город Томск |
|
5 мая 2022 г. |
Дело N А27-7583/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Сорокиной Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кемерово (N 07АП-2614/2022) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2022 по делу N А27-7583/2021 (судья Алференко А.В.) по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства, г. Москва (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) к Администрации города Кемерово, г. Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) о признании права на земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1046 и 42:04:0211003:1047 отсутствующим.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного комплекса Кемеровской области-Кузбасса, г. Кемерово; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, г. Кемерово; Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, г. Кемерово; Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, город Кемерово (ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443); Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания", город Новосибирск (ОГРН 1185476068909, ИНН 5406993045).
В судебном заседании приняли участие - без участия (извещены).
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к администрации города Кемерово (далее - ответчик) о признании отсутствующими права на земельные участки:
- с кадастровым номером 42:04:0211003:1046, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Елыкаевское сельское поселение, категория земель: Земли населенных пунктов, площадью, 366 кв.м., имеющий следующий каталог координат поворотных точек:
N |
X |
У |
1 |
626 526,94 |
1 348 086,36 |
2 |
626 507,02 |
1 348 089,76 |
3 |
626 504.04 |
1 348 068,99 |
4 |
626 506,46 |
1 348 068,51 |
5 |
626 510,63 |
1 348 064,85 |
6 |
626 523,37 |
1 348 075,06 |
7 |
626 526,94 |
1 348 086,36 |
- с кадастровым номером 42:04:0211003:1047, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Елыкаевское сельское поселение, категория земель: Земли населенных пунктов, площадью, 466 кв.м., имеющий следующий каталог координат поворотных точек:
N |
X |
У |
1 |
626 671,65 |
1 348 005,12 |
2 |
626 665,65 |
1 348 014,13 |
3 |
626 661,02 |
1 348 017,03 |
4 |
626 657,44 |
1 348 011,99 |
5 |
626 655,57 |
1 348 008,47 |
6 |
626 651,52 |
1 348 001,27 |
7 |
626 648,21 |
1 347 992,52 |
8 |
626 651,12 |
1 347 989,67 |
9 |
626 656,63 |
1 347 986,95 |
10 |
626 662,77 |
1 347 985,87 |
11 |
626 665,01 |
1 347 985,69 |
12 |
626 669,78 |
1 347 993,38 |
1 |
626 671,65 |
1 348 005,12 |
с указанием, что вынесенное решение суда после его вступления в силу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1046, 42:04:0211003:1047 к землям лесного фонда в соответствующих координатах и площадях.
В обоснование заявленных требований истец сослался на положения статей 11, 12, 214, 301-305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 67-70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), указав, что в результате проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки выявлено, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1046, 42:04:0211003:1047 пересекаются с землями лесного фонда. Истец полагает, что спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находятся в собственности ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного комплекса Кемеровской области-Кузбасса, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу, Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Кемерово обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование к отмене решения арбитражного суда апеллянт указывает, что Администрация города Кемерово не нарушала законодательство, не совершала с земельными участками распорядительных действий, запрещенных законом. Земельные участки использовались, используются и будут использоваться исключительно для размещения и обслуживания водозаборных скважин, снабжающих питьевой водой муниципальный детский оздоровительный лагерь "Спутник". Удовлетворение исковых требований истца, по мнению апеллянта, не приведет к восстановлению его прав: земельные участки под скважинами будут продолжать использоваться специализированной организацией для их обслуживания. Однако, в этом случае, права муниципального образования "город Кемерово" будут нарушены: эксплуатирующая скважины организация фактически будет использовать земельные участки под скважинами для их обслуживания, но не будет вносить плату за землю.
От истца в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что разделение земельного участка лесного фонда произведено без согласия собственника - Российской Федерации.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, лица, участвующие в деле, своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, ходатайств об отложении заседания не поступало, истец письменно заявил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрация города Кемерово является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:
- 42:04:0211003:1046, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Елыкаевское сельское поселение, площадью 367 +/- 7 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов.
- 42:04:0211003:1047, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Елыкаевское сельское поселение, площадью 467 +/- 8 кв.м., категория земель: Земли населенных пунктов, что подтверждается выписками из ЕГРН.
В рамках рассмотрения материалов, поступивших из Департамента лесного комплекса Кемеровской области - Кузбасса, ФГБУ "Рослесинфорг" осуществлено графическое совмещение материалов лесоустройства со спорными земельными участками.
По результатам указанного совмещения выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1046, 42:04:0211003:1047 полностью совпадают с границами земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 42:04:0211003:153, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, ГЛД Журавлёвская, что подтверждается заключениями Западно-Сибирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг".
Ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1046, 42:04:0211003:1047 полностью пересекаются с землями лесного фонда, принадлежащими Российской Федерации, и совпадают с местоположением земель лесного фонда Российской Федерации, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Основания приобретения права собственности установлены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо приобретает право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную им для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
Согласно пункту 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Аналогичная норма содержалась в части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце четвертом пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в государственном реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно статье 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируется гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда. В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу положений части 1 статьи 8 ЛК РФ и статьи 17 ЗК РФ земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
В статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
В соответствии со статьями 9 ЗК РФ, статьями 209, 125, 214 ГК РФ управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).
Государственный лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
При этом доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства в их совокупности и взаимосвязи, осуществляя проверку каждого доказательства, в том числе с позиции его достоверности и соответствия содержащихся в нем сведений действительности.
Приказом Рослесхоза от 16.10.2018 N 300 "Об определении количества лесничеств на территории Кемеровской области и установлении их границ" определены границы Кемеровского лесничества.
В лесоустроительных материалах (планшет, схематическая карта, карта-схема расположения и границы лесного участка, таксационное описание) оспариваемые земельные участки (части) включены в границы Кемеровский муниципальный район, Елыкаевское сельское поселение, в соответствии с заключениями Западно-Сибирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг".
Факт наложения границ оспариваемых земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:1046, 42:04:0211003:1047 на земли лесного фонда (земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 42:04:0211003:153, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, ГЛД Журавлёвская) подтверждается заключениями Западно-Сибирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг".
Установленные специалистом точки координат границ спорных земельных участков истца, а также факт наложения границ земельных участков лесного фонда и администрации ответчиком не оспорены, доказательств несоответствия представленного истцом заключения, установленным требованиям законодательства либо выводов, изложенных в нем фактическим обстоятельствам, не представлено.
Право собственности на земельный участок лесного фонда (кадастровый номер 42:04:0211003:153) возникло у Российской Федерации в силу прямого указания федерального законодательства.
Расположение объектов недвижимости с кадастровыми номерами 42:04:0211003:389, 42:04:0211003:392 не влияет на отнесение соответствующих земель к федеральной собственности, которое не оспорено, пересмотра границ участка лесного фонда также инициировано не было.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая отсутствие доказательств перевода земельного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию земель в установленном законом порядке, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный участок, суд первой инстанций пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, и не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.02.2022 по делу N А27-7583/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7583/2021
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация г. Кемерово
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Кузбасса, КУМИ г.Кемерово, МТУ Росимущество в Кемеровской и Томской областях, ООО "Новосибирская теплосетевая компания", Управление Росреестра по Кемеровской области