г. Тула |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А54-5544/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца - министерства природопользования Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1116234000145, ИНН 6234087093) - Матюхиной В.В. (доверенность от 27.12.2021 N 70), ответчика - закрытого акционерного общества "Криушинский лесокомбинат" (Рязанская область, с. Криуша, ОГРН 1026200557790, ИНН 6205005515) - Романова О.Е. (доверенность от 13.12.2019 N 7), Романова В.И. (доверенность от 13.04.2022 N 2), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Криушинский лесокомбинат" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2021 по делу N А54-5544/2020 (судья Афанасьева И.В.),
УСТАНОВИЛ:
министерство природопользования Рязанской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к закрытому акционерному обществу "Крушинский лесокомбинат" (далее - ответчик, общество) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 14.12.2009 в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего спора и нарушение норм материального права. По мнению общества, позиция министерства о необходимости внесения изменений в договор аренды лесного участка от 14.12.2009 в связи с принятием новой редакции лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество" не основана на законе. Как указывает ответчик, после утверждения новой редакции лесохозяйственного регламента министерство перестало принимать от общества лесные декларации, препятствуя последнему вести деятельность на арендуемом лесном участке. Податель апелляционной жалобы также ссылается на необоснованное не применение судом первой инстанции положений части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между министерством природопользования Рязанской области (арендодателем), являющимся правопреемником главного управления лесного хозяйства Рязанской области, министерства лесного хозяйства Рязанской области, на основании Положения о министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением правительства Рязанской области от 05.10.2010 N 240, и закрытым акционерным обществом "Криушинский лесокомбинат" (арендатором) в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Законом Рязанской области от 14.06.2007 N 68-03 "О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере лесных отношений", Положением о главном управлении лесного хозяйства Рязанской области, утвержденным постановлением правительства Рязанской области от 11.06.2008 N 102, в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании приказа главного управления лесного хозяйства Рязанской области от 14.12.2009 N 124 заключен договор аренды лесного участка от 14.12.2009 (далее - договор).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области от 23.12.2009 (номер регистрационной записи 62-62-07/074/2009-108).
Лесной участок, находящийся в Криушинском лесничестве, передан арендатору на основании акта приема-передачи от 24.12.2009.
В договор аренды вносились изменения дополнительными соглашениями от 28.05.2010, 21.12.2010, 05.09.2011, 03.10.2012, 20.12.2017.
В 2018 году в границах Криушинского лесничества Рязанской области проведено лесоустройство, в результате которого выявлены существенные изменения качественных и количественных характеристик лесного участка, параметров использования лесов (возраст рубки лесных насаждений, допустимый объем изъятия древесины, объемы мероприятий охране, защите и воспроизводству лесов и др.).
По итогам лесоустроительных работ внесены изменения в государственный лесной реестр. Постановлением министерства природопользования Рязанской области N 15 "О внесении изменений в постановление министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 N 41 "Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", подведомственного министерству природопользования Рязанской области" от 28.08.2019 утверждены изменения в лесохозяйственный регламент Криушинского лесничества.
Исходя из разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства, выраженных в письме от 16.11.2012 N ЮД-10-54/13313 "Об основаниях внесения изменений в договор аренды лесного участка", под существенными изменениями обстоятельств понимаются "изменения расчетной лесосеки, вызванные устаревшими сведениями лесоустройства".
Расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов (Приказ Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки").
Изменения расчетной лесосеки, как правило, подтверждается проведением лесоустройства и подлежат отражению в нормах лесохозяйственного регламента.
При этом размер арендной платы должен быть увеличен или уменьшен пропорционально изменению объема подлежащих изъятию лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, также при необходимости внесены иные соответствующие изменения, в том числе в части уточнения объема лесохозяйственных мероприятий.
Изменение качественных и количественных характеристик лесного участка не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как качественная характеристика, объем использования лесов и размер арендной платы.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства в целях соблюдения досудебного порядка разрешения спора министерство в адрес общества направило письмо от 16.01.2020 исх. N СА/9-347 "О внесении изменений в договор аренды лесного участка", содержащее предложения об изменении условий договора. Документы арендатором получены 23.01.2020.
Поскольку проект дополнительного соглашения к договору ответчиком подписан не был, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, в силу части 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Согласно статье 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (часть 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 72 ЛК РФ предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации введена часть 2.1 (вступившая в силу с 22.07.2014), содержащая специальную норму, которой предусмотрена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, на основании решения суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого участка.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ, введенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (действует с 01.10.2015), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения и количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из материалов дела усматривается, что требования истца о необходимости внесения изменений в договор аренды лесного участка от 14.12.2009 заявлены в связи с принятием новой редакции лесохозяйственного регламента ГКУ Рязанской области "Криушинское лесничество".
В соответствии со статьей 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 87 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов, расположенных в границах лесничеств, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества (часть 6 статьи 87 ЛК РФ).
Материалами дела установлен и сторонами не оспаривается факт того, что постановлением министерства природопользования Рязанской области N 15 "О внесении изменений в постановление министерства природопользования Рязанской области от 19.12.2017 N 41 "Об утверждении лесохозяйственного регламента государственного казенного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", подведомственного министерству природопользования Рязанской области" от 28.08.2019, утверждены изменения в лесохозяйственный регламент Криушинского лесничества.
Данные изменения касаются существенных условий, заключенного между истцом и ответчиком договора аренды (качественные, количественные характеристики лесного участка, объем использования лесов и размер арендной платы).
Следовательно, поскольку установлен факт существенного изменения количественных и качественных характеристик переданного в аренду обществу лесного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости внесения изменений в договор аренды в части качественных, количественных характеристик лесного участка, видов и объемов использования лесов и размера арендной платы.
Ссылка ответчика на часть 2 статьи 422 ГК РФ, в которой указано, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку правила, на основании которых заключен спорный договор аренды лесного участка, лесохозяйственным регламентом не могут изменяться и не изменялись, изменения касались качественных и количественных характеристик лесных насаждений, что впоследствии повлияло на способы и объемы лесопользования на территории лесничества.
На основании изложенного суд первой инстанции, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований министерства в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права, не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не влекут отмены решения суда.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2021 по делу N А54-5544/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5544/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО " КРИУШИНСКИЙ ЛЕСОКОМБИНАТ"
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3121/2022
20.04.2022 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8306/2021
25.10.2021 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5544/20
18.10.2021 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5544/20