г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-194237/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Левченко Н.И., Валюшкиной В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Почта России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.01.2022 по делу N А40-194237/21 по иску Департамента культурного наследия г. Москвы (ИНН 7705021556, ОГРН 1027700151170) к АО "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Макарова Г.В. по доверенности от 09.12.2021, диплом ИВС 0432498 от 20.01.2004;
от ответчика: Александров К.А. по доверенности от 18.03.2022, диплом 107724 0682877 от 03.12.2014;
УСТАНОВИЛ:
Департамент культурного наследия г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к АО "Почта России" об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Московский Императорский почтамт и телеграф", XVIII в. - нач. XX в., архитекторы Х. Фихтнер, А.К. Кавос, А.П. Попов, О.Р. Мунц, В.А., А.А. и Л.А. Веснины, техник архитектуры Х.Э. Несслер, гражданский инженер Л.И. Новиков, инженер В.Г. Шухов: - Главный корпус, нач. XVIIIв., 1790-е гг., 1803-1804 гг., 1855-1856 гг., 1910-1912 гг., архитекторы Х. Фихтнер, А.К. Кавос, А.П. Попов, О.Р. Мунц, В.А., А.А. и Л.А. Веснины, техник архитектуры Х.Э. Несслер, гражданский инженер Л.И. Новиков, инженер В.Г. Шухов, расположенного по адресу: г. Москва, Мясницкая ул., д. 26А, стр. 1, в части занимаемых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001038:1580, 77:01:0001038:1581, 77:01:0001038:1582, 77:01:0001038:1583, 77:01:0001038:1584, 77:01:0001038:1585, 77:01:0001038:1586, 77:01:0001038:1587, 77:01:0001038:1589, 77:01:0001038:1590, 77:01:0001038:1591, 77:01:0001038:1592, 77:01:0001038:1593, 77:01:0001038:1599, 77:01:0001038:1600, 77:01:0001038:1601, 77:01:0001038:1602, 77:01:0001038:1604, 77:01:0001038:1605, 77:01:0001038:1611, 77:01:0001038:1612, 77:01:0001038:1614, 77:01:0001038:1615, 77:01:0001038:1616, 77:01:0001038:1617, 77:01:0001038:1618, 77:01:0001038:1619, 77:01:0001038:1620, 77:01:0001038:1621, 77:01:0001038:1622, 77:01:0001038:1623, 77:01:0001038:2233 в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, а именно: в течение 4 месяцев с даты вступления в силу решения суда по разрешению Департамента провести противоаварийные работы на Объекте, представить в Департамент отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ; в течение 6 месяцев с даты вступления в силу решения суда на основании задания Департамента разработать проектную документацию по сохранению указанного объекта культурного наследия и согласовать ее с Департаментом в установленном порядке; в течение 9 месяцев с даты согласования Департаментом указанной проектной документации по разрешению Департамента выполнить в соответствии с ней работы по сохранению объекта культурного наследия, предоставить Департаменту отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ; об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Московский Императорский почтамт и телеграф", XVIII в. - нач. XX в., архитекторы Х.Фихтнер, А.К. Кавос, А.П. Попов, О.Р. Мунц, В.А., А.А. и Л.А. Веснины, техник архитектуры Х.Э. Несслер, гражданский инженер Л.И.Новиков, инженер В.Г.Шухов: - Жилой дом ("Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово - телеграфного ведомства"), 1898 г., архитектор А.П. Попов", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая д. 26А, стр. 3, в части занимаемых помещений с кадастровым номером 77:01:0001038:1049, объекта культурного наследия регионального значения "Гостиница "Украина", 1950-1956 гг., архитектор А.Г. Мордвинов, инженер П. Красильников", расположенного по адресу: г. Москва, Кутузовский просп., д. 2/1, 1Б, в части занимаемых помещений с кадастровым номером 77:01:0009005:2505 в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, а именно: в течение 6 месяцев с даты вступления в силу решения суда на основании задания Департамента разработать проектную документацию по сохранению указанных объектов культурного наследия и согласовать ее в установленном законом порядке; в течение 9 месяцев с даты согласования указанной проектной документации по разрешению Департамента выполнить в соответствии с ней работы по сохранению объектов культурного наследия, предоставить Департаменту отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ..
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 января 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального права и процессуального права при принятии решения по делу.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 21 января 2022 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, АО "Почта России" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 26А, стр. 1, г. Москва, Кутузовский проспект, д. 2/1, корп. 1Б, что подтверждается выписками из ЕГРН от 23.06.2021 г.
