г. Москва |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А40-177093/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2022 г. по делу N А40-177093/21 по заявлению АО "ДЕЛОЙТ И ТУШ СНГ" к ИФНС России N 10 по г. Москве о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Маслова Т.Д. по доверенности от 12.10.2021, Баранова Е.А. по доверенности от 07.09.2021; |
от заинтересованного лица: |
Беляков М.А. по доверенности от 15.06.2021, Попова М.Г. по доверенности от 24.01.2022; |
УСТАНОВИЛ :
Акционерное общество "ДЕЛОЙТ И ТУШ СНГ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Решения ИФНС России N 10 по г. Москве(далее- ИФНС, налоговый орган) от 11.02.2021 N 181 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДС в размере 10 222 701 руб., налога на прибыль организаций за 2014-2016 гг. в размере 13 443 258 руб., а также соответствующей суммы пени.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, поскольку считает его законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела Общество, входящее в состав международной сети фирм "Делойт", предоставляет аудиторские и сопутствующие аудиту услуги на территории Российской Федерации, в том числе через филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Южно-Сахалинске, Владивостоке и Уфе, под единым брендом "Делойт" и соответствующим наименованием "Делойт и Туш".
В отношении Общества Инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по г. Москве (далее - Инспекция) была проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по итогам проведения которой вынесено Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.02.2021 N 181 (далее - Решение ).
В соответствии Решением Обществу доначислен НДС в размере 10 222 701 руб., налог на прибыль организаций за 2014-2016 гг. в размере 13 443 258 руб., а также соответствующие суммы пени, отказано в привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Заявитель, не согласившись с вынесенным Решением в части доначисления налога на прибыль организаций за 2014-2016 гг. в размере 13 443 258 руб., НДС за 2014-2016 гг. в размере 10 222 701 руб., а также соответствующей суммы пени, обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по г. Москве, которая решением Управления ФНС России по г. Москве от 19.05.2021 N 21-01/073820 оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным (в части) Решения ИФНС России N 10 по г. Москве об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.02.2021 N 181.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4
Согласно указанному пункту к расходам организации на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Рекламой в соответствии с п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 28-ФЗ "О рекламе" признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Судом установлено, что в проверяемый период Общество приобретало у сторонних организаций рекламные услуги, в частности по изготовлению рекламно-полиграфической (блокноты, ручки, открытки и пр.) и/или сувенирной продукции, ее размещению, а также по подготовке и проведению в Российской Федерации различных конференций, форумов, для участия представителей Общества в которых были заключены следующие договоры: договоры N МП004 от 26.02.2014, N MAR/2015/30777/МП от 13.04.2015 с Фондом "Петербургский международный экономический форум" ИНН 7706412930;договор б/н от 11.11.2013 с Общероссийской общественной организацией "Российский футбольный союз" ИНН 7704016803;договоры N AS2279/7700280/S от 31.03.2014, N AS/2296/770022340/S от 22.07.2014, N AS2359/770027099/S от 15.05.2015, N AS2383/770027109/S/1 от 18.09.2015, N AS/2448/770101028/S от 07.11.2016 c Компанией Корпорат Комьюникейшнз Интернешнл Лимитед (Великобритания);договор N MAR/2014/23616 от 04.04.2014 с ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" ИНН 