город Воронеж |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А14-10538/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 по делу N А14-10538/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003) о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340) по Воронежской области по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, изложенных в уведомлениях N12-1041з/21 от 02.04.2021, N12-1042з/21 от 02.04.2021, N12-1043з/21 от 02.04.2021, N12-1044з/21 от 02.04.2021, N12-1045з/21 от 02.04.2021, N12-1046з/21 от 02.04.2021, N12-1252з/21 от 09.04.2021, N12-1273з/21 от 13.04.2021, N12-1274з/21 от 13.04.2021, уведомлении о рассмотрении документов N12-1272з/21 от 13.04.2021, об обязании устранить нарушение путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром",
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград", общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов",
при участии:
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области: Воротынцев И.В. - представитель по доверенности N 36-2022-1 от 12.01.2022, сроком действия на 1 год, предъявлено служебное удостоверение;
от публичного акционерного общества "Газпром": Шакирова Р.Р. - представитель по доверенности 01/04//04-231д от 25.05.2020 сроком действия на 3 года, представлен паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва": Гришко М.В. - представитель по доверенности N 705 от 19.10.2021 сроком по 31.12.2024, представлен паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" и общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" - представители не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Воронежской области, Кадастровая палата, регистрирующий орган) по отказу во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, изложенных в уведомлениях N 12-1041з/21 от 02.04.2021, N 12-1042з/21 от 02.04.2021, N 12-1043з/21 от 02.04.2021, N 12-1044з/21 от 02.04.2021, N 12-1045з/21 от 02.04.2021, N 12-1046з/21 от 02.04.2021, N 12-1252з/21 от 09.04.2021, N 12-1273з/21 от 13.04.2021, N 12-1274з/21 от 13.04.2021, N 12-1272з/21 от 13.04.2021.
Также Общество просило суд обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области устранить нарушения путем внесения в ЕГРН соответствующих сведений.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (далее - ООО "Газпром трансгаз Москва"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром трансгаз Волгоград") и общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром трансгаз Саратов").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными отказы во внесении сведений о зонах минимальных расстояний, изложенные в уведомлениях N 12-1041з/21 от 02.04.2021, N 12-1042з/21 от 02.04.2021, N 12-1043з/21 от 02.04.2021, N 12-1044з/21 от 02.04.2021, N 12-1045з/21 от 02.04.2021, N 12-1046з/21 от 02.04.2021, N 12-1252з/21 от 09.04.2021, N 12-1273з/21 от 13.04.2021, N 12-1274з/21 от 13.04.2021, N 12-1272з/21 от 13.04.2021.
Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области внести в ЕГРН соответствующие сведения.
Не согласившись с принятым решением, Кадастровая палата обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на то, что законодателем не определен порядок по внесению сведений в ЕГРН о границах зоны минимальных расстояний.
От ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Волгоград" поступили отзывы с возражениями на апелляционную жалобу.
Указывают, что необходимость внесения соответствующих сведений в ЕГРН обусловлено особыми требованиями к эксплуатации опасного объекта - газопровода.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы. Просил в удовлетворении требований отказать.
Представители ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Москва" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
ООО "Газпром трансгаз Волгоград" и ООО "Газпром трансгаз Саратов" в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ПАО "Газпром" является собственником объектов недвижимого имущества - магистральных трубопроводов, обращение с которыми осуществляется с привлечением эксплуатирующих организаций - ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Газпром трансгаз Волгоград" и ООО "Газпром трансгаз Саратов". Указанный факт сторонами по делу не оспаривается.
12.03.2021 и 15.03.2021 ООО "Газпром трансгаз Москва" обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области с заявлениями N N 56-01/360 и 44-02/340 о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, газораспределительных станций.
16.03.2021 ООО "Газпром трансгаз Волгоград" обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области с заявлением N 054/01457 о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, газораспределительных станций.
18.03.2021 ПАО "Газпром" обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по Воронежской области с заявлением N 40/06-13/35в о внесении в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, газораспределительных станций в отношении объектов, переданных по договору аренды от 30.11.2019 N 01/1600-Д-33/20 во временное владение и пользование ООО "Газпром трансгаз Саратов".
К указанным заявлениям были приложены CD-R диск в 1 экз., доверенность и реестр передаваемых на CD-дисках материалов зон минимальных расстояний на 5 листах.
Уведомлениями N 12-1041з/21 от 02.04.2021, N 12-1042з/21 от 02.04.2021, N 12-1043з/21 от 02.04.2021, N 12-1044з/21 от 02.04.2021, N 12-1045з/21 от 02.04.2021, N 12-1046з/21 от 02.04.2021, N 12-1252з/21 от 09.04.2021, N 12-1273з/21 от 13.04.2021, N 12-1274з/21 от 13.04.2021, N 12-1272з/21 от 13.04.2021 Кадастровая палата сообщила Обществу о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Основанием для отказа послужило невыполнение условий, предусмотренных частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ).
Регистрирующий орган указал, что в отношении зон минимальных расстояний не может быть применена часть 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, а принятые до дня официального опубликования Закона N342-ФЗ Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, Постановлением Гостехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, и свод правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", не являются нормативными актами, определяющими порядок установления границ зон минимальных расстояний.
Не согласившись с указанным уведомлением, ссылаясь на нарушение им прав и законных интересов, ПАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
В силу части 2 статьи 7 названного Закона сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в ЕГРН.
Под зонами с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий относится зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Из материалов дела усматривается, что объекты, указанные в заявлениях ПАО "Газпром", ООО "Газпром трансгаз Москва" и ООО "Газпром трансгаз Волгоград", представляют собой магистральные газопроводы и газораспределительные станции.
В соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом на основании подпункта "г" пункта 2 Правил охраны магистральных газопроводов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, категория "магистральный газопровод" включает, в том числе, объект "газораспределительная станция" (ГРС).
Минимальные расстояния от магистральных газопроводов и площадок ГРС до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности установлены Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утверждённым Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС (пункты 7.15, 7.16, 16.2; таблицы 4, 5, 20, прим. 1 к таблице 5).
Следовательно, указанный объект соответствует требованиям пункта 25 статьи 105 ЗК РФ и в отношении него установлено требование о внесении в ЕГРН сведений о минимальных расстояниях. Указанный факт сторонами не оспаривается.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования; к заявлению прилагаются документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 9 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 - 15 статьи 32 Закона N 218-ФЗ и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (часть 3 статьи 34 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 данного Закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 данного Закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до дня официального опубликования названного Федерального закона установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 03.01.2022.
Таким образом, законом предусмотрена возможность внесения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ не только на основании сведений, поступивших от органов государственной власти или органов местного самоуправления, но и на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.
Доводы о том, что на рассматриваемые правоотношения не распространяются положения части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Согласно статье 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (абзац 7).
СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Данный подход сформулирован в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О.
Согласно письму Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 N КМ-5452/05 в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования, необходимо в едином государственном реестре недвижимости помимо охранных зон отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения. Запись о наличии охранных зон в едином государственном реестре недвижимости не является записью правообразующей, поскольку зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в единый государственный реестр недвижимости.
Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в единый государственный реестр недвижимости с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, сведения о границах указанных минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, является обоснованным вывод суд области о том, что действующее законодательство устанавливает зоны минимальных расстояний до объекта системы газоснабжения, при этом заявитель как собственник газопровода и площадки ГРС обязан принять меры по их безопасному функционированию, предоставив сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
При указанных обстоятельствах подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что границы минимальных расстояний не относятся к сведениям, подлежащим включению в ЕГРН.
Отклоняя повторяющийся довод заявителей жалобы о том, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не относятся к зоне особого использования территории, суд области верно указал, что пунктом 25 статьи 105 ЗК РФ прямо предусмотрено, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) относятся к ЗОУИТ.
Указанная правовая позиция соответствует позиции постановления Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2020 N Ф10-971/2020 по делу N А62-1979/2019.
Отсутствие Положения Правительства РФ, определяющего, в том числе, порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон (часть 1 статьи 106 ЗК РФ) в отношении зоны минимальных расстояний не означает невозможность определения такой зоны на основании части 25 статьи 105 ЗК РФ и не препятствует внесению сведений о зонах минимальных расстояний в единый государственный реестр недвижимости, публичную кадастровую карту.
В случае, если магистральный газопровод построен и введён в эксплуатацию до вступления в силу Закона N 342-ФЗ, ЗОУИТ считается установленной и обязанность по внесению сведений о такой зоне в единый государственный реестр недвижимости лежит на собственнике газопровода (пункт 1 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021).
Поскольку спорные объекты были введены в эксплуатацию до вступления в силу Закона N 342-ФЗ, у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа во внесении сведений о минимальных зонах в ЕГРН.
Приложенные к заявлению в электронном виде документы содержали всю информацию, необходимую для внесения в ЕГРН сведений о границах зоны минимальных расстояний.
Доказательств обратного в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу статьи 333.37 НК РФ заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 по делу N А14-10538/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10538/2021
Истец: ПАО "Газпром"
Ответчик: ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ООО "Газпром трансгаз Волгоград", ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Газпром трансгаз Саратов"