город Омск |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А70-14055/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Рожкова Д.Г., Сафронова М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём Летучевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3084/2022) акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.02.2022 по делу N А70-14055/2021 (судья Буравцовой М.А), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (ОГРН 1157847298894, ИНН 7838042298) к акционерному обществу "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1177232016510, ИНН 7203420973) о взыскании 487 786 руб. 55 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
посредством видеоконферец-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области (судья Кондрашов Ю.В.) представители акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" - Полякова Ю.И. по доверенности от 04.10.2021, Минибаева М.М. по доверенности от 25.11.2021,
непосредственно в здании суда представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" - Курманбакиева Р.М. по доверенности от 17.12.2021 N ГМС-34/4/22, Алакшаева Е.А. по доверенности от 06.12.2021 N ГМС-34/253/21,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Север" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Север", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к акционерному обществу "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" (далее - АО "УСТЭК", ответчик) о взыскании задолженности за поставленный в апреле 2021 года газ в размере 486 570 руб. 12 коп., пени в размере 1 216 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.02.2022 по делу N А70-14055/2021 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг в размере 486 570 руб. 12 коп., пени в размере 1 216 руб. 43 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 756 руб., всего 500 542 руб. 55 коп. ООО "Газпром межрегионгаз Север" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 244 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, АО "УСТЭК" (далее - заявитель) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что истцом не доказано наличие правовых оснований для применения повышающих тарифов при определении цены на газ за апрель 2021 года. По мнению заявителя, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что возможность одностороннего изменения договорного объема газа предусмотрена условиям договора поставки газа, а именно пунктом 3.4 договора. Как указано ответчиком, информация об изменении объемов поставки или выборки газа в адрес АО "УСТЭК" направлена не была ни в установленный договором срок, ни впоследствии. Кроме того, АО "УСТЭК" ссылается на то, что суд первой инстанции не указал в решении дату направления и поступления в адрес ответчика дополнительного соглашения N 5-13 к договору, а также подписанного истцом проекта договора поставки газа N 63-5-56-5570/21Д.
25 апреля 2022 года, то есть за одни день до даты судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы, истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика возражали против приобщения к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу.
По правилам части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд. К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Согласно положениям, предусмотренным частью 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга заблаговременно, до начала судебного разбирательства, учитывая при этом, что они несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
Направление отзыва на апелляционную жалобу за 1 день до судебного по рассмотрению апелляционной жалобы не может быть признано заблаговременным.
Учитывая изложенное и возражения представителей АО "УСТЭК" против приобщения к материалам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что приобщение отзыва на апелляционную жалобу в таких условиях повлечет нарушение принципа состязательности и прав ответчика.
С учетом изложенного, отзыв истца на апелляционную жалобу не подлежит приобщению к материалам дела.
Поскольку указанный документ представлен в электронном виде посредством системы "Мой арбитр", он остается в рамках настоящего дела, но оценке судом не подлежит (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов").
В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО "Газпром межрегионгаз Север" просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Тюменской области от 03.02.2022 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Север" (поставщик) и АО "УСТЭК" (покупатель) заключён договор поставки газа N 63-5-56-5570/21 с учетом протокола согласования разногласий (далее - договор), по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2021 по 31.12.2021 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а покупатель обязуется принимать газ на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее ему на законном основании, подключённое в соответствии с техническими условиями на присоединение к газораспределительной системе, техническими условиями по эффективному использованию газа и соответствующее проекту газоснабжения; выполнять и соблюдать все требования нормативно-технической документации для получения газа; современно оплачивать поставляемый газ (пункт 2.1) (т. 1, л. 13-21, 44-54, 56).
Цена на газ по договору (без НДС) на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, формируется из регулируемой оптовой цены на газ, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) или определённой по формуле цены газа, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО и специальной надбавки к тарифу на транспортировку газа по сетям ГРО (с учетом дополнительных налоговых платежей, возникающих в связи с введением специальной надбавки), определённых в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, сверх цены на газ по договору к оплате предъявляется НДС по ставке, установленной законодательством Российской Федерации. В случае изменения оптовых цен на газ, расчеты за газ производятся по новой цене с момента вступления в силу Приказа уполномоченного органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 5.1 договора).
Режим и порядок поставки газа согласован сторонами в разделе 3 договора.
Пунктом 5.4 договора предусмотрено, что фактическая стоимость газа, выбранного по настоящему договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, конденсата оформленной по форме ТОРГ-12.
