г. Москва |
|
04 мая 2022 г. |
Дело N А40-202776/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.,
судей Бондарева А.В., Савенкова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "СТРОЙМЕХСЕРВИС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2022 года
по делу N А40-202776/21, принятое судьей Федоровой Д.Н. (85-1339),
по иску Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы
к АО "СТРОЙМЕХСЕРВИС" о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Гизятова Л.Э. по доверенности от 29.12.2021,
диплом N ОК 02581 от 01.07.2011;
от ответчика: Бедарев А.А. по доверенности от 26.01.2022,
диплом N ВСГ 0044785 от 08.02.2007;
УСТАНОВИЛ:
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к АО "Строймехсервис" (далее - ответчик) о взыскании убытков, в виде бюджетных расходов Госинспекции по недвижимости, связанные с демонтажем объектов незаконного строительства в целях пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Чермянская, вл. 39 А в размере 5 272 716 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2022 года по делу N А40-202776/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что между ответчиком (арендатор) и Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка от 22.04.1998 N М-02-011154 (далее - Договор аренды), согласно которому земельный участок по адресу: г. Москва, Чермянская ул., вл. 6 с кадастровым номером 77:02:0005003:2, предоставлен Ответчику под цель - для эксплуатации производственных и административных зданий и складов. Договор действует. Срок аренды до 2023 года.
Согласно п. 5.1. и п. 5.5. Договора аренды арендатор обязан использовать участок в соответствии с целями и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия договора.
В соответствии с п. 5.9. Договора аренды арендатор обязан не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих компетентных органов (архитектурно-градостроительных, пожарных, санитарных, природоохранных и других органов), для проведения которых требуется соответствующее разрешение.
Пунктом 4.1 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (Далее -819-ПП) предусмотрено, что в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке) Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Госинспекцией по недвижимости 02.02.2021 в рамках постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" было проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Чермянская, вл. 39А. В ходе обследования было установлено следующее.
По данным Информационной системы Реестра единых объектов недвижимости (ИС РЕОН) земельный участок с кадастровым номером 77:02:0005003:23 площадью 27603,27 кв. м расположен по адресу: проезд Полярный (г Москва, проезд Полярный, ЗУ 02/77/00483 в составе уч.529 перечня ЗУ существующей УДС От границы с ЗУ 02/77/00484 (Полярный пр.), совпадающей с кад. границей (с кв.77:02:05005), проходящей по оси Чермянская ул. до границы с ЗУ 02/77/01155 (Широкая ул.)) (уточненный адрес: ул. Чермянская, вл. 39А) цель использования улично-дорожная сеть (УДС).
Фактически часть земельного участка площадью 4550 кв.м от зоны УДС с кадастровым номером 77:02:0005003:23 огорожена бетонным и металлическим забором с воротами протяженностью 155 м (28,5 кв. м).
На земельном участке ведется хозяйственная деятельность, в границах участка расположены следующие объекты:
- металлический ангар площадью 950 кв. м;
- металлический ангар площадью 650 кв. м, (использует ООО ИЭКНО Яхуа);
- металлический ангар площадью 1000 кв. м;
- металлический ангар площадью 370 кв. м (использует ООО "ТД Романовское Осетровое Хозяйство");
Фактическое использование указанных ангаров - склады.
- а также движимое имущество: строительный материал площадью 80 кв. м; морозильные камеры (2 шт.) площадью 60 кв. м; металлические бытовки (4 шт.) площадью 60 кв. м; биотуалеты (4 шт.) площадью 6 кв. м.
Также на огороженной территории, но фактически на смежном земельном участке с кадастровым номером 77:02:0005003:2 (г. Москва, ул. Чермянская, вл. 6) расположено двухэтажное строение 1989 года постройки с адресным ориентиром: ул. Чермянская, д. 6, стр. 8 с кадастровым номером 77:02:0005003:1015 площадью 87,6 кв. м назначение административно-бытовое. На здание оформлено право собственности АО "СТРОЙМЕХСЕРВИС" (запись в ЕГРН от 21.01.2000 N 77-01/00-001/1999- 62121). Земельный участок под цели строительства (размещения) расположенных строений не предоставлялся. Строения на технический и кадастровый учеты не поставлены, право собственности не зарегистрировано.
По результатам обследования составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 02.02.2021 N 9022025.
В ходе обследования также было установлено, что в действиях АО "СТРОИМЕХСЕРВИС" содержится состав административного правонарушения, выразившийся в использовании земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к оформлению документов, являющихся основанием для использования таких земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.13 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Уведомлением, направленным Госинспекцией по недвижимости в адрес Ответчика, было предложено устранить выявленные нарушения. В установленный уведомлением срок указанные нарушения Ответчиком не были устранены.