7704018416;договоры N MYSL-12 от 18.06.2014, N 15/MYSL от 11.08.2015 с ООО "КорсаМедиа" ИНН 7715909887;договор N MAR/2014/23442 от 18.03.2014 с ФГБУК "Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" ИНН 7706032800;договор N б/н от 30.10.2014 с ООО "Центр предпринимательства" ИНН 7710440697;договор N 65-1409/120-ПР от 16.09.2014 с ООО "Эд Лайн" ИНН 771754001;договоры N 6428 от 24.11.2014, б/н от 15.11.2015 с ООО "Премии Гостеприимства" ИНН 7710353606;договор б/н от 02.07.2015 с ГУП Республики Татарстан "Татарстанский центр научно-технической информации" ИНН 1655064631;договоры N 93-1509/1-ПР от 09.09.2015, N 93-1607/4-ПР от 26.07.2016 с ООО"Бизнес пресс СПБ" ИНН 7801444530;договор N 5 от 30.07.2015 с ООО "Горный клуб";договор N 18 от 28.09.2015 с ООО "Гранум" ИНН 6671449765;договоры N 20-1508/57-ПР от 01.09.2015, N 20-1610/26-ПР от 30.09.2016 с ЗАО "Росбизнесконсалтинг" ИНН 7737008974;договор N MAR/2015/37116 от 06.11.2015 с ООО "Эверест МД" ИНН 7603055242;договор N 17/09/15 от 17.09.2015 с ООО "Эр Пи Ай Бизнес Ивентс"ИНН 7743566455;договор N 16/11/2015 от 16.11.2015 с ООО "Пейпер Текстс" ИНН 7813219056;
договор N БФКС-ДИТСНГ/01 от 25.01.2016 с НП "Центр развития Биофармацевтического кластера "Северный" ИНН 5047998048;договор N 329 от 26.01.2016 с ООО "Регламент-Медиа" ИНН 7701847528;договор б/н от 29.03.2016 с Ассоциация "Ноосеть" ИНН 7715399690;договор MAR/2015/33029 от 01.06.2015 с Компанией с ограниченной ответственностью iTechAdvisors, Ltd;договор N НРР-ДТ-01/2016 от 27.04.2016 с ООО "Ритейл Эвент" ИНН 7734727561; договор N MAR/2016/39473 от 25.05.2016 с Фондом "Росконгресс" ИНН 7706412930; договор б/н от 15.08.2016 с Компанией Томсон Рейтер; договор N ЕА2016/1 от 03.10.2016 с ООО "Ивент Профи" ИНН 6679079763; договор N MAR/2016/40443 от 26.07.2016 с ООО "Персона Грата" ИНН 1655019276; договор N 186 от 08.12.2016 с Российско-Британской Торговой Палатой ИНН9909000741.
В подтверждение оказания услуг Обществом представлены соответствующие первичные документы, общая сумма расходов по которым составила 66 692 326 рублей. Указанная сумма отражена Обществом в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Посчитав, что расходы Общества на рекламу направлены на получение дохода не только непосредственно Обществом, но и всей группой компаний "Делойт", налоговый орган произвел расчет доли расходов, приходящихся на рекламу Общества, в общей сумме произведенных расходов на рекламу группы компаний "Deloitte." (логотипа "Deloitte.", информации о деятельности и сайте группы компаний) на основании данных о сумме выручки Общества за финансовый год 2014 г., 2015 г., 2016 г. и данных о выручке группы компаний ""Deloitte" за финансовый год 2014 г., 2015 г., 2016 г. по МСФО, представленных на официальном сайте группы компаний Deloitte (www.deloitte.com), и отказал Обществу в учете расходов по налогу на прибыль организаций и применении налоговых вычетов по НДС в части 99.745% (за 2014 год), 99.7688% (за 2015 год), 99.7344% (за 2016 год) от фактически произведенных расходов и вычетов в 2014 - 2016 гг. (стр. 150 Решения).
Указанный вывод налогового органа обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку Общество использует товарный знак "Deloitte." на территории Российской Федерации на основании сублицензионного соглашения, зарегистрированного в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам за N РД0037285 от 11.06.2008. Иные товарные знаки для индивидуализации своих услуг Обществом не используются.
При проведении рекламных кампаний товарный знак "Deloitte" размещался в буклетах (программах, иных печатных материалах) и других рекламных материалах, выпускаемых в рамках проводимых конференций (семинаров, симпозиумов и т.п.), на баннерах, на сувенирной продукции (ручки, блокноты и т.п.).
