г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А40-289943/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО ПСК "ПРОЕКТСТРОЙ-С" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2022 по делу N А40-289943/21 принятое
по заявлению ООО ПСК "ПРОЕКТСТРОЙ-С" к ИФНС России N 13 по г. Москве
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
Генеральный директор Стариков Г.М. по приказу; Пискунова М.А. по доверенности от 01.02.2022 |
от заинтересованного лица: |
Лебедев И.А. по доверенности от 29.03.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО ПСК "ПРОЕКТСТРОЙ-С" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г.Москве (далее- заинтересованное лицо, Инспекция) N 77132134200228400004 от 24.12.2021 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением от 11.03.2022 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От налогового органа поступил отзыв.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить, в том числе, с учетом изменений, внесенных в КоАП РФ, поскольку общество является микропредприятием.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения, полагает, что в данном случае закон, смягчающий наказание, обратной силы не имеет.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Как верно установлено судом первой инстанции, Общество заключило трудовые договоры с иностранными гражданами (нерезидентами).
30 декабря 2020 года Обществом было совершено несколько незаконных валютных операций путем выплаты указанным работникам- иностранным гражданам заработной платы наличными деньгами из кассы Общества, в общей сумме 240 947 руб.по платежной ведомости от 25.11.2020 г. N 54, тем самым допустив нарушение норм валютного законодательства, выразившееся в выплате нерезиденту денежных средств минуя банковский счет.
В соответствии с пп.б п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее- Закон 173-ФЗ) валютной операцией является использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Следовательно, 17.09.2021 обществом была осуществлена валютная операция с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, заключающаяся в выдаче денежных средств иностранным гражданам в наличной форме.
В силу ч.2 ст.14 Закон 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами- резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Таким образом, выплата нерезидентам денежных средств из кассы обществом произведена с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Событие, вменяемого заявителю административного правонарушения, подтверждается представленными ответчиком доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако, суд апелляционной инстанции полагает необходимым учесть следующее.
Федеральным законом от 26.03.2022 N70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" (далее- Закон N 70-ФЗ), вступившим в силу с 06.04.2022 года, в КоАП РФ внесен ряд изменений, в том числе, связанных с установлением (снижением) размера административных штрафов, субъектам малого и среднего предпринимательства, микропредприятиям, а также заменой штрафов на иные меры наказания.
В данном случае, материалами дела подтверждено, что Заявитель является микропредприятием.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть, распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и, в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, введенной Законом N 70-ФЗ, в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций- получателей поддержки, а также, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе, к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией, соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Размер штрафа по ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ не может составлять менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) разд.II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях для должностного лица (ч. 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ).
Поскольку коллегией установлено, что общество является микропредприятием с 01.08.2016, то в данном случае, возможно применение указанной нормы права.
Санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц- от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением Обществу назначен штраф в размере 75% от суммы незаконной валютной операции, то есть, 180 710,25 руб. (т.1 л.д.15)
Таким образом, учитывая положения частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, размер штрафа, подлежит снижению до 90 355 рублей.
Коллегия также считает необходимым отметить, что в данном случае, не могут быть применены положения ст.ст.2.9, 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающие освобождение от наказания и замену административного штрафа на предупреждение.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В данном случае, оснований для применения положений указанных норм права не установлено.
Правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст.15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.
Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение суверенитета и экономической безопасности, Российской Федерации, защиту внутреннего рынка.
Пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала, борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Учитывая имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, суд считает, что оно не может быть квалифицировано как малозначительное, а наказание в виде штрафа не может быть заменено на предупреждение, поскольку, а данном случае, усматривается возможность угрозы причинения вреда безопасности государства.
Указанная правовая позиция основана на сложившейся судебной практике рассмотрения аналогичных споров, а также поддержана Верховным Судом РФ, в том числе, в Определении N 307-ЭС20-6932 от 14.05.2020 по делу N А52-2591/2019, а также, Конституционным Судом РФ в Определении от 20 июля 2021 г. N1664-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "ПСКОВАГРОИНВЕСТ" на нарушение его конституционных прав частью 3.3 ст.4.1 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, ст.2 и ч.2 ст.14 Федерального Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также ч.3 ст.4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"
Коллегия также считает необходимым отметить, что, в данном случае, учитывая, что санкцией ч.1 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрен расчетный штраф, применение положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, не улучшает положение Общества.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее- постановление N37) в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно пункту 2 постановления N37, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
При таких обстоятельствах постановление ИФНС России N 13 по городу Москве N 77132134200228400004 от 24.12.2021 подлежит признанию не подлежащим исполнению в части суммы штрафа, превышающей 90 355 рублей.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами АПК РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Учитывая приведенные данные и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.03.2022 по делу N А40-289943/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление ИФНС России N 13 по городу Москве N 77132134200228400004 от 24.12.2021 о привлечении ООО Проектно-строительная компания "ПРОЕКТСТРОЙ-С" к административной ответственности не подлежит исполнению в части административного штрафа, превышающего размер 90 355 (девяносто тысяч триста пятьдесят пять) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-289943/2021
Истец: ООО ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ПРОЕКТСТРОЙ-С"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 13 ПО Г. МОСКВЕ