г. Москва |
|
29 апреля 2022 г. |
Дело N А40-258774/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Э.Э.Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2022 по делу N А40-258774/21
по заявлению ООО "Комильфо" (ИНН: 7720421559)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН: 7726639745)
о признании незаконным решение, оформленное в виде уведомления об отказе в государственном кадастровом учете от 08.10.2021 N КУВД-001/2021-26952096/4,
при участии:
от заявителя: |
Милосердов С.В. по дов. от 10.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Комильфо" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным решение, оформленное в виде уведомления об отказе в государственном кадастровом учете от 08.10.2021 N КУВД-001/2021- 26952096/4, в отношении здания, с кадастровым N 77:03:0003014:1160, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 9 стр. 146, об обязании.
Решением суда от 01.03.2022 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление Росреестра по Москве и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что в нарушение п. 52 и п. 59 Требований при оформлении графической части технического плана неверно применены специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям (например, не соответствуют сведениям проектной документации); в нарушение п. 24 Требований линейные размеры на плане этажа не полностью указаны в представленном техническом плане, например комната 3; в нарушение п. 34 Требований некорректно отображен контур здания (сведения о контурах в XML-схеме не соответствуют графической части технического плана, отсутствуют контуры всех этажей).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Росреестра по Москве, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей общества, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.07.2021 заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N КУВД-001/2021-26952096, с кадастровым N 77:03:0003014:1160, общей площадью 653,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 9 стр. 146.
08.07.2021 Управление Росреестра по Москве вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости.
16.07.2021 заявитель представил с соответствующим заявлением дополнительные документы, а именно: новую редакцию технического плана, в которую были внесены необходимые изменения и даны пояснения в разделе "Заключение кадастрового инженера", в соответствии с причинами приостановки, указанным в Уведомлении о приостановлении.
02.08.2021 Управление Росреестра по Москве вынесло уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета (далее - ГКУ) в отношении объекта недвижимости, в котором указало на все те же самые причины приостановления.
08.10.2021 в связи с неустранением заявителем, по мнению заинтересованного лица, причин, указанных в уведомлении о приостановлении от 02.08.2021. уведомлением об отказе государственного кадастрового учета заинтересованным лицом отказано заявителю в кадастровом учете изменений, поданных с заявлением от 01.07.2021 N КУВД-001/2021-26952096.
Причинами, препятствовавшими государственному кадастровому учету, по мнению регистрирующего органа, являлись следующие причины: в нарушение п. 62 Приказа N 953 на плане этажа не полностью указаны линейные размеры в представленном техническом плане, например комната 3; в нарушение п. 52 и 59 Приказа N 953 при оформлении графической части технического плана неверно применены специальные условные знаки в соответствии с приложением к требованиям (например, не объяснены все условные обозначения, отображённые на поэтажных планах); в нарушение п. 24 Приказа N 953 не корректно указан в техническом плане в XML-схеме виды выполненных кадастровых работ, в виде связного текста; в нарушение п. 34 Приказа N 953 сведения о контурах в XML-схеме не соответствуют графической части технического плана, отсутствуют контуры всех этажей.
Не согласившись с решением Управления Росреестра по г. Москве от 08.10.2021 N КУВД-001/2021-26952096/4, ООО "Комильфо" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 названного Закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218- ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Решение Управления Росреестра по г. Москве мотивировано тем, что представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об документов, проведенной в соответствии с Законом о регистрации недвижимости и разделом I Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее -Требования): в нарушение п. 52 и п. 59 Требований при оформлении графической части технического плана неверно применены специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям (например, не соответствуют сведениям проектной документации); в нарушение п. 24 Требований не корректно указан в техническом плане в хмл-схеме виды выполненных кадастровых работ, в виде связного текста; в силу положения п. 62 Требований (на Плане этажа либо Плане здания, сооружения, объекта незавершенного строительства параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображаются выполненные линейные измерения с абриса (чертежа) либо отображаются соответствующие размеры с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации. Между тем, линейные размеры на плане этажа не полностью указаны в представленном техническом плане, например комната 3; согласно п. 34 Требований в технический план включаются координаты характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, который представляет замкнутую линию, образуемую проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли.