Осуществление своей деятельности с использованием товарного знака "Deloitte" означает лишь, что Общество входит в состав международной сети фирм "Делойт" и использует товарный знак на основании лицензионного соглашения.
Согласно информации, размещенной на сайте https://www2.deloitte.com/ru/ru.html:
"Сеть "Делойт" представляет собой объединение фирм, являющихся участниками "Делойт Туш Томацу Лимитед", компании с ограниченной ответственностью участников в гарантированных пределах, зарегистрированной в соответствии с законодательством Великобритании.
Международная сеть "Делойт" не представляет профессиональных услуг клиентам и не управляет, не контролирует и не владеет какой -либо долей участия в какой-либо фирме-участнике или аффилированных организациях. Фирмы-участники сети "Делойт" оказывают услуги клиентам, как напрямую, так и через аффилированных лиц. Фирмы-участники ведут деятельность под единым брендом "Делойт" и соответствующими наименованиями "Делойт", "Делойт и Туш", "Делойт Туш Томацу" и "Томацу".
Фирмы-участники представляют услуги в пределах определенного географического региона и действуют в соответствии с законодательством, нормативными актами и профессиональными требованиями соответствующей юрисдикции. Каждая из фирм-участников имеет организационно-правовую форму в соответствии с законодательством страны, в которой она ведет деятельность, и существующей практикой.
Фирмы-участники не являются дочерними организациями или филиалами международной сети "Делойт" и не выступают в качестве агентов международной сети "Делойт" или иных фирм-участников. Они представляют собой организации, зарегистрированные в соответствии с местным законодательством, с независимо от международной сети "Делойт" собственной структурой собственности, которые добровольно вступили в сеть "Делойт" с целью координации подхода к оказанию услуг клиентам, профессиональным стандартам, общим ценностям, методологиям, а также системам контроля качества и управления рисками.
Указанное свидетельствует о том, что фирмы международной сети "Deloitte" во всем мире являются отдельными и независимыми юридическими лицами, самостоятельно, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Таким образом, каждая из компаний, входящих в международную сеть "Делойт", несет свои собственные расходы на рекламу, в том числе в отношении мероприятий, участниками которых являются сотрудники соответствующей компании.
Обратного налоговым органом не доказано, как и не представлено надлежащих доказательств того, что использование товарного знака "Deloitte." на территории Российской Федерации имело цель рекламировать(распространять) информацию не только о самом Обществе, но и о других компаниях, входящих в международную сеть.
Как подтверждается содержащимися в материалах дела Ответами, предоставленными компаниями, входящими в международную сеть "Deloitte" (СНГ), данные компании не оказывали аудиторские услуги либо услуги в области налогообложения и бухгалтерского учета компаниями, зарегистрированным в РФ, либо представительствам российских компаний в соответствующих странах.
Также, в соответствии с Ответами, поступившими от ООО "Делойт", ООО "Делойт Консалтинг", ПК "ДЕЛОЙТ И ТУШ РКСЛ", ООО "Делойт и Туш Конфидент", ООО "Делойт Аудит", Некоммерческой организации Благотворительный фонд поддержки гуманитарных программ и социальных инициатив "Делойт", на Запросы Общества от 29.10.2021 исх. N N 153-10/z/2021, N 157-10/z/2021, N 155-10/z/2021, N 156-10/z/2021, N 154-10/z/2021, N 152-10/z/2021 соответственно, указанные компании не оказывали аудиторские услуги на территории Российской Федерации под брендом "Deloitte." и соответствующим наименованием "Делойт и Туш".
Согласно материалам дела, проводимые Обществом рекламные компании и раздаваемые рекламные материалы были ориентированы на рынок России и СНГ, распространялись и проводились преимущественно на территории Российской Федерации для русскоязычных клиентов и потенциальных клиентов Общества, а также проводились с участием сотрудников Общества.