Здание по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 26А, стр. 3 передано ответчику Территориальным управлением Росимущества в городе Москве по договору безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества, составляющими имущество государственной казны Российской Федерации, заключенному в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности АО "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ", от 31 января 2020 г. N 77-09/17. Объекты недвижимости, расположенные по адресам: г. Москва, Мясницкая ул., д. 26А, стр. 1, 3 приняты под государственную охрану распоряжением Правительства Москвы от 10 августа 2004 г. N 1608-РП в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Московский Императорский почтамт и телеграф", XVIII в. - нач. XX в. архитекторы Х. Фихтнер, А.К. Кавос, А.П. Попов, О.Р. Мунц, В.А., А.А. и Л.А. Веснины, техник архитектуры Х.Э. Несслер, гражданский инженер Л. И Новиков, инженер В.Г. Шухов".
Границы территории ансамбля утверждены постановлением Правительства Москвы от 05 октября 2010 г. N 903-ПП "Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в пределах Центрального административного округа города Москвы".
Предмет охраны ансамбля утвержден распоряжением Департамента от 10 сентября 2012 г. N 826.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 10 августа 2004 г. N 1608-РП здание по адресу: г. Москва. Мясницкая ул., д. 26А, стр. 1 входит в состав ансамбля в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Главный корпус, нач. XVIII в., 1790-е гг., 1803-1804 гг.. 1855-1856 гг., 1910-1912 гг. архитекторы Х. Фихтнер, А.К. Кавос, А.П. Попов, О.Р. Мунц, В.А., А.А. и Л.А. Веснины, техник архитектуры Х.Э. Несслер, гражданский инженер Л.И. Новиков, инженер В.Г. Шухов", здание по адресу: г. Москва, Мясницкая ул., д. 26А, стр. 3 входит в состав ансамбля в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом ("Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства"), 1898 г., архитектор А.П. Попов".
Объект по адресу: г. Москва. Мясницкая ул., д. 26А, стр. 1 зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 ноября 2015 г. N 17607-р.
Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта утверждено приказом Департамента от 28 января 2020 г. N 29.
Объект по адресу: г. Москва. Мясницкая ул., д. 26А, стр. 3 зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 ноября 2015 г. N 17198-р.
Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта утверждено приказом Департамента от 28 января 2020 г. N 28.
Решением Мосгорисполкома от 23 марта 1987 г. N 647 здание по адресу: г. Москва, Кутузовский просп., д. 2/1, корп. 1Б принято под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Гостиница "Украина", 1950-1956 гг., архитектор А.Г. Мордвинов, инженер П. Красильников".
Объект по адресу: г. Москва, Кутузовский просп., д. 2/1, корп. 1Б зарегистрирован в качестве объекта культурного наследия регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 5-р. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта утверждено приказом Департамента от 22 сентября 2016 г. N 718.
Департаментом культурного наследия города Москвы на объект по адресу: г. Москва, Мясницкая ул., д. 26А, стр. 1 оформлен акт технического состояния от 22 января 2019 г. N ДКН-16-44-81/9, согласно которому ответчик обязуется: провести 4 первоочередные противоаварийные работы и работы по консервации светового фонаря по согласованному проекту и разрешению Департамента в срок до 1 июля 2019 г.; представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в срок не позднее 6 месяцев после выполнения пункта 1: разработать на основании задания, выданного Департаментом, проектную документацию на проведение работ по сохранению Объекта 1, включая приспособление для современного использования, и согласовать ее в Департаменте в установленном порядке в срок до 31 декабря 2019 г. провести работы по сохранению Объекта, включая приспособление для современного использования, по разрешению Департамента в течение 1,5 лет после выполнения пункта 3; представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в течение 6 месяцев после выполнения пункта 4; выполнять ремонт объекта по согласованному Департаментом проекту по окончания срока действия акта технического состояния (до 17 января 2024 г.).
Департаментом культурного наследия города Москвы на объект по адресу: г. Москва, Мясницкая ул., д. 26А, стр. 3 оформлен акт технического состояния от 15 июля 2020 г. N ДКН-16-44-5355/20, согласно которому ответчик обязуется: разработать на основании задания, выданного Департаментом, проектную документацию на проведение работ по сохранению Объекта и согласовать в Департаменте в установленном порядке в срок до 12 января 2021 г.; выполнить работы по сохранению Объекта по согласованному проекту и выданному разрешению в течение 1,5 лет после выполнения пункта 1; представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в течение 6 месяцев после выполнения пункта 2; установить на фасаде Объекта информационную надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. N 1178, а также Правительства Москвы от 13 февраля 2013 г. N 58-ПП в срок до 1 сентября 2020 г.