Согласно абзац второму пункта 8.1 договора его условия применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2021.
Дополнительным соглашением N 6-01 с протоколом согласования разногласий к договору стороны внесли изменения в пункт 2.1.2 в отношении договорных объемов газа, согласно которым договорной объем газа в апреле 2021 года составляет 6 527,413 тыс.куб.м, в том числе газ на промышленные цели - 4,080; газ на коммунально-бытовые нужды - 6 523,333 (т. 1, л. 55, 57-58)
Как указано ООО "Газпром межрегионгаз Север", в связи с корректировкой объемов реализации газа потребителям Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в соответствии с проектом прогнозного плана распределения газа ПАО "Газпром" на II квартал 2021 года на основании письма от 30.03.2021 N 04-01-05Э/4422 "О плановых показателях на II квартал 2021 года" истец подготовил и направил в адрес АО "УСТЭК" дополнительное соглашение от 01.04.2021 N 5-13 к договору, а также подписанный договор поставки газа от 22.03.2021 N 63-5-56-5570/21Д (т. 1, л. 61-89, 108-110).
Ссылаясь на неисполнение АО "УСТЭК" обязательств по оплате потребленных ответчиком в апреле 2021 года объемов газа с учетом корректировки в размере 486 570 руб. 12 коп. (т. 1, л. 7, 12), истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствовался пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330, пунктом 1 статьи 424 ГК РФ, пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 541, статьей 544, пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), абзацем 4 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), пунктами 12, 12.1, 13, 17, 29 Правил поставки газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), пунктами 3, 11, 15.1, 15.2, 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), пунктом 3 Приказа ФСТ от 05.07.2007 N 155-э "Об утверждении Положения об особенностях определения объемов газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021", исходил из доказанности возникновения на стороне ответчика обязательств по оплате потребленных ресурсов в заявленном размере.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 18 Закона о газоснабжении поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ, применяемой в рассматриваемом случае в силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В подтверждение потребления АО "УСТЭК" газа в объеме 5 932,266 тыс.куб.м в материалы настоящего дела представлены акт сдачи-приемки газа от 30.04.2021, товарная накладная (т. 1, л. 22 - 24), подписанные покупателем с возражениями.
Факт потребления газа ответчиком не оспаривается.
Как установлено судом первой инстанции, разногласия у сторон возникли относительно применения в расчете стоимости потребленного ресурса цены на газ и повышающих коэффициентов.
Согласно пункту 12 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель - отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
На основании пункта 12.1 Правил поставки газа в договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.
Из пунктов 15, 17 Правил поставки газа следует, что в случае потребления газа в большем, чем определено в договоре поставки газа, количестве стоимость сверхдоговорного объема газа и его транспортировки будет иной, нежели та, которая установлена в договоре.
В силу пункта 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением, а также приравненными к населению коммунально-бытовыми потребителями.
В силу пункта 15.1 Основных положений N 1021, оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для следующих групп потребителей (кроме населения):
а) потребители газа, впервые заключившие договоры поставки газа с началом поставки после 1 июля 2007 г. (кроме организаций, создаваемых в результате реорганизации организаций, ранее покупавших газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, или организаций, которые приобрели (в том числе в порядке правопреемства) газопотребляющее оборудование, ранее обеспечивавшееся газом, добываемым открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами);
б) потребители газа, приобретающие газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Пунктом 15.3 Основных положений предусмотрено, что поставщики реализуют газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
С учетом изложенного, а также пункта 1 статьи 424 ГК РФ, пункта 29 Правил поставки газа, пунктов 3, 11, 15.2, Основных положений N 1021, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что порядок ценообразования в рассматриваемый период включает два способа формирования цены:
- регулируемая оптовая цена на газ (определяется уполномоченным в области регулирования цен органом для определенных категорий потребителей), применяемая в отношении объемов газа, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год;
- оптовая цена на газ, определяемая по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, применяемая в отношении объемов газа, приобретаемых конечными потребителями сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год.
При этом поставка газа конечным потребителям осуществляется из двух ресурсов (источников):
- газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами;
- газ, добываемый организациями, не являющимися аффилированными лицами ПАО "Газпром".
Поставка объёма газа конечным потребителям из обоих ресурсов (источников) поставлена в зависимость от его наличия у основного поставщика - ООО "Газпром межрегионгаз".
