г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-254784/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО специализированный застройщик "Евразия"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2022 по делу N А40-254784/21
по заявлению АО специализированный застройщик "Евразия"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании Постановления;
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО Специализированный застройщик "Евразия" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее также - Департамент) от 08.11.2021 N 0401-2526/2021/ЮАО о назначении административного наказания.
Решением суда первой инстанции от 17.02.2022 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Общество с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Представители сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, от Общества в суд апелляционной инстанци поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя АО Специализированный застройщик "Евразия".
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без участия представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 23.07.2021 (в период времени с 04 час. 34 мин до 04 час. 59 мин.) испытательной лабораторией ГПБУ "Мосэкомониторинг" по результатам проведения измерения уровня шума на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам 8 по 1-му Рощинскому проезду, 1 по 2-му Верхнему Михайловскому проезду и 6, корп.1 по 4-му Верхнему Михайловскому проезду города Москвы, зафиксировано превышение нормативов допустимого уровня шума.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной ст.4.46 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее также - КоАП г.Москвы), и назначения ему наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с постановлением Департамента от 08.11.2021 N 0401-2526/2021/ЮАО о назначении административного наказания, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
В соответствии с положениями ст.4.46 КоАП г.Москвы нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере сорока тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (далее также - СП 2.2.4/2.1.8.562-96) установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.
Согласно п.1.2 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В таблице 3 СП 2.2.4/2.1.8.562-96 приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки.
Пунктом 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определены допустимые уровни звука с 23 час. до 7 час. на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.
На основании ст.55 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты; при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий; запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.
Согласно требованиям постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных, размещения временных объектов в городе Москве": 2.1. В целях обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности на участке проведения работ и прилегающей территории проведение работ должно соответствовать требованиям защиты прилегающих территорий от неблагоприятных воздействий, связанных с производством работ, их транспортным обслуживанием и инженерным обеспечением, в том числе от шумовых воздействий, вибрации, загазованности и запыления атмосферного воздуха; 2.5.15. При выполнении работ в ночное время суток необходимо: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
В соответствии со ст.2 Закона города Москвы от 12.07.2002 N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве" к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве, относятся: производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; иные действия, повлекшие нарушение покоя граждан и тишины в ночное время на защищаемых территориях и в защищаемых помещениях в городе Москве.
На основании ст.ст.1 и 3 указанного Закона ночное время - период времени с 23 часов до 7 часов. Нарушение покоя граждан и тишины в городе Москве влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Пунктом 1.3.4 Распоряжения Правительства Москвы от 30.06.2004 N 1312-РП "О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений" установлено, что производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; не производить сварочные работы без установки защитных экранов; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
Согласно предоставленным Комитетом государственного строительного надзора города Москвы сведениям (письмо от 14.10.2021 N 09-1419/2 l-(l)-l) по объекту "Апартаментный комплекс", расположенному по строительному адресу: г.Москва, Михайловский верхний 4-й пр., вл.1, стр.2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11 (ЮАО. Донской), в отношении Общества оформлено Разрешение на строительство от 17.10.2019 N 77-128000-018526-2019 сроком действия до 26.06.2022.
В соответстви с Договором строительного подряда N ЕВР-СМР-20-20 от 09.09.2020 (далее также - Договор) срок начала работ - 14.09.2020, окончания - 31.01.2021.
Согласно Дополнительному соглашению N 3 от 27.09.2021 к Договору сроки начала работ - 30.09.2021 и окончания - 08.10.2021.
Таким образом, Общество является застройщиком на указанном объекте.
Факт превышения нормативов допустимого уровня шума, установленного в ходе его измерения, подтверждается протоколом проведения измерений уровня шума N 298 от 11.08.2021.
В соответствии с данным протоколом, а также информацией из рабочего листа N 1531/21 от 23.07.2021 и карточкой передачи средства измерения от 22.07.2021 согласно ГОСТ 23337-2014 шум измерялся прибором - шумомер ЭКОФИЗИКА-110А (зав. N БА 140037), в процессе его измерения произведена калибровка прибора, отклонений не выявлено, использовалась ветрозащита, измерения шума проведены в соответствии с п.6.1 абз.2 ГОСТ 23337-2014 на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам.
При этом в ходе измерения уровня шума нарушений ГОСТ 23337-2014, вопреки доводам жалобы, не установлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности (ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод Общества о том, что на дату проведения замеров уровня шума работы на объекте выполнялись подрядчиком - ООО "Союз", подлежат отклонению как необоснованные, поскольку согласно п.3.2.3 Договора заказчик обязан обеспечить проведение строительного контроля за выполнением работ, при этом согласно положениям ст.53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ, в том числе ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч.1). В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (ч.2).
Являясь застройщиком на указанном объекте, Общество имело возможность для соблюдения установленных требований и при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, в том числе по осуществлению строительного контроля в целях проверки соответствия выполняемых работ ограничениям, установленным приведенными выше нормами, обязано было принять меры по недопущению нарушения приведенных норм действующего законодательства.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства, как и доказательств невозможности соблюдения указанных требований, заявителем в материалы дела также не представлено.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.4.46 КоАП г.Москвы.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд установил, что заявитель надлежащим образом был уведомлен о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, положения ст.ст.25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с установленной ст.4.46 КоАП г.Москвы санкцией.
Таким образом, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2022 по делу N А40-254784/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-254784/2021
Истец: АО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЕВРАЗИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16368/2022
26.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14590/2022
17.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-254784/2021
17.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-254784/2021