г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А41-82059/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2022 по делу N А41- 82059/21, принятое судьей Москатовой Д.Н., по иску ООО "ДЕФ-2000" (ОГРН: 1035001608080, ИНН: 5007036140,) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561, ИНН: 7727270299) с требованиями о признании незаконным уведомления об отказе в регистрации, обязании осуществить регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕФ-2000" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями
1.Признать незаконным Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 21.10.2021 N КУВД-001/2021-28491209/6.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды от 23.12.2020 Nб/н к Договору аренды муниципального недвижимого имущества N 334 от 01.03.2004 зарегистрированного Московской областной регистрационной палатой 30.03.2004 за N 50-01/04-04/2004-478 от 30.03.2004 по заявлению NMFC-0555/2021-1554645-1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.03.2022 по делу N А41-82059/21 исковые требования ООО "ДЕФ-2000" удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "ДЕФ-2000" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 12.07.2021 года общество с ограниченной ответственностью "ДЕФ-2000" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды от 23.12.2020 N б/н к Договору аренды муниципального недвижимого имущества N 334 от 01.03.2004, зарегистрированного Московской областной регистрационной палатой 30.03.2004 за N 50-01/04-04/2004-478.
21.07.2021 Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N КУВД-001/2021-28491209/1 была приостановлена государственная регистрация прав, в связи с отсутствием в дополнительном соглашении данных об объекте недвижимости, позволяющих его идентифицировать, а также с необходимостью предоставления полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ДЕФ-2000". К тому же, как было отмечено в уведомлении дополнительное соглашение не содержит надлежащие реквизиты сторон договора, что противоречит нормам действующего законодательства.
04.08.2021 с целью устранения причин приостановления государственной регистрации заявителем были поданы дополнительные документы, а именно: доверенность; информационное письмо от 04.08.2021; договор аренды N 334 от 01.03.2004; приказ о назначении на должность генерального директора и главного бухгалтера общества от 12.09.2017; протокол внеочередного общего собрания от 12.09.2017; устав ООО "ДЕФ-2000" от 29.08.2017.
24.08.2021 после изготовления Комитетом по управлению имуществом городского округа Московской области новой редакции дополнительного соглашения с учетом замечаний по приостановлению государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-28491209/1 от 21.07.2021, также были поданы дополнительные документы к заявлению с целью устранения причин, приведших к приостановлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав: информационное письмо от 24.08.2021; дополнительное соглашение к договору аренды от 23.12.2020 N б/н; устав ООО "ДЕФ-2000"; приказ о назначении (руководителя или иного уполномоченного лица) от 12.09.2017; договор аренды муниципального недвижимого имущества от 01.03.2004 N 334.
10.09.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было выдано Уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации права N КУВД-001/2021-28491209/3.
21.10.2021 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было выдано Уведомление об отказе в государственной регистрации прав N КУВД-001/2021-28491209/6, в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав и истечением срока приостановления.
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правоотношения в сфере осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащих регистрации и учету регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (п. 5 ст. 18 Закона о регистрации), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации.
Пунктом 1 статьи 21 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Сроки и дата осуществления государственной регистрации прав установлены статьей 16 Закона N 218-ФЗ.
Вместе с тем названный закон допускает возможность приостановления государственной регистрации прав, основания и сроки которого закреплены в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Как установлено, регистрирующим органом, с учетом указанных норм права, приостановлены действия по государственной регистрации прав в отношении государственной регистрации дополнительного соглашения приостановлены до 21.10.2021, уведомлением от 21.07.2021 N КУВД-001/2021-28491209/1
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что заявитель представил регистрирующему органу все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.