В рассматриваемой ситуации согласно условиям договора поставки газа от 22.03.2021 N 63-5-56-5570/21 в редакции дополнительного соглашения N 6-01 годовой объём поставки в 2021 году составляет 68 041 тыс.куб.м, из которого за апрель 2021 года:
- объём поставки ресурсов ПАО "Газпром" и его аффилированных лиц - 0,000 тыс.куб.м;
- объем поставки газа из ресурсов организаций, не являющихся аффилированными лицами ПАО "Газпром" - 6 527,413тыс.куб.м.
В связи с перераспределением объёмов (ресурсов) газа, руководствуясь пунктами 15.1-15.3 основных положений, пунктами 2.7, 3.4, 9.3 договора поставки газа, истцом подготовлены и направлены в адрес ответчика:
- дополнительное соглашение от 01.04.2021 N 5-13 к договору поставки газа N 63-5-56-5570/2021 от 22.03.2021, предусматривающее объем поставки газа из ресурсов ПАО "Газпром" и его аффилированных лиц в апреле 2021 года в размере 5 618тыс.куб.м (базовый объём, зафиксированный в договоре поставки газа на 2007 год) (т. 1, л. 130-131 и оборотная сторона);
- договор поставки газа N 63-5-56-5570/21Д от 22.03.2021 с объёмом поставки газа из ресурсов организаций, не являющихся аффилированными лицами ПАО "Газпром" в апреле 2021 года в размере 909,413тым.куб.м (объём газа, превышающий договорные объёмы 2007 года) (т. 1, л. 132-139, т. 2 л. 7-8).
Таким образом, общий объём по двум договорам в спорный период составил 6 527,413тыс.куб.м (5 618 + 909,413), что соответствует объёму газа, зафиксированному в дополнительном соглашении N 6-01 к договору поставки газа.
Как пояснил истец (т. 2, л. 14-15) посуточное распределение потребленных объемов происходит по принципу закрытия фактического объема сначала на договор с наименьшей стоимостью, то есть базовый договор N 63-5-56-5570/21, до максимального суточного договорного объёма, при превышении фактически потребленного объема газа максимального суточного договорного объема базового договора распределение производится до максимального суточного договорного объема на дополнительный договор N 63-5-56-5570/21Д.
В случае, если фактический объём при распределении на дополнительный договор N 63-5-56-5570/21Д будет превышать максимальный суточный договорный объём, то перерасход будет распределен в базовый договор N 63-5-56-5570/21.
В связи с отказом ответчика от подписания дополнительного договора образовался перерасход газа по основному договору, что послужило основанием для применения повышающих коэффициентов в соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа.
Ответчик полагает, что цена потребленного газа подлежит определению исходя из объема газа из ресурсов организаций, не являющихся аффилированными лицами ПАО "Газпром", согласованного сторонами в договоре с учетом дополнительного соглашения N 6-01, который в апреле 2021 года составляет 6 527,413 тыс.куб.м.
Вместе с тем, ответчиком не учтено, что пунктом 3.4 договора предусмотрено, что оперативные распоряжения ЦПДД ПАО "Газпром" о режиме поставки, транспортировки и отборки газа являются обязательными для выполнения сторонами.
Из буквального толкования указанного условия в соответствии со статьей 431 ГК РФ следует, что распоряжение ЦПДД ПАО "Газпром", влекущее изменение объема поставки или выборки газа покупателем, является достаточным основанием для изменения режима поставки газа.
Указанное условие договора в соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ определено по усмотрению сторон.
Доказательств заявления АО "УСТЭК" возражений относительно указанного условия при заключении договора в материалы настоящего дела не представлено, в протоколе разногласий к договору указанное условие не отражено.
С учетом изложенного, вопреки доводам ответчика, необходимость изменения режима поставки или выборки газа покупателем вследствие распоряжения ЦПДД ПАО "Газпром" не требует доказывания.
Наличие оснований для осуществления корректировок объемов газа в соответствии с проектом прогнозного плана распределения ПАО "Газпром" на II квартал 2021 года, на основании письма от 30.03.2021 N 04-01-05Э/4422 "О плановых показателях на II квартал 2021 года" (т. 1, л. 112 и оборотная сторона) в связи с изменением объемов поставки газа, добываемого публичным акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, и их фактическое осуществление в соответствии с условиями договора ответчиком не опровергнуто.
Пунктом 2.7 к договору предусмотрено оформление изменений месячных объемов газа, поставляемых по договору, дополнительными соглашениями к договору, а также выделение поставщиком дополнительных объемов газа, превышающих договорные объемы 2007 года (без учета дополнительных объемов газа предусмотренных дополнительными соглашениями с учётом предусмотренного договором календарного графика поставки) по отдельному договору, заключаемому сторонами по ценам, в отношении которых применяются принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1-15.3 Основных положений N 1021.
С учетом изложенного, в связи с вышеуказанной корректировкой объемов газа в соответствии с проектом прогнозного плана распределения ПАО "Газпром" на II квартал 2021 года, на основании письма от 30.03.2021 N 04-01-05Э/4422 "О плановых показателях на II квартал 2021 года", ООО "Газпром межрегионгаз Север" подготовило и направило в адрес АО "УСТЭК" подписанный проект договора поставки газа N 63-5-56-5570/21Д (сопроводительным письмом от 19.04.2021 N ГМС-И/2302/21; т. 1, л. 132), а также дополнительное соглашение N 5-13 к договору поставки газа N 63-5-56-5570/21 (сопроводительным письмом от 30.04.2021 N ГМС-И/2691/21; т. 1, л. 130).
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что в нарушение условий пункта 3.4 договора информация об изменении объемов поставки или выборки газа в адрес АО "УСТЭК" направлена не была ни в установленный договором срок, ни впоследствии.
Вместе с тем, ни действующее законодательство, ни условия договора не ставят исполнение покупателем обязательств по оплате потребленных ресурсов в зависимость от надлежащего или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по доведению сведений об изменении режима потребления газа (источника поставки) до покупателя в предусмотренный договором срок.
Как было указано выше, по смыслу статьи 544 ГК РФ основанием для оплаты потребленных ресурсов является факт их потребления в определенном объеме.
Сведений о том, что объем потребления газа зависел от имеющихся у ответчика сведений о нормах потребления из каждого ресурса (источника), а не был обусловлен объективной необходимостью потребления именно соответствующего объема ресурсов, в материалы настоящего дела не представлено.
Как указано представителями истца, направление оферт договора поставки газа N 63-5-56-5570/21Д и дополнительного соглашения N 5-13 к договору поставки газа N 63-5-56-5570/21 в апреле 2021 года обусловлена значительным количеством потребителей, в отношении которых осуществлялась корректировка объемов газа в соответствии с проектом прогнозного плана распределения ПАО "Газпром" на II квартал 2021 года, на основании письма от 30.03.2021 N 04-01-05Э/4422 "О плановых показателях на II квартал 2021 года".
Презюмируемая в силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ и пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" добросовестность ООО "Газпром межрегионгаз Север" и разумность его действий при осуществлении корректировки объемов газа и направлении оферт договора поставки газа N 63-5-56-5570/21Д и дополнительного соглашения N 5-13 к договору поставки газа N 63-5-56-5570/21 ответчиком не опровергнута.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание озвученные в заседании суда пояснения представителей истца, подтвержденные представителями ответчика, согласно которым направленные ООО "Газпром межрегионгаз Север" в адрес АО "УСТЭК" оферты договора поставки газа N 63-5-56-5570/21Д и дополнительного соглашения N 5-13 к договору поставки газа N 63-5-56-5570/21 подписаны последним и исполнялись в последующие периоды 2021 года с учетом скорректированных ООО "Газпром межрегионгаз Север" объемов газа (исходя из их источников).
Доводы ответчика о том, что АО "УСТЭК" выступает как коммунально-бытовой потребитель, приравненный к исполнителю коммунальных услуг, правомерно отклонены суда первой инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос N 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, согласно которой ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к категории коммунально-бытовых потребителей.
Учитывая изложенное, удовлетворение судом первой инстанции исковых требований о взыскании задолженности в размере 486 570 руб. 12 коп. не может быть признано необоснованным.
ООО "Газпром межрегионгаз Север" также заявлено требование о взыскании с АО "УСТЭК" пеней за период с 19.05.2021 по 02.06.2021 в размере 1 216 руб. 43 коп.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательств по оплате потребленного газа судом первой инстанции установлен, доказательств надлежащего исполнения обязательств или отсутствия вины в допущенном нарушении в материалы дела не представлено, представленный истцом расчет неустойки ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, о снижении заявленной к взысканию неустойки в соответствии с положениями статьи 333 ГК РФ ответчиком не заявлено, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ, абзацем четвертым статьи 25 Закона о газоснабжении, правомерно усмотрел основания для взыскания неустойки в заявленном размере.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.02.2022 по делу N А70-14055/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14055/2021
Истец: ООО "Газпром Межрегионгаз Север"
Ответчик: АО "УРАЛО-СИБИРСКАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: 8 ААС