Госинспекция по недвижимости силами подрядной организации провела мероприятия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, Чермянская ул., вл. 39 А, что подтверждается Актом о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 05.04.2021 N 9022761.
Истец указывает, что стоимость выполненных работ по демонтажу объекта составила 5 272 716 руб. 35 коп., что подтверждается Справкой о стоимости выполненных работ и затрат и Актом о приемке выполненных работ N 13 от 07.04.2021. Факт оплаты подтверждается Платежным поручением N 779 от 20.04.2021.
Таким образом, Госинспекция по недвижимости понесла бюджетные расходы, связанные с пресечением незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Направленная истцом в адрес Ответчика претензия от 30.04.2021 N гин-исх-18857/21 в порядке досудебного урегулирования, оставлена последним без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Город Москва, в лице уполномоченных лиц, как собственник земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имуществу любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц в перечень объектов, использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы без оформленных в установленном порядке документов, дающим право на строительство, может быть расценено как нарушение прав города Москвы на соответствующие земельные участки, город Москва как субъект гражданских прав может осуществлять их защиту путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке.
В данном случае действия города по освобождению собственного земельного участка от незаконно размещенного имущества нарушителя соответствует способу и характеру нарушения и направлено исключительно на защиту прав публичноправового образования. Постановление N 819-ПП издано, в соответствии со статьями 14, 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 и подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечены путем действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, приведение земельных участков пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порч самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановлении уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Пунктом 4.1 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (Далее -819-ПП) предусмотрено, что в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пункт 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка; при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции); при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке) Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
На основании п. 5.2. постановления Правительства Москвы от 31.05.2011 N ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы", префектурам административных округов города Москвы поручено обеспечить взыскание с ответчика расходов сносу самовольных построек и освобождению самовольно занятых земельных участков.
Суд первой инстанции, исходя из оценки и анализа имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи пришел к выводу, что материалами дела подтверждены неправомерные действия ответчика, размер причиненных убытков, а также причинно-следственная связь между неправомерными действиями ответчика и возникшими у истца убытками в виде понесенных расходов, на основании чего заявленные требования удовлетворил.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, целью которой является возмещение отрицательных последствий, наступивших в имущественной сфере потерпевшего в результате нарушения договорного обязательства и (или) совершения гражданского правонарушения.
В предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: факт нарушения права истца; вина ответчика в нарушении права истца; факта причинения убытков и их размера; причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.
Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
АО "СТРОИМЕХСЕРВИС" было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.11 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения указанного административного материала N 1692-ЗУ/9022025/1-21, АО "СТРОИМЕХСЕРВИС" вину свою признало, административное наказание в виде штрафа оплатило в установленные сроки.
Уведомлением от 10.02.2021, направленным Госинспекцией по недвижимости в адрес Ответчика, было предложено устранить выявленные нарушения в срок до 20.02.2021. В установленный уведомлением срок указанные нарушения Ответчиком не были устранены.
Ответчик, как арендатор земельного участка, был обязан осуществить снос за свой счёт объект самовольного строительства; ответчику было предоставлено право и время на осуществление демонтажа самовольное строения своими силами и средствами, чего осуществлено не было.
Фактические произведенные работы и понесенные истцом затраты, подтверждаются предоставленными в материалы дела справкой о стоимости выполненных работ от 07.04.2021 и платежным поручением от 20.04.2021 на сумму 5 272 716 руб. 35 коп.
Таким образом, в результате неправомерных действий ответчика, были понесены бюджетные расходы, связанные с демонтажем. Указанные расходы составляют убытки истца (реальный ущерб). Факт причинения убытков Ответчиком и наличие причинно-следственной связи между указанными действиями/бездействием Ответчика и причиненным ущербом подтверждается материалами дела и, в частности, приведенными судом выше доказательствами. Наличие, в причинении имущественного ущерба, не опровергнут ответчиком.
Отклоняя доводы ответчика о несоразмерности понесенных истцом затрат на снос, апелляционный суд учитывает правомерность произведённых истцом действий, связанных с демонтажем объектов незаконного строительства с адресным ориентиром: г. Москва, Чермянская ул., вл. 39 А, который ответчик добровольно не осуществил, учитывает представленный в материалы дела расчёт стоимости выполненных работ демонтажа объекта, считает, что заявленные истцом убытки являются обоснованными.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба АО "СТРОИМЕХСЕРВИС" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2022 по делу N А40-202776/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-202776/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "СТРОЙМЕХСЕРВИС"