г. Челябинск |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А47-7000/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сачковой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Орска Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10 февраля 2022 г. по делу N А47-7000/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Импульс" (далее - ООО "Импульс", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Администрации города Орска (далее - Администрация г. Орска, ответчик, податель жалобы) о взыскании задолженности за содержание и ремонт помещений, включающей в себя плату за оказание услуг и выполнению работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 8 743 руб. 34 коп. за период с 03.06.2020 по 30.11.2021, пени в размере 1 116 руб. 68 коп., а также расходов по оплате государственной пошлины (с учетом принятого арбитражным судом первой инстанции уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом города Орска", Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Орска (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.02.2022 (резолютивная часть решения объявлена 03.02.2022) исковые требования удовлетворены, также судебным актом распределены судебные расходы.
В апелляционной жалобе Администрация г. Орска просила отменить решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация г. Орска сослалась на то, что при рассмотрении дела судом были нарушены нормы материального и процессуального права.
Податель жалобы обращает внимание, что отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации г. Орска, наделенные правами юридического лица в пределах полномочий, установленных положениями о них, исполняют полномочия Администрации города Орска и самостоятельно несут ответственность за исполнение.
При этом арбитражным судом надлежащая оценка постановлению Администрации г. Орска от 29.01.2021 N 110-п "О передаче объектов недвижимого имущества муниципальной собственности на праве оперативного управления Управлению жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Орска" не дана, сведения, содержащиеся в данном документе, во внимание не приняты.
Находит необоснованным неприменение судом первой инстанции моратория на взыскание пени в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Апеллянт также указывает на то обстоятельство, что Администрация г. Орска, а также Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Орска являются казенными учреждениями и к коммерческим организациям не относятся. Помещение, за которое истцом взыскивается задолженность, является жилым помещением - квартирой, и к коммерческой недвижимости не относится.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальное образование г. Орск Оренбургской области является собственником жилого помещения общей площадью 30,5 кв.м, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Станиславского, д.50А, кв.56, что следует из представленной в материалы дела выписки из ФГИС ЕГРН.
21.09.2017 между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Станиславского, д.50А, и ООО "Ленинский коммунальный сервис - 3" (предшествующее наименование - ООО "Импульс") заключен договор управления многоквартирным домом N 47, по которому управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Станиславского, д.50А, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2.1).
Согласно пункту 4.1.1 договора цена договора управления определяется на общем собрании собственников помещения МКД и устанавливается в размере стоимости работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества согласно приложению N 1 договора.
Стоимость коммунальных услуг определяется в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством (пункт 4.1.2).
Оплата управляющей организации стоимости выполненных работ, оказанных услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, производится в порядке, установленном договором, путем внесения собственниками помещений платы за услуги и работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества (пункт 4.1.5).
В соответствии с пунктом 4.2.1 договора, размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений в доме на основании предложений управляющей организации и устанавливается на срок, не менее, чем на один год. Если собственники помещений в многоквартирном домене приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается на основании нормативных актов органа местного самоуправления г. Орска на очередной год. Перечень и объем работ и услуг принимаются на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Если перечень работ и услуг на следующий год, с учетом предложения управляющей организации, остается неизменным, то во второй и последующие годы размер платы за такие услуги и работы может быть проиндексирован в соответствии с индексом потребительских цен по данным Росстата. Утверждение такого перечня работ и услуг и их стоимости не требует повторного проведения общего собрания собственников.
Плата за содержание жилого помещения рассчитывается как произведение общей площади жилого (нежилого) помещения, определяемого на основании документа, удостоверяющего право собственности на жилое (нежилое) помещение и размера платы за 1 м2 (пункт 4.2.2 договора).
Согласно пункту 4.3.1 договора, размер платы за коммунальные услуги в договоре управления определяется в порядке, установленном правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 с учетом порядка перерасчетов и изменений такой платы, установленного указанными правилами.
Внесение платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги осуществляется собственниками помещений соразмерно их соответствующим обязательствам и на основании платежных документов, выставляемых в адрес соответствующих собственников помещений (нанимателей) (пункт 4.4.1).
Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги возникает у собственников помещений с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 4.4.2).
В случае несвоевременного и (или) неполного внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги собственники помещений обязаны уплатить управляющей организации пени в размере и в порядке, установленными законодательством (пункт 5.2.3).
Решением собственников помещений вышеуказанного дома, отраженным в протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 от 23.12.2019 утвержден размер платы за содержание помещения - 14,71 руб. за 1 кв.м (в том числе 11,06 руб. за содержание общего имущества, 1,80 руб. за текущий ремонт, 1,85 руб. за управление) в месяц с 1 кв.м общей площади помещений и выделяемую отдельной расшифровкой плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, установленной по тарифам и нормативам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Во исполнение условий заключенного договора истец выполнял работы и оказывал услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
Расчет задолженности за содержание и ремонт произведен истцом в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
При расчете размера платы за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, применялись тарифы, утвержденные Правительством Оренбургской области.
Поскольку ответчик, являясь собственником вышеуказанного жилого помещения, не производил оплату за содержание и ремонт общего имущества МКД, ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, у него образовалась задолженность в размере 8 743 руб. 34 коп., пени в размере 1 116 руб. 68 коп. (с учетом принятого судом уточнения).