Местоположение характерных точек контура определяется кадастровым инженером. В случае если здание, сооружение, объект незавершенного строительства имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы контур такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций (в том числе колонн, арок (проездов), галерей, консолей, балконов и т.п.) такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства к поверхности земли. Проекции наземных, надземных, подземных конструктивных элементов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, а также местоположение точек контуров таких конструктивных элементов определяются кадастровым инженером и отображаются на Чертеже, Схеме специальными условными знаками в соответствии с Требованиями.
По мнению Управления Росреестра по Москве, в нарушение п. 34 Требований некорректно отображен контур здания (сведения о контурах в XML-схеме не соответствуют графической части технического плана, отсутствуют контуры всех этажей).
Управление Росреестра по Москве полагает, что вышеуказанные обстоятельства препятствуют проведению заявленных регистрационно-учетных действий, в связи с чем, у Управления отсутствуют основания для их проведения.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Управления Росреестра по Москв как необоснованные по следующим основаниям.
Согласно п. 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49074) (далее - Приказ N 278) Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом, заинтересованное лицо не пояснило, в каких именно помещениях не были указаны кадастровым инженером линейные размеры, при том, что здание имеет площадь 653,3 кв.м.
Кроме того в экспликации, являющейся приложением к Проекту перепланировок в составе Технического плана указана площадь всех помещений в здании (о чем даны соответствующие пояснения в абз. 8 раздела "Заключение кадастрового инженера"), что свидетельствует о том, что все обмеры были проведены и площадь посчитана корректно, т.к. саму площадь здания Заинтересованное лицо не оспаривает.
В соответствии с п. 52 Приказа N 953 для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Приказу, при этом в п. 59 дается текстовый перечень таких условных знаков, а в Приложении - графическое обозначение условных знаков.
Кадастровым инженером при подготовке обеих редакций технического плана были использованы, и указаны в качестве условных обозначений обозначения, указанные в Приложении N 2 к Приказу N 953, раздела IV Требования к оформлению графической части технического плана.
При этом, заинтересованное лицо, в нарушение п. 71 Приказа N 278, не пояснило, какие именно и где специальные знаки были неверно указаны, или не указаны кадастровым инженером.
Тогда как, технический план был подготовлен в соответствии с п. 52 Требований - все условные обозначения в нем проставлены в соответствии с нормами действующего законодательства, по правилам, установленным п. 59 Приказа N 953.
В соответствии с п. 24 Приказа N 953 виды кадастровых работ указываются в техническом плане в виде связного текста. При анализе представленных формулировок видов работ, можно сделать вывод, что технический план может быть подготовлен в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости и/или его частей, а также в связи с изменением сведений об объекте недвижимости и/или его частей.
Таким образом, приказом не закреплен исчерпывающий перечень формулировок работ, а лишь приводятся примеры формулировок, с возможностью указания соответствующих изменений в бланковых пробелах.
В техническом плане (раздел - Общие сведения о кадастровых работах, п. 1) было указано "в связи с изменением сведений о местоположении на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003014:50 и планировке здания с кадастровым номером 77:03:0003014:1161", что соответствует примерам формулировок N N 7, 8, 9.
В соответствии с п. 34 Приказа N 953 в случае если здание имеет наземные, надземные и (или) подземные конструктивные элементы контур такого здания, на земельном участке определяется как совокупность контуров, образованных проекцией внешних границ наземных, надземных и (или) подземных ограждающих конструкций такого здания, на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне поверхности земли.
Как видно из проекта перепланировки помещений, подготовленного ООО "КонсалтПроект" в 2019 г. и являющимся частью технического плана, в здании отсутствует подвальная часть, а планы первого и второго этажей представляют собой по контуру идентичные прямоугольники, при наложении которых друг на друга образуется такой же прямоугольник, что и отражено в разделе Чертеж контура здания, а также в разделе План этажа Технического плана.
Таким образом, здание является одноконтурным, следовательно, кадастровым инженером в Техническом плане верно и в соответствии с п. 34 Приказа N 953 отображен контур здания.
Кроме того, указанная причина указана только в Уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 08.10.2021 г., и не содержалась в ранее выданных Уведомлениях о приостановлении ГКУ, следовательно, у Заявителя отсутствовала фактическая возможность анализа и устранения (при наличии оснований) указанной причины.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением Рорсреестра по Москве не доказано.
Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд первой инстанции правомерно признал требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению. Иных доказательств, подтверждающих сомнения ответчика, не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования ООО "Комильфо" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2022 по делу N А40-258774/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258774/2021
Истец: ООО "КОМИЛЬФО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