В качестве обоснования приостановления государственного кадастрового учета Управлением от 21.07.2021 N КУВД-001/2021-28491209/1 было указано, что отсутствует в дополнительном соглашении данные об объекте недвижимости, позволяющие его идентифицировать, а также необходимость предоставления полномочий генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ДЕФ-2000". К тому же, как было отмечено в уведомлении дополнительное соглашение не содержит надлежащие реквизиты сторон договора, что противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Между тем, согласно пункту 71 Административного регламента уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 21.10.2021 N КУВД-001/2021-28491209/6 было отказано в государственной регистрации прав в связи с неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению учетно-регистрационных действий в отношении объекта недвижимости, а также в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах смежного кадастрового квартала 50:04:0010501:2774, документы на которые вами были представлены вместе с заявлением от 12.07.2021 года КУВД-001/2021-28491209.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что уведомления об отказе в государственной регистрации от 21.10.2021 в нарушение пункта 71 Административного регламента обязательным требованиям не соответствует, поскольку из содержания указанного Уведомления не представляется возможным установить, в чем конкретно выразилось нарушение форм представленных документов и их несоответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем неоднократно представлялись дополнительные документы с целью устранения причин приостановления государственной регистрации прав были предоставлены следующие документы: доверенность; информационное письмо от 04.08.2021; договор аренды N 334 от 01.03.2004; приказ о назначении на должность генерального директора и главного бухгалтера общества от 12.09.2017; протокол внеочередного общего собрания от 12.09.2017 года; устав ООО "ДЕФ-2000" от 29.08.2017, что подтверждается описью документов MFC-0555/21-1754073-1 от 04.08.2021 (том 1, л.д. 12), а также информационное письмо от 24.08.2021; дополнительное соглашение к договору аренды от 23.12.2020 N б/н; устав ООО "ДЕФ-2000"; приказ о назначении (руководителя или иного уполномоченного лица) от 12.09.2017; договор аренды муниципального недвижимого имущества от 01.03.2004 N 334, что подтверждается описью MFC-0555/21-1554645-1 от 12.07.2021 (том 1, л.д. 8).
Доводы заинтересованного лица указанные в уведомлениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, являются несостоятельными в связи тем, что не могут являться основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
В оспариваемом Уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 21.10.2021 N КУВД-001/2021-28491209/6 указано, что в дополнительном соглашении отсутствуют данные об арендаторе и арендодателе, об объекте недвижимости для его идентификации, а также полномочия генерального директора.
Согласно представленным в материалы дела документам, в дополнительном соглашении от 23.12.2020 к договору аренды муниципального недвижимого имущества от 01.03.2004 N 334, представленной в измененной редакции с учетом указаний правления, указаны реквизиты арендатора и арендодателя (ОГРН, ИНН, КПП).
Пункт 1 Дополнительного соглашения изложен в следующей редакции: "Арендодатель представляет Арендатору отсрочку по арендной плате по договору аренды от 01.03.2004 года N 334, зарегистрированный 30 марта 2004 года N 50-01/04-04/2004-478 за период с 01.03.2020 до 01.10.2020".
Судом установлено, что стороны не меняли ни предмет договора аренды, ни какие-либо существенные условия данного договора, план нежилого помещения также не менялся.
В указанном дополнительном соглашении имеются сведения о заключенном договоре, его реквизиты, указанный договор с указанием всех необходимых данных об арендуемом объекте, зарегистрирован в Управлении Росреестра. В ЕГРН содержатся все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения сведения, поскольку, как указывалось выше, договор аренды муниципального недвижимого имущества был ранее зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Заявитель и собственник помещения указали все данные, позволяющие определенно установить часть помещения, подлежащую передаче арендатору в качестве объекта аренды в самом договоре аренды, зарегистрированном 30.04.2004.
Как верно отмечено судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, помещение в целом, как объект недвижимости поставлено на кадастровый учет до даты заключения договора аренды. В ЕГРН имеются все необходимые для осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения сведения. Дополнительным соглашением к договору аренды был закреплен порядок предоставления отсрочки по арендной плате, при этом какие-либо существенные условия или предмет договора аренды не менялись.
Кроме того, заявителем был представлен приказ о назначении руководителя от 12.09.2017, протокол внеочередного собрания общего собрания от 12.09.2017, что подтверждает полномочия генерального директора на дату подписания дополнительного соглашения.
Судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что заявитель представил регистрирующему органу все необходимые документы для осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.03.2022 года по делу N А41-82059/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82059/2021
Истец: ООО "ДЕФ-2000"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Московской области