г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-203666/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.В. Валюшкиной, А.И. Проценко, при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.С. Воронкиным, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2021 года по делу N А40-203666/21, принятое судьей А.С. Чадовым, по иску Администрации Краснодарского края (ОГРН: 1022301224549, 350000, Краснодарский кр, г. Краснодар, ул. Красная, д.35) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) о понуждении к исполнению требований при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Труханович С.А. по доверенности от 08.02.2022, диплом N ДВС 0671445 от 26.04.2002;
от ответчика: Поветкин В.В. по доверенности от 01.04.2022, диплом N КБ 76088 от 07.07.2012;
УСТАНОВИЛ:
Администрация Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) (далее -истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о понуждении к исполнению требований охранного обязательства, а именно: обязать Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" принять меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выразившегося в невыполнении работ по сохранению принадлежащего ей объекта культурного наследия регионального значения "Вокзал железнодорожной станции "Тихорецкая" - один из первых вокзалов на Кубани. Здесь находился штаб революционных войск Северного Кавказа" (Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, железнодорожная станция "Тихорецкая", ул. Октябрьская, 1), посредством:
- организации проведения обследования объекта культурного наследия и разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу;
- организации выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования заявлены на основании статей 309, 310, 314, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) и мотивированы невыполнением обязательств по сохранению объекта культурного наследия.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.12.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заседание суда апелляционной инстанции 16.03.2022 было отложено.
В заседании суда апелляционной инстанции 25.04.2022 представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в собственности ОАО "РЖД" находится объект культурного наследия регионального значения "Вокзал железнодорожной станции "Тихорецкая" - один из первых вокзалов на Кубани. Здесь находился штаб революционных войск Северного Кавказа" (Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, железнодорожная станция "Тихорецкая", ул. Октябрьская, 1) (далее - объект культурного наследия.
Администрацией Краснодарского края издан приказ от 29.01.2020 N 13-кн "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Вокзал железнодорожной станции "Тихорецкая" - один из первых вокзалов на Кубани. Здесь находился штаб революционных войск Северного Кавказа" (Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, железнодорожная станция "Тихорецкая", ул. Октябрьская, 1)". В состав указанного приказа входит акт от 17.01.2020 N 4 технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося зданием, сооружением, строением.
Согласно разделу II указанного акта технического состояния в целях сохранения объекта культурного наследия установлены следующие работы и сроки их выполнения.
В августе 2020 года управлением рассматривалось обращение дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" о переносе сроков проведения первого этапа работ на 2022 год.
Принимая во внимание, что объект культурного наследия длительное время находится в крайне неудовлетворительном состоянии и требует принятия безотлагательных мер по его сохранению, в переносе сроков управлением было отказано.
Учитывая, что работы, предусмотренные первым этапом акта технического состояния от 17.01.2020 N 4, не проведены, постановлениями Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 16.03.2021 и от 20.07.2021 юридическое лицо - ОАО "РЖД" и должностное лицо - заместитель начальника Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" привлечены к административной ответственности.
В соответствии со статьей 7 Закона 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, отнесены к землям историко-культурного назначения, которые используются строго в соответствии с их целевым назначением и при соблюдении предусмотренных законом ограничений.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В соответствии со статьей 5.1 Закона 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия:
- на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
- на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности) при содержании и использовании объекта культурного наследия обязаны осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентирован статьей 45 Закона N 73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со статьей 9.2 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).
Согласно пункту 6 части 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Согласно подпункту 38 пункта 2 статьи 5 Закона Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" к полномочиям исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится подача исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного объектам культурного наследия.
Поскольку ответчиком доказательств, подтверждающих надлежащее выполнение обязательств, представлено не было, то требования истца подлежат удовлетворению в заявленном объёме.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда первой инстанции по существу заявленных требований и подлежат отклонению исходя из следующего.
Так, при принятии решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался приказом администрации Краснодарского края от 29.01.2020 N 13-кн "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Вокзал железнодорожной станции "Тихорецкая" - один из первых вокзалов на Кубани. Здесь находился штаб революционных войск Северного Кавказа" (Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, железнодорожная станция "Тихорецкая", ул. Октябрьская, 1)" (далее - Приказ N 13-кн) и входящим в его состав актом от 17.01.2020 N 4 технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося зданием, сооружением, строением согласно требованиям которого необходимо было проводить поэтапное производство работ (проектных и производственных).