В отношении объекта по адресу: г. Москва, Кутузовский просп., д. 2/1, корп. 1Б актом плановой выездной проверки от 27 февраля 2019 г. N ПЗ/2019-11/19А установлена необходимость проведения работ по его сохранению в габаритах занимаемых ответчиком помещений; зафиксировано, что в помещениях наблюдаются обширные протечки на потолке, имеются трещины штукатурного слоя стен и потолков, а также отслоение красочного слоя на откосах оконных проемов, отсутствуют элементы дверных коробок и дверные полотна, демонтировано ограждение внутренней лестницы и ее облицовка, демонтирована часть обшивки стен, отсутствует часть потолочных гипсокартонных плит, с потолка свисают провода и обрезки труб системы вентиляции и кондиционирования, сильное загрязнение, наличие строительного мусора, отсутствует разработанная и поступившая на согласование проектная документация на проведение работ по сохранению.
АО "Почта России" выдано предписание от 27 февраля 2019 г. N ПЗ/2019- 11/19П с требованием провести работы по сохранению вышеуказанных объектов, однако, требования предписания ответчиком не исполнены.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с данным законом в пределах их 5 компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Мосгорнаследие в силу статей 10 и 11 Федерального закона N 73-ФЗ и пункта 1 Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП, является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление мер по сохранению, использованию, популяризации, государственной охране и государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием и государственной охраной объектов культурного наследия.
В п. 4.11 Положения установлено, что Мосгорнаследие осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях, а также обращается в суд в случаях нарушения законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В п. 1 статьи 21 Закона города Москвы N 26 предусмотрено, что условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территорий определяются государственным органом охраны памятников для каждого памятника независимо от формы собственности на основании соответствующего охранного документа: охранно-арендного договора, охранного обязательства или охранного договора, заключаемого с государственным органом охраны памятников или выдаваемого ему.
Объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, подлежат государственной охране на основании статьи 6 Федерального закона N 73-ФЗ, что в соответствии с требованиями указанного закона налагает на пользователя такого объекта установленные законом ограничения и обязанности.
Согласно части 2 статьи 10 Закона города Москвы N 26 предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Статьей 7 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия являются особым видом имущества, к которому требования гражданского законодательства применяются с учетом особенностей, установленных указанным законом.
Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
В силу статьи 47.3 Федерального закона 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния пользователь обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно статье 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (в настоящем случае - Мосгорнаследием) на основании составленного им акта технического состояния объекта с учетом вида данного объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования.
Кроме того, в силу статьи 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан в установленные сроки обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, и организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
На основании части 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий в силу ст. 310 ГК РФ не допускаются.
Таким образом, исходя из совокупности норм права, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе N 73-ФЗ правомочия пользователя обременены его обязанностью провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиком на себя обязательства по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку ответчиком в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств принятия всех мер по обеспечению сохранности спорных объектов культурного наследия и (или) проведения работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с требованиями закона в установленные сроки и на дату рассмотрения спора, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к тому, что в 2019 г. ответчиком заключены договоры на выполнение работ по проведению первоочередных противоаварийных мероприятий, также, в 2021 г. ответчиком получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, кроме того, проходят процедуры согласования плана-графика выполнения работ со сроками исполнения до 2025 г.
Однако, судебная коллегия, обращает внимание на то, что указанные доводы не соответствуют требованиям действующего законодательства, в частности Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вышеуказанной норме права корреспондирует специальная норма - статья 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, которая предусматривает, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, обязаны:
-осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
-не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
-не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия;
-обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
-не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Ответчик, как собственник нежилого здания, включенного в перечень объектов культурного наследия регионального значения, несет обязанность по проведению работ, связанных с сохранением такого объекта в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
Департаментом на Объект 1 оформлен акт технического состояния от 22 января 2019 г. N ДКН-16-44-81/9.
Согласно АТС-1 ответчик обязан:
-пункт 1 - провести первоочередные противоаварийные работы и работы по консервации светового фонаря по согласованному проекту и разрешению Департамента в срок до 1 июля 2019 г.;
-пункт 2 - представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в срок не позднее 6 месяцев после выполнения пункта 1;
-пункт 3 - разработать на основании задания, выданного Департаментом, проектную документацию на проведение работ по сохранению Объекта 1, включая приспособление для современного использования, и согласовать ее в Департаменте в установленном порядке в срок до 31 декабря 2019 г.;
-пункт 4 - провести работы по сохранению Объекта 1, включая приспособление для современного использования, по разрешению Департамента в течение 1,5 лет после выполнения пункта 3;
-пункт 5 - представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в течение 6 месяцев после выполнения пункта 4;
-пункт 6 - выполнять ремонт Объекта 1 по согласованному Департаментом проекту до окончания срока действия АТС-1 (до 17 января 2024 г.).
