г. Самара |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А72-14682/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 27.04.2022.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи О.В. Барковской, судей С.А. Кузнецова, О.И. Буртасовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.12.2021 по делу N А72-14682/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (ОГРН 1027301581603, ИНН 7328036191) к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133) о взыскании 1 522 795 ру3б. 15 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов по адресам: город Ульяновск, проезд Заводской, д. 23, улица Заречная, д. 2, д. 22, д. 29, д. 3, д. 9, улица Краснопролетарская, д. 1, д. 22, д. 25, д. 3, д. 30, д. 6, д. 9, улица Шоферов, д. 10, д. 5, улица Рабочая, д. 21, д. 17, д. 11, д. 1, д. 13, ул. Почтовая, д. 29, ул. Пионерская, д. 16/16, ул. Ленинградская, д. 32, за июнь 2019 года - июль 2021 года в размере 1 226 589 руб. 73 коп., пени за период с 01.06.2019 по 22.12.2021 в размере 160 867 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.12.2021 исковые требования удовлетворены, с Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в сумме 1 226 589 руб. 73 коп., пени в сумме 160 867 руб. 74 коп., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 26 875 руб. 00 коп.
Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска просит признать ненадлежащим ответчиком.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в управлении общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление" (истец) находятся многоквартирные дома, расположенные в г. Ульяновске по адресам: г.Ульяновск, проезд Заводской, д. 23, улица Заречная, д. 2, д. 22, д. 29, д. 3, д. 9, улица Краснопролетарская, д. 1, д. 22, д. 25, д. 3, д. 30, д. 6, д. 9, улица Шоферов, д. 10, д. 5, улица Рабочая, д. 21, д. 17, д. 11, д. 1, д.13, ул. Почтовая, д. 29, ул. Пионерская, д. 16/16, ул. Ленинградская, д. 32.
В собственности муниципального образования "город Ульяновск" в спорный период находились жилые помещения (квартиры) в указанных многоквартирных домах, а именно: г. Ульяновск, пр. Заводской, д. 23, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 792,5 кв.м; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 2, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 1468,2 кв.м; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 22, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 1301,2 кв.м; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 29, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 115,3 кв.м; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 3, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 348,3 кв.м; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 9, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 330,4 кв.м; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 1, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 346,5 кв.м; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 22, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 163,4 кв.м; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 25, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 340,00 кв.м; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 3, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 77,7 кв.м; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 30, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 130,3 кв.м; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 6, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 297,4 кв.м; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 9, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 163,18 кв.м; г. Ульяновск, ул. Шоферов, д. 5, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 392,6 кв.м; г. Ульяновск, ул. Шоферов, д. 10, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 245,75 кв.м; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 21, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 195,8 кв.м; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 17, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 119,4 кв.м; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 11, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 150,7 кв.м; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 1, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 491,3 кв.м 20; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 13, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 83,6 кв.м; г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 29, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 190,7 кв.м; г. Ульяновск, ул. Пионерская, д. 16/16, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 244,3 кв.м; г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 32, общая площадь квартир, находящихся в муниципальной собственности составляет 294,2 кв.м.
Ссылаясь на невыполнение ответчиком обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с июня 2019 года по июль 2021 года, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные положения гражданского законодательства корреспондируют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
На основании части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу требований приведенных норм права издержки по содержанию общего имущества относятся как на собственников квартир, так и на собственников нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Из анализа указанных норм следует, что участие каждого участника в расходах по содержанию имущества в соответствии с долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Согласно положениям части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 31.01.2019 N 35-П на территории Ульяновской области с 01.07.2019 минимальный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домов в размере 5 руб. 70 коп. за квадратный метр площади помещений в многоквартирных домах от пяти этажей включительно до девяти этажей включительно.
Согласно расчету истца у ответчика имеется задолженность за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с июня 2019 года по июль 2021 года в размере 1 226 589 руб. 73 коп., в том числе: г. Ульяновск, пр. Заводской, д. 23 в размере 117 361,32 руб.; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 2 в размере 217 425,74 руб.; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 22 в размере 192 694,71 руб.; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 29 в размере 17 074,78 руб.; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 3 в размере 51 579,75 руб.; г. Ульяновск, ул. Заречная, д. 9 в размере 48 928,94 руб.; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 1 в размере 51 313,19 руб.; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 22 в размере 24 197,91 руб.; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 25 в размере 50 350,60 руб.; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 3 в размере 11 506,59 руб.; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 30 в размере 19 296,13 руб.; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 6 в размере 44 041,97 руб.; г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская, д. 9 в размере 24 165,43 руб.; г. Ульяновск, ул. Шоферов, д. 5 в размере 58 140,13 руб.; г. Ульяновск, ул. Шоферов, д. 10 в размере 36 393,24 руб.; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 21 в размере 28 996,02 руб.; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 17 в размере 17 681,95 руб.; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 11 в размере 22 317,16 руб.; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 1 в размере 72 756,62 руб.; г. Ульяновск, ул. Рабочая, д. 13 в размере 12 380,32 руб.; г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 29 в размере 28 240,76 руб.; г. Ульяновск, ул. Пионерская, д. 16/16 в размере 36 178,39 руб.; г. Ульяновск, ул. Ленинградская, д. 32 в размере 43 568,08 руб.
Расчет проверен судом и признан верным, ответчиком контррасчет не представлен, долг не оспорен, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворил требование истца о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в общей сумме 1 226 589 руб. 73 коп.
Расчет пени за период с 01.06.2019 по 22.12.2021 составляет 160 867 руб. 74 коп. также проверен судом и признается верным, ответчиком по существу не оспорен.
Довод ответчика о том, что полномочия собственника в отношении муниципального имущества возложены на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска отклоняется апелляционным судом в ввиду следующего.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
При этом, как следует из абзаца 3 пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.12.2021 по делу N А72-14682/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14682/2021
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ и благоустройства администрации города Ульяновска, МО ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА