г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А42-9328/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6582/2022) Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.01.2022 по делу N А42-9328/2021, принятое по заявлению:
заявитель: Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации города Кировска (адрес: Россия, 184250, Мурманская область, город Кировск, проспект Ленина, 16, ОГРН: 1025100561463, Дата присвоения ОГРН: 28.10.2002, ИНН: 5103020921)
заинтересованное лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (адрес: Россия, 183038, Мурманская область, город Мурманск, Пушкинская улица, 12, ОГРН: 1105190003049, Дата присвоения ОГРН: 18.03.2010, ИНН: 5190915348)
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (адрес: Россия, 183025, Мурманская область, город Мурманск, улица Полярные Зори, 22, ОГРН: 1045100220285, Дата присвоения ОГРН: 22.12.2004, ИНН: 5190132523)
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) от 06.07.2020 N 51-238-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области.
Решением от 25.01.2022 в восстановлении срока на обжалование отказано; в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить; ссылается на то, что узнал о регистрации права муниципальной собственности после получения 13.08.2021 претензии от ПАО "ТГК-1" об уплате задолженности за жилое помещение, к которой была приложена выписка из ЕГРН; полагает поведение Управления недобросовестным.
В судебное заседание истец не явился, направил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Ответчик не явился, направил отзыв, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения Управления от 06.07.2020 N 51-238-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией" в собственность муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией передано федеральное имущество по перечню, являющегося приложением к данному распоряжению.
Согласно указанному перечню в состав передаваемого имущества включены жилые квартиры, расположенные на территории муниципального образования.
Согласно пункту 3 распоряжения предложено уполномоченному исполнительному органу местного самоуправления представить на утверждение в МТУ Росимущества акт приема-передачи имущества в течение трех недель с момента издания настоящего распоряжения.
Пунктом 4 указанного распоряжения установлено, что в случае, если в установленный частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ срок акт приема-передачи имущества не подписан и (или) не представлен в Управление, акт приема-передачи утверждается в одностороннем порядке.
Письмом Управления от 05.08.2020 N 51-ДЕ-05/7152 в адрес Главы администрации города Кировска были направлены копии указанного распоряжения, акты приема-передачи имущества. Указанное письмо получено 10.08.2020 (входящий номер 01-3902).
Письмом от 11.08.2020 N 15-1447 Комитет возвратил Управлению акты приема-передачи помещений.
Письмом от 11.09.2020 N 51-ДЕ-05/7942 в дополнение к указанному письму в адрес Главы администрации города Кировска был направлен передаточный акт, утвержденный в одностороннем порядке.
Письмом от 07.10.2020 N 15-1943 Администрация города Кировска возвратила все документы в адрес Управления со ссылкой на решение арбитражного суда Мурманской области от 06.06.2017 по делу N А42-5379/2016.
Не согласившись с указанным распоряжением, Комитет обратился с требованиями о признании его недействительным.
В удовлетворении требований заявителя судом отказано в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Пунктом 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом (часть 1 статьи 115 АПК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Установлением сроков для обращения в суд обеспечивается как реальная возможность судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, так и стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений. Обеспечивая эффективное и своевременное разрешение вопросов, связанных с предполагаемым нарушением прав и законных интересов, судебно-юрисдикционные механизмы должны исключать их использование с единственной целью причинения вреда интересам других лиц (в том числе путем возбуждения судебной процедуры спустя чрезмерно длительный после наступления обстоятельств период).
Законодательное установление срока на обжалование действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления призвано сохранить стабильность экономических и административных правоотношений.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О указано, что под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный процессуальный срок. Право установления наличия причин пропуска срока и их оценки в целях восстановления пропущенного для обращения в арбитражный суд срока принадлежит суду.
Судом установлено, что о принятии оспариваемого распоряжения от 06.07.2020 N 51-238-р Администрация была проинформирована не позднее 10.08.2020 (входящий номер 01-3902), при этом 18.09.2020 органу местного самоуправления было также известно о подписании Управлением в одностороннем порядке передаточного акта (письмом то 11.09.2020 полученное 18.09.2020 входящий номер 01-4640).
Таким образом, срок обращения в суд пропущен более чем на один год.
Обстоятельств, указывающих на наличие уважительных причин пропуска срока подачи соответствующего заявления, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, судом не установлено.
Ссылки заявителя, повторно приведенные в апелляционной жалобе, правомерно не приняты судом, поскольку Управление не информировало заявителя об отмене такого распоряжения, а также передаточного акта, утвержденного в одностороннем порядке. Довод о том, что заявитель не мог знать о том, что распоряжение продолжает существовать ввиду того, что все документы были возвращены в управление, обоснованно отклонен. Заявитель не мог не знать о последствиях утверждения передаточного акта в одностороннем порядке, в том числе с учетом пункта 4 оспариваемого распоряжения. Фактически заявителю стало известно о нарушении его прав не позднее 10.08.2020, а не с момента получения письма ПАО "ТГК-1" от 09.08.2021 N 1698-04/1712.
Суд, рассматривая вопрос о восстановлении срока на обжалование, не усмотрел в данном случае каких-либо злоупотреблений со стороны ответчика, не позволивших заявителю своевременно обратиться за защитой своих прав.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований. Соответственно, фактические обстоятельства и материально-правовые основания заявленных требований не подлежат исследованию и рассмотрению.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют аргументы заявителя, положенные в основу обоснования заявленных требований. Они рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. В связи с изложенным доводы жалобы отклоняются апелляционной инстанцией как несостоятельные. Новых доводов в обоснование жалобы заявителем не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.01.2022 по делу N А42-9328/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9328/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КИРОВСКА
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