г. Саратов |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А57-19104/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саратовской таможни
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года по делу N А57-19104/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТБ-Групп" (ОГРН 1157746971271, ИНН 7718280558, 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 6, стр. 2, пом. 19)
к Саратовской таможне (ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790, 410010, г. Саратов, ул. Артиллерийская, д. 7),
о признании недействительным решения, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
при участии в судебном заседании:
представителей Саратовской таможни - Бойко Я.Г., действующей на основании доверенности от 27.12.2021 N 01-07-30/20486, представлен диплом о высшем юридическом образовании, Адаева О.Н., действующего на основании доверенности от 27.12.2021 N 01-07-30/20494,
представителя Общества с ограниченной ответственностью "РТБ-Групп" - Воробьёва А.А., действующего на основании доверенности от 14.02.2021, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "РТБ-Групп" (далее - ООО "РТБ-Групп", общество, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Саратовской таможни (далее - таможенный орган) о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) от 04.06.2021 N РКТ-10413000-21/00034Д, об обязании Саратовской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РТБ-Групп" в установленном законом порядке путём возврата излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10413070/040718/0006266, N 10413070/060718/0006352, в том числе таможенной пошлины в размере 481 612,87 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 86 690,31 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Саратовской таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 04.06.2021 N РКТ-10413000-21/00034Д, вынесенное в рамках ДТ N 10413070/040718/0006266, N 10413070/060718/0006352, обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РТБ-Групп" в установленном законом порядке путём возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10413070/040718/0006266, N 10413070/060718/0006352, в том числе таможенной пошлины в размере 481 612,87 руб., НДС в размере 86 690,31 руб.
Кроме того, с Саратовской таможни в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Таможенный орган не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "РТБ-Групп" считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, таможенным брокером ООО "РТБ-Групп" произвело на Саратовском таможенном посту таможенное оформление и декларирование товаров по ДТ N 10413070/040718/0006266, N 10413070/060718/0006352 - машины для обмолота с/х культур - жатки навесные, двухбарабанные, очесывающего типа, предназначены для уборки зерновых колосовых культур и семенников трав прямым комбайнированием путем обмолота растений на корню без срезания стебля.
Декларант и покупатель товара - ООО "ИРСАР АГРО". Продавец - ООО "Укр.Агро-сервис" (Украина).
Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 8433 52 000 0 (машины или механизмы для обмолота прочие, ставка ввозной таможенной пошлины 0%).
Таможенная стоимость товаров по указанным ДТ заявлена декларантом по методу стоимости с ввозимыми товарами (первому методу), предусмотренному статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Саратовской таможней на основании статей 340 и 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза после выпуска товаров проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10413070/040718/0006266, N 10413070/060718/0006352, по результатам которой составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 02.06.2021 N 10413000/224/020621/А0045 (т. 1, л.д. 25-30).
В ходе проверки таможенный орган пришел к выводу, что рассматриваемый товар является машиной, которая выполняет функцию уборки урожая (очесывающую жатву), совмещённую с частичным обмолотом, при этом последующий дообмолот происходит в самом комбайне, его проведение невозможно без уборки урожая, в связи с чем, товар, ввезенный по ДТ N 10413070/040718/0006266, N 10413070/060718/0006352, не является машиной или механизмом, предназначенной исключительно для обмолота, и не может быть классифицирован в по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8433 52 000 0.
04 июня 2021 года таможенным органом принято решение N РКТ-10413000-21/00034Д о классификации товара, ввезенного по указанным ДТ, по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8433 59 850 9 (машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур; прочие; прочие; прочие, ставка ввозной таможенной пошлины 5%) (т. 1, л.д. 13).
ООО "РТБ-Групп", полагая, что решение таможенного органа от 04.06.2021 N РКТ-10413000-21/00034Д является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ст. 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Согласно ст. 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.
На основании ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (абз. 3 ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (ч. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС).
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со ст. 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются Пояснения к ТН ВЭД, являющиеся Приложением к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС); установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее по тексту - ОПИ), действовавшие на момент спорных правоотношений.
Положением о порядке применения Единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее по тексту - Положение), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В разделе III Положения содержатся принципы применения ОПИ, а именно: ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения; Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ бис помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
- и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Существо настоящего дела сводится к тому, что Обществом товар классифицирован согласно коду ТН ВЭД ЕАЭС 8433 52 000 0, в то время как таможенный орган считает, что ввезенный товар должен быть классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8433 59 850 9.