Ссылка налогового органа на мероприятие - ежегодное собрание инвесторов iTechCapital, состоявшееся в Латвии, с учетом представленных Обществом обоснований, в том числе с указанием на участие в мероприятии сотрудника Общества Григория Павлоцкого, а также направленность затрат Общества на привлечение потенциальных клиентов (инвесторов) для Общества и получение дохода от оказания аудиторских и сопутствующих им услуг иностранным клиентам в Российской Федерации, что следует из объема оказываемых по Договору от 01.06.2015 N Mar/2015/33029 с iTechAdvisorsLtd. услуг (п. 2.2.1 Договора).
Вместе с тем, указанное обстоятельство не свидетельствует о необоснованности расходов на его проведение, направленности исключительно на получение дохода третьими лицами - иными компаниями международной сети "Делойт" во всем мире и не может быть положено в основу оспариваемого решения, поскольку для установления фактических обстоятельств необходимо исследование всех доказательств в совокупности.
Исходя из содержания оспариваемого решения Инспекция отказала Обществу в применении налоговых вычетов по НДС и учете расходов по налогу на прибыль организаций в части 99.7688%- 99.7344% от фактически произведенных вычетов и расходов в 2014-2016 гг., произведя расчет на основании данных о сумме выручки Общества за финансовые годы 2014-2016 гг. по данным российских стандартов бухгалтерского учета и данных о выручке компаний, входящих в международную сеть "Deloitte" во всем мире за указанные периоды по данным, представленным на официальном сайте www.deloitte.com.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускает какого-либо распределения затрат между различными организациями, в действительности понесенных одним налогоплательщиком на основании соответствующих первичных документов.
Судом установлено, что на сайте www.deloitte.com отсутствует бухгалтерская информация о выручке компаний, входящих в международную сеть "Deloitte" во всем мире за соответствующий финансовый год, поскольку у данных компаний отсутствует консолидированная финансовая отчетность. Как было установлено судом выше, каждая компания, использующая торговый знак "Deloitte", является юридически независимой, составляет собственную финансовую отчетность и несет свои собственные расходы на рекламу, в том числе в отношении мероприятий, участниками которых являются сотрудники соответствующей компании.
Указанные сведения о выручке компаний международной сети "Deloitte" во всем мире на Интернет-сайте www.deloitte.comне являются официальной и подтвержденной информацией и не могут быть положены в основу оспариваемого решения, поскольку Инспекция не указывает, в каком разделе сайта www.deloitte.com содержится данная информация, выручка каких именно компаний сети "Deloitte" входит в 32,4 млрд. долл. США за 2014 г., 35,2 млрд. долл. США за 2015 г., 36,8 млрд. долл. США за 2016 г. и учитывается ли в указанных показателях выручка Общества.
Помимо этого, показатели совокупной выручки компаний международной сети "Deloitte" приведены на Интернет-сайте www.deloitte.com в округленном виде (до десятых), а не в абсолютных значениях, в связи с чем не могут являться точными данными.
Также на Интернет-сайте www.deloitte.com не содержится информации, на основании каких стандартов и правил определены показатели выручки компаний международной сети "Deloitte", в частности, не указано на использование правил МСФО, что опровергает позицию Инспекции об определении выручки компаний, входящих в международную сеть "Deloitte", по данным МСФО, представленным на официальном сайте Deloitte (www. deloitte. com).
Суд соглашается с позицией Общества в том, что показатели совокупной выручки компаний международной сети "Deloitte" несопоставимы с данными российского стандарта бухгалтерского учета, поскольку определение выручки каждой компанией международной сети "Deloitte" производится на основании собственных стандартов и правил составления финансовой отчетности.
Таким образом, произведенный Инспекцией расчет налоговых обязательств Общества является произвольным и неправомерным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией Общества, признав решение налогового органа в оспариваемой части несоответствующим нормам действующего законодательства.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции, являлись предметом тщательной проверки судом и не нашли своего подтверждения.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.02.2022 г. по делу N А40-177093/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177093/2021
Истец: АО "ДЕЛОЙТ И ТУШ СНГ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО Г. МОСКВЕ