г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-168597/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Лидинг Консалтинг Груп"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2022
по делу N А40-168597/21 (33-1247)
по заявлению ООО "Лидинг Консалтинг Груп"
к ИФНС N 10 по Москве
о признании незаконным Постановления
при участии:
от заявителя: |
Духина М.С. по дов. от 07.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Роньжина Е.И. по дов. от 01.10.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лидинг Консалтинг Груп" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС N 10 по Москве о признании незаконным Постановления от 08.07.2021 года N 77102115901050900004.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2022 в удовлетворении требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Лидинг Консалтинг Груп" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество считает, что в его действиях отсутствует событие и состава административного правонарушения, так как на момент вынесения постановления совершенные валютные операции вошли в перечень допустимых случаев зачисления денежных средств, указанных в абзаце втором части 5 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в редакции Федерального закона от 28.06.2021 N 223-ФЗ), и требование о репатриации иностранной валюты на них не распространяется. Общество также полагает, что его позиция согласуется с разъяснениями, изложенными в письме ФНС России от 01.09.2021 N БВ-4-7/12350@ "О направлении разъяснений", о необходимости прекращения исполнения по вынесенным налоговыми органами и не исполненным до вступления в силу Федерального закона от 28.06.2021 N 223-ФЗ постановлениям о назначении административного наказания, в том числе по части 1 статьи 15.25 КОАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Инспекция в соответствии с ч.3 ст.49 АПК РФ признала требования Общества.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекция провела проверку соблюдения валютного законодательства ООО "Лидинг Консалтинг Груп".
В ходе проверки Инспекцией установлено, что ООО "ЛИДИНГ КОНСАЛТИНГ ГРУП", в нарушение положений ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173 ФЗ), минуя счета в уполномоченных банках РФ, осуществило зачисление 20.07.2020 на счет NKZ45914002203KZ0074F, открытый в банке FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции от Telli Kazakhstan ТОО в сумме 535 923,00 казахских тенге и от BE COUTURE в сумме 420 827,00 казахских тенге, а всего в сумме 956 750,00 казахских тенге, что подтверждается отчетом от 27.10.2020 о движении денежных средств в банке за пределами территории РФ за 3 квартал 2020 года и подтверждающими банковскими документами.
В отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении N 77102115901050900002 от 22.06.2021 по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Постановлением ИФНС России N 10 по г. Москве о назначении административного наказания N 77102115901050900004 от 08 июля 2021 года Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75% от суммы незаконной валютной операции, что составило 124 191,41 руб.
Заявитель, посчитав постановление Инспекции незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из доказанности события и состава вменяемого правонарушения, соблюдения процессуального порядка и срока давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд, оценивая законность судебного акта, исходит из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
С 01.07.2021 вступили в силу изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Так, Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ статья 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) дополнена частью 8, отменяющей обязательное требование о получении резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары (работы, услуги), переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Абзац второй части 5 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ дополнен положениями, согласно которым на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства в иностранной валюте по внешнеторговым договорам, в отношении которых требование о репатриации иностранной валюты отменено.
Таким образом, Федеральный законодатель, исключая Федеральным законом от 28.06.2021 N 223-ФЗ обязательное требование о репатриации резидентами иностранной валюты, причитающейся в качестве оплаты в соответствии с условиями внешнеторговых экспортных договоров (за исключением экспорта сырьевых товаров по установленному перечню ТНВД ЕАЭС) на свои счета в уполномоченных банках, и допуская возможность зачисления по этим договорам денежных средств в иностранной валюте на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, тем самым перестал рассматривать неисполнение указанного требования в качестве правонарушения.
В соответствии с абз.2 части 4 статьи 4 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2021 N 223-ФЗ установлено, что положения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются также в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, заключенных между резидентами и нерезидентами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но по которым обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
В случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению (пункт 2 Постановления Пленума N 37).
В рассматриваемом случае оспариваемое постановление вынесено Инспекцией 08.07.2021, т.е. после внесения изменений в статьи 12 и 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", однако изменения законодательства не были учтены административным органом, в связи с чем, вынесенное постановление не может быть признано законным.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявленного Обществом требования у суда не имелось. Решение суда подлежит отмене на основании пункта 1 части 2, пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2022 по делу N А40-168597/21 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС N 10 по Москве о назначении административного наказания N77102115901050900004 от 08.07.2022 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168597/2021
Истец: ООО "ЛИДИНГ КОНСАЛТИНГ ГРУП""
Ответчик: ИФНС N10 по г. Москве