков, установленных для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, Управление оформленными уведомлениями N КУВД-001/2021 -17354109/3 и N КУВД-001/2021-17347322/3, отказало в снятии с государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации с заявлением о государственном кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Права собственности на земельный участок с к.н. 77:08:0013006:19, на котором располагаются спорные объекты недвижимости, не разграничены.
Информация, имеющая статус "актуальная", содержится в ЕГРН об обременении (аренде) земельного участка (регистрационный номер от 23.04.2010 N 77-77-14/003/2010-639). Арендатор - ЗАО "Ремстрой Холдинг".
Статья 15 Закона о регистрации определяет круг лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В соответствии с п. 2.2 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: органа государственной власти или органа местного самоуправления - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, помещений или машино-мест в них, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, если собственник таких объектов недвижимости и земельного участка, на котором они были расположены, ликвидирован (в отношении юридического лица), или если правоспособность собственника таких объектов недвижимости и правообладателя земельного участка, на котором они были расположены, прекращена в связи со смертью и право на данные объекты недвижимости не перешло по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (в отношении физического лица), или если такие объекты недвижимости не имели собственника, или если таким зданием является многоквартирный дом.
Спорный объект недвижимости с к.н. 77:08:0013006:1027, расположенный по адресу: г. Москва, Строгино, пр. N 607, д. 6, стр. 4, принят 02.08.2019 на учет как бесхозяйный (запись в ЕГРН: регистрационный номер 77:08:0013006:1027-77/007/2019-1).
Спорный объект недвижимости с к.н. 77:08:0013006:1028, расположенный по адресу: г. Москва, Строгино, пр. N 607, д. 6, стр. 6, принят 06.08.2019 на учет как бесхозяйный (запись в ЕГРН: регистрационный номер 77:08:0013006:1028-77/007/2019-1).
В соответствии с п. 4 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.
На территории города федерального значения Москвы уполномоченным государственным органом является Департамент городского имущества города Москвы (далее - ДГИ, Департамент), согласно "Положению о Департаменте городского имущества города Москвы", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП (далее - Положение о ДГИ).
В соответствии с п. 6.32 Положения о ДГИ, Департамент обеспечивает в установленном порядке признание права собственности города Москвы на бесхозяйное недвижимое имущество.
Однако, Управление Росреестра по Москве не располагает информацией о возможных заявлениях Департамента, имеющихся в районных судах общей юрисдикции, о признании права собственности города Москвы за спорными объектами (к.н. 77:08:0013006:1027 и 77:08:0013006:1028).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации необходимым для снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства документом является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.
В силу положений ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино- места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке регламентированы положениями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Требования к подготовке акта обследования).
В соответствии с п. 3 Требований к подготовке акта обследования, акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действующего законодательства, кадастровый инженер, подготавливая Акт обследования, подтверждает факт сноса объекта недвижимости.
Однако, согласно фактическим обстоятельствам дела и приложенным к заявлениям N КУВД-001/2021-17354109 и N КУВД-001/2021 -17347322 от 28.04.2021 документам, выявлено, что спорные объекты не прекратили свое существование. На основании проведенной правовой экспертизы выявлено, что объекты недвижимости, заявленные к кадастровому учету, не могут являться объектами учета, так как фактически не снесены, подготовка Акта обследования в данном случае не предусмотрена действующим законодательством.
Техническое заключение от 06.04.2021, вынесенное в отношении спорного объекта с к.н. 77:08:0013006:1027, расположенного по адресу: г. Москва, пр. N 607, д. 6, стр. 4, свидетельствует о наличествовании данного объекта недвижимости на земельном участке с к.н. 77:08:0013006:19 (Приложение А. Фотоматериалы, стр. 15-18).
Кроме этого, сведения о спорном объекте с к.н. 77:08:0013006:1027 в ЕГРН были переданы из органов БТИ, согласно ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и Приказу Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", как об объекте капитального строительства.
Согласно Акту обследования, приложенному к заявлению N КУВД-001/2021-17347322 от 28.04.2021 г., спорный объект с к.н. 77:08:0013006:1028, расположенный по адресу: г. Москва, пр. N 607, д. 6, стр. 6, вследствие пожара частично разрушен, потерял свое функциональное назначение и эксплуатировать его не представляется возможным, что подтверждается технической документацией (Пожарно-Техническое Исследование N 518) АНО "Независимые исследования и судебная экспертиза" по состоянию на 23.12.2020.
В свою очередь, вышеупомянутая техническая документация свидетельствует о наличествовании спорного объекта недвижимости на земельном участке с к.н. 77:08:0013006:19 (Этап 2. Исследования по вопросу N 1. Натурный осмотр объекта; стр. 14-30).
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что спорные объекты не прекратили своего существования, что является препятствием в осуществлении учетных действий.
На основании информационного письма МосгорБТИ N 93 80 000956 от 08.10.2009, объект расположенный по адресу: г. Москва, Строгино, пр. N 607, д. 6, стр. 4, с к.н. 77:08:0013006:1027 является некапитальным объектом.
Однако, суд установил, что спорный объект был поставлен на кадастровый учет в порядке межведомственного взаимодействия до 01.01.2013 как объект капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по Москве исполнило процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ЗАО "Ремстрой Холдинг" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2022 по делу N А40-184643/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184643/2021
Истец: ЗАО "РЕМСТРОЙ ХОЛДИНГ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