Так, в товарную подсубпозицию 8433 52 000 0 входят "машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов, кроме машин товарной позиции 8437: -- машины или механизмы для обмолота прочие", имеющие ставку ввозной пошлины в размере 0%.
В свою очередь, в товарную подсубпозицию 8433 59 850 9 входят "машины или механизмы для уборки или обмолота сельскохозяйственных культур, включая пресс-подборщики, прессы для упаковки в кипы соломы или сена; сенокосилки или газонокосилки; машины для очистки, сортировки или калибровки яиц, плодов или других сельскохозяйственных продуктов, кроме машин товарной позиции 8437: - машины для уборки урожая прочие; машины или механизмы для обмолота: -- прочие: --- прочие: ---- прочие".
Как верно указал суд, наименование товара "Жатка навесная очесывающего типа "Славянка УАС" не имеет прямого соответствия с наименованиями товарных позиций в ТН ВЭД и, следовательно, товарная позиция может быть установлена лишь на основании дополнительных данных о товаре.
В руководстве по эксплуатации УАС 68.00.00.000 РЭ на жатку в пункте 2.1 указано, что жатка является очёсывающим устройством, которое в сборе с наклонной камерой образует жатвенную часть зерноуборочного самоходного комбайна. Она предназначена для обмолота растений на корню без срезания стеблей и применяется при уборке зерновых колосовых и метелочных культур, льна масличного и семенников трав прямым комбайнированием.
В подтверждение описания товара получено письмо от производителя и продавца товара - ООО "Укр.АГРО-СЕРВИС" (исх N 286 от 11.08.2021).
Производитель пояснил, что жатка навесная очесывающего типа "Славянка УАС" является инновационным товаром, которая по назначению, принципу действия и устройству, существенно отличается от сходных товаров, что на практике вносит неопределенность при ее классификации. Для устранения, указанной неопределенности, ниже в письме приведена идентификация жатки в интерпретации предприятия - разработчика и изготовителя. В результате проведенного анализа установлено, что жатка навесная очесывающего типа "Славянка УАС" является машиной для обмолота определенного вида сельскохозяйственных культур, которая в составе зерноуборочного комбайна осуществляет первоначальную обработку стеблестоя.
Из приведенных данных следует, что жатка применяется при уборке зерновых колосовых и метелочных культур, льна масличного и семенников трав, т.е. при уборке сельскохозяйственных культур; согласно предназначению, жатка при уборке сельскохозяйственных культур, применяется в качестве устройства (машины) для обмолота растений на корню, т.е. выполняет только одну перерабатывающую технологическую операцию, а не весь процесс уборки урожая в целом.
Судебная коллегия учитывает, что описание в субпозиции 8433 52 000 0 более четко идентифицирует классифицируемый товар, чем описание в субпозиции 8433 59 000 0, следовательно, согласно Правилу 3(а) первое описание более конкретное и выбор необходимо остановить на субпозиции 8433 52 000 0. Субпозиция 8433 52 000 0 в дальнейшем не делится на субпозиции более низкого уровня, и, следовательно, классификация товара в ТН ВЭД должна быть завершена этим кодом.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованной классификации обществом товаров в ДТ по коду ТН ВЭД 8433 52 000 0.
Вопрос о классификации товара - жатка "Славянка УАС" УАС 68.00.00.000РЭ был предметом рассмотрения в рамках дела N А40-240545/20.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-240545/20 было установлено, что указанный товар подлежит классификации по коду 8433 52 000 0 (постановлении Арбитражного суда Московского округа от 26.01.2022 по делу N А40-240545/2020-146-1700).
При этом принятие таможней оспариваемого решения о классификации и отнесение спорного товара к подсубпозиции 8433 59 850 9 ТН ВЭД ЕАЭС послужило основанием для увеличения подлежащих уплате таможенных платежей и налогов.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2022 года по делу N А57-19104/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19104/2021
Истец: ООО РТБ-Групп
Ответчик: Саратовская таможня
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2023 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-203/2023
25.08.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21523/2022
04.05.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3705/2022
28.02.2022 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19104/2021