Срок проведения проектных работ оканчивался 31.12.2020, а производственных 31.12.2021.
Указанная последовательность работ продиктована требованием статьи 45 Закона N 73-ФЗ, в соответствии с которой проведение производственных работ невозможно до разработки проекта.
Таким образом, доводы ответчика о ненаступлении на момент принятия решения срока, установленного актом от 17.01.2020 N 4 технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) в части производственных работ при неисполнении требований по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, не могут являться основанием для невыполнения условий охранного обязательства, утвержденного Приказом N 13-кн в целом.
Ответчик указывает, что сроки проведения работ, установленные актом от 17.01.2020 N 4 технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) и Приказа N 13-кн на выполнение работ по объекту были заведомо неисполнимы поскольку предполагали этапы, сроки которых установлены нормативно.
Фактически ответчиком оспаривается Приказ N 13-кн и требования, установленные актом от 17.01.2020 N 4 технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося неотъемлемым приложением к указанному приказу, который не является предметом спора по настоящему делу не оспорен и не отменен.
При таких обстоятельствах ссылка ответчика на заведомо неисполнимые требования по срокам проведения работ по сохранению объекта культурного наследия являются необоснованными, не соответствуют требованиям статьи 65 АПК РФ. Управлением государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (управление) по результатам рассмотрения представленной ОАО "РЖД" "дорожной карты", предусматривающей поэтапное выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, ответчику письмом от 02.12.2021 N 78-08-19399/21 было сообщено следующее: "Виды работ, указанные в "дорожной карте", этапы их проведения направлены на разработку документации по сохранению объекта культурного наследия и в целом поддерживаются управлением.
Однако, решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2021 по делу N А40-203666/21 удовлетворены исковые требования управления об обязании ОАО "РЖД" принять меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выразившегося в невыполнении работ по сохранению принадлежащего ему объекта культурного наследия, посредством:
- организации проведения обследования объекта культурного наследия и разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу;
- организации выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, в порядке, установленном действующим законодательством, за свой счет, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, сроки проведения работ, предусмотренные "дорожной картой", должны быть синхронизированы с вышеуказанным судебным актом.
Таким образом, доводы ответчика о согласовании истцом сроков проведения работ по сохранению объекта культурного наследия до апреля 2023 года не обоснованы.
Ответчик указывает на недоказанность того, что собственником объекта культурного наследия является ОАО "РЖД".
Указанный довод ответчика противоречит материалам дела, поскольку истцом к исковому заявлению приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости согласно которой правообладателем здания вокзала по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, ул. Октябрьская, 1 является ОАО "РЖД".
Кроме того, раздел выписки "Ограничение прав и обременение объекта недвижимости" содержит сведения "Объект культурного наследия". Более того, ответчик не высказывает возражений относительно своего права собственности на спорный объект.
По факту уклонения от выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении юридического лица - ОАО "РЖД", а также ответственного должностного лица ОАО "РЖД" Тихорецким городским судом Краснодарского края 16.03.2021 и 20.07.2021 приняты постановления о привлечении виновных к административной ответственности в виде административных штрафов - 300 000 рублей и 50 000 рублей, соответственно.
Указанные судебные акты вступили в законную силу и размещены на официальном сайте Тихорецкого городского суда Краснодарского края.
При принятии решений о привлечении к административной ответственности Тихорецким городским судом Краснодарского края рассматривался вопрос о законности требований истца о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в установленные сроки, в том числе с учетом ранее проведенной ответчиком работы по консервации и усилению конструкций объекта культурного наследия, законности Приказа N 13-кн и сроков проведения работ, установленных актом от 17.01.2020 N 4 технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), а также обоснованности отказа в переносе установленных сроков проведения работ.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ, в связи с чем госпошлина относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2021 года по делу N А40-203666/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Валюшкина В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-203666/2021
Истец: администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16142/2022
27.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70321/2023
18.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16142/2022
24.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-91345/2022
21.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16142/2022
27.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6227/2022
07.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-203666/2021