Департаментом на Объект 2 оформлен акт технического состояния от 15 июля 2020 г. N ДКН-16-44-5355/20.
Согласно АТС-2 ответчик обязан:
-пункт 1 - разработать на основании задания, выданного Департаментом, проектную документацию на проведение работ по сохранению Объекта 2 и согласовать в Департаменте в установленном порядке в срок до 12 января 2021 г.;
-пункт 2 - выполнить работы по сохранению Объекта 2 по согласованному проекту и выданному разрешению в течение 1,5 лет после выполнения пункта 1;
-пункт 3 - представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в течение 6 месяцев после выполнения пункта 2;
-пункт 4 - установить на фасаде Объекта 2 информационную надпись и обозначение, содержащие информацию об объекте культурного наследия в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. N 1178, а также Правительства Москвы от 13 февраля 2013 г. N 58-ППв срок до 1 сентября 2020 г.
В отношении Объекта 3 актом плановой выездной проверки от 27 февраля 2019 г. N ПЗ/2019-11/19А установлена необходимость проведения работ по его сохранению в габаритах занимаемых ответчиком помещений; зафиксировано, что в помещениях наблюдаются обширные протечки на потолке, имеются трещины штукатурного слоя стен и потолков, а также отслоение красочного слоя на откосах оконных проемов, отсутствуют элементы дверных коробок и дверные полотна, демонтировано ограждение внутренней лестницы и ее облицовка, демонтирована часть обшивки стен, отсутствует часть потолочных гипсокартонных плит, с потолка свисают провода и обрезки труб системы вентиляции и кондиционирования, сильное загрязнение, наличие строительного мусора, отсутствует разработанная и поступившая на согласование проектная документация на проведение работ по сохранению.
Ответчику выдано предписание от 27 февраля 2019 г. N ПЗ/2019-11/19П с требованием провести работы по сохранению Объектов 1, 2, 3. Требования предписания не исполнены.
В силу статьи 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
На основании статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных Департаментом, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной Департаментом, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия представляют собой последовательность действий, поэтапность.
Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия утвержден приказом Минкультуры России от 08.06.2016 N 1278 "Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия", который определяет процедуру выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Заявителем на получение задания является собственник (физическое лицо либо юридическое лицо) или иной законный владелец объекта культурного наследия (пункт 4 Порядка).
В соответствии с пунктом 6 Порядка выдача Задания осуществляется на основании заявления на выдачу Задания (по форме Приложение N 2 к Порядку), подписанного уполномоченным лицом, а также документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче Задания, копии документа, подтверждающего право собственности или владения. Таким образом выдача Задания носит заявительный характер.
Таким образом, получение ответчиком Задания не является выполнением им работ по сохранению Объектов 1, 2, 3, а также требований АТС-1, АТС-2, предписания.
Согласно Положению о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ГЩ Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Москвы и в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы осуществляет, в том числе:
-согласование проектной документации на проведение работ по сохранению, воссозданию объектов культурного наследия;
-согласование обязательных разделов проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ;
-утверждение отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия;
-выдачу разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
-приемку работ по сохранению объектов культурного наследия, с выдачей акта приемки работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, не является подтверждением выполнения работ по сохранению довод ответчика о заключении договоров на выполнение работ по проведению первоочередных противоаварийных мероприятий и опровергается нижеследующим.
Порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и состав отчетной документации о выполнении работ закреплены в ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
Согласно п. 7 вышеуказанной статьи после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ.
В соответствии с п. 8 вышеуказанной статьи приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Состав и порядок утверждения отчетной документации, порядок приемки работ, формы отчетной документации и акта утверждены приказом Минкультуры России от 25 июня 2015 г. N 1840 "Об утверждении состава и Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы".
Соответственно, довод заявителя о том, что проходят с Департаментом процедуры согласования плана-графика выполнения работ со сроками исполнения до 2025 г. ничем не предусмотрен. Сроки проведения работ по АТС-1, АТС-2, предписанию не менялись.
Таким образом, принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2022 по делу N А40-194237/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-194237/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"