Спорный период определен с 03.06.2020 по 30.11.2021.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД утвержден вышеуказанными протоколами общего собрания собственников.
Истцом ответчику направлена претензия от 20.04.2021 с требованием об оплате задолженности, которая осталась без ответа и удовлетворения, в связи с чем ООО "Импульс" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частями 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статьям 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно подпункту д) пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя (в том числе) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; а также сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 28, 30 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из положений статей 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и технического обслуживания общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию и обслуживанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
Как следует из материалов дела, спорное помещение, расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Станиславского, д.50А, кв.56, принадлежит ответчику.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества утвержден протоколом общего собрания собственников N 6 от 23.12.2019.
В соответствии с уточненным расчетом истца, задолженность за содержание помещений МКД, составляет 8 743 руб. 34 коп. (основной долг) за ранее указанные спорные периоды.
Размер расходов, подлежащих несению ответчиком, определен истцом исходя из площади жилого помещения (30,5 кв.м).
Кроме того, истцом произведено начисление платы за содержание помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Начисление произведено исходя из нормативов расхода с применением установленных тарифов.
С учетом установленных тарифов, нормативов расхода и площади имущества, истцом представлен расчет, согласно которому, на ответчика подлежат отнесению вышеназванные расходы за указанные периоды в размере 8 743 руб. 34 коп.
Расчет истца проверен судом апелляционной инстанции, признан верным. Документально обоснованных возражений против предъявленных требований ответчик не заявил, по существу калькуляцию задолженности, произведенную истцом, не оспорил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств исполнения обязательств по оплате ответчиком в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал факт и объем оказанных истцом ответчику услуг доказанным, взыскал с ответчика в пользу истца 8 743 руб. 34 коп. задолженности.
Доводы жалобы о наличии оснований для отнесения на Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Администрации г. Орска расходов в виде взыскиваемой задолженности, как на лицо, владеющее на праве оперативного управления спорным объектом недвижимости (кв.56, расположенная по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Станиславского, д.50А) являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены судом, поскольку документы, подтверждающие указанное обстоятельство ответчиком не представлены. Материалами дела указанная позиция ответчика опровергается, в сведениях из единого государственного реестра недвижимости данная информация отсутствует.
Истцом также заявлено о взыскании неустойки за период с 21.07.2020 по 29.12.2021 в размере 1 116 руб. 68 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность установленную законом или договором (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет пени произведен истцом с учетом специальных норм, установленных п.п. 4,5 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", правовой позицией, изложенной в ответе на вопрос N 7 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020).
Согласно уточненному расчету (л.д. 109-110), начисление неустойки произведено за период с 02.01.2021, таким образом, начисление пени за предшествующий мораторный период с 06.04.2020 по 01.01.2021 истцом исключено.
Поскольку нарушение ответчиком сроков оплаты оказанных истцом услуг подтверждено материалами дела, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 1 116 руб. 68 коп. неустойки.
Согласно доводам жалобы, Администрации г. Орска полагает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции указанные доводы отклоняет в силу следующего.
Положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Так, на финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
При этом, судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
При этом, судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданным ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находится только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьями 31 Устава муниципального образования "Город Орск" Оренбургской области", принятого решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 04.06.2012 N 23-362 (далее - Устав), пункта 1.1 решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 23.08.2017 N 27-469 "Об утверждении "Положения "Об Администрации города Орска", Администрация города Орска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти, правовых актов Орского городского Совета депутатов, обеспечивающим при этом законные права и интересы всего городского населения и отдельных граждан, органов местного самоуправления города, а также является органом, осуществляющим муниципальный контроль за исполнением требований муниципальных правовых актов города Орска, наделенным Уставом города Орска полномочиями по решению вопросов местного значения города Орска и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Орска федеральными законами и законами Оренбургской области.
Нормами статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и в связи с возникающими в судебной практике вопросами об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Согласно нормам статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Из содержания подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Исполнение судебных актов за счет бюджетных средств (которые входят в состав казны наряду с иным государственным имуществом) производится уполномоченными органами.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет лиц ответственных за исполнение судебных актов в установленном действующим законодательством порядке. В данном случае требования о взыскании задолженности предъявлены к ответчику - муниципальному образованию, как к собственнику помещений, в лице его уполномоченного органа, требований о взыскании убытков, вреда истцом ответчику не заявлено. Требования заявлены о взыскании платы за оказанные услуги.
В рассматриваемом случае обязанность ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового обязательства, отличного от поименованных в статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Следовательно, не подлежат применению положения названной нормы, регламентирующей порядок исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, Администрация является надлежащим ответчиком по настоящему иску, взыскание денежных средств в рамках настоящего дела производится за счет средств бюджета муниципального образования "город Орск" в лице Администрации города Орска, поскольку при рассмотрении настоящего спора указанное публично-правовое образование участвует в лице представляющего его уполномоченного органа местного самоуправления - в лице Администрации.
Согласно пункту 2.2.19 Положения об Администрации города Орска, утвержденного решение Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 23.08.2017 N 27-469, к полномочиям Администрации города Орска относится решение вопросов от имени муниципального образования "Город Орск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация г. Орска освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10 февраля 2022 г. по делу N А47-7000/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7000/2021
Истец: ООО "Импульс"
Ответчик: Администрация г. Орска
Третье лицо: "Комитет по управлению имуществом города Орска", Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Администрации г.Орска, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд