г. Вологда |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А66-12209/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 мая 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.
при участии от администрации города Твери Клециной О.С. по доверенности от 27.03.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании по общим правилам искового производства дело N А66-12209/2021 по иску администрации города Твери к обществу с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" о взыскании 172 343 руб.16 коп., в том числе 139 687 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 24.01.2020 N 16-1 за период с 01.02.2020 по 30.06.2021, 32 656 руб. 16 коп. пеней за период с 16.07.2020 по 31.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Твери (адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (адрес: 170003, город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, кабинет 12; ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; далее - Общество) о взыскании 172 343 руб. 16 коп., в том числе 139 687 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 24.01.2020 N 16-1 за период с 01.02.2020 по 30.06.2021, 32 656 руб. 16 коп. пеней за период с 16.07.2020 по 31.07.2021.
Определением суда от 08.09.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 12 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены частично. С Общества в пользу Администрации взыскано 54 605 руб. 78 коп., в том числе 48 890 руб. 89 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 24.01.2020 N 16-1 за период с 01.02.2020 по 30.06.2021 и 5 714 руб. 89 коп. пеней за период с 16.07.2020 по 31.07.2021. В удовлетворении остальной части иска отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскано 1 955 руб. государственной пошлины.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. Согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года N 217 ставка арендной платы в размере 0,7 % кадастровой стоимости соответствующего земельного участка устанавливается в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Сведений о строительстве и вводе построенного объекта (повысительной насосной станции) в эксплуатацию у Администрации не имеется. Ответчик для переоформления договора в Администрацию не обращался. Следовательно, истец правомерно исчислял арендную плату в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 26.12.2007 N 396-па. Размер неустойки был согласован сторонами в договоре, оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не имелось.
В связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств суд апелляционной инстанции определением от 16.03.2022 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд установил следующее.
Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) 24.01.2020 заключен договор аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка (части земельного участка), по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0100148:384, площадью 1914 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Соминка, с разрешенным использованием коммунальное обслуживание, для использования в целях размещения повысительной насосной станции в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.
В соответствии с пунктом 1.3 договора объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют.
Пунктом 2.1 установлен период действия договора с 24.01.2020 по 24.01.2023.
Размер и условия внесения арендной платы установлены разделом 3 договора:
- не позднее 15.04. - годовой суммы;
- не позднее 15.07. - годовой суммы;
- не позднее 15.10. - годовой суммы.
В пункте 5.2 договора стороны установили пени на случай неуплаты арендной платы в установленные договором сроки в размере 0,1 % просроченной суммы арендной платы за каждый день просрочки.
Поскольку арендная плата вносилась ответчиком не в полном объеме, у ответчика образовалась задолженность по арендной плате в сумме 172 343 руб. 16 коп., в том числе 139 687 руб. задолженности за период с 01.02.2020 по 30.06.2021 и 32 656 руб. 16 коп. пеней за период с 16.07.2020 по 31.07.2021.
Расчет арендной платы производился Администрацией с применением ставки арендной платы (Сап1), равной 2 %.
Истец 30.07.2021 направил в адрес ответчика досудебное уведомление о погашении задолженности.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд апелляционной инстанции полагает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В пункте 3 статьи 3 ЗК РФ указано, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
В соответствии со статьёй 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из материалов дела следует, что между сторонами сложились правоотношения по аренде земельного участка, регулируемые договором.
Соответственно, обязательства сторон по предоставлению в аренду земельного участка и внесению платежей за его пользование возникают в силу закона и заключенного ими возмездного договора.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (статья 424 ГК РФ).
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, её компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В ходе рассмотрения дела Общество указало на то, что поскольку спорный земельный участок предоставлен для размещения повысительной насосной станции, при расчете арендной платы следует руководствоваться пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2013 года N 217, согласно которым размер арендной платы за земельный участок не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (ставка арендной платы 0,7 %).
Действительно, пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (далее - Правила N 582).
Согласно пункту 5 Правила N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Ставки арендной платы в отношении указанных земельных участков утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба) по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики.
Пунктом 5 Правил N 582 установлено, что до утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Министерством экономического развития Российской Федерации во исполнение данного пункта Правил N 582 издан приказ от 23 апреля 2013 года N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), которым утверждена ставка арендной платы в размере 0,7 % кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что ни на дату заключения договора аренды, ни в настоящий момент объекта недвижимости - повысительной насосной станции (ПНС) на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100148:384, площадью 1914 кв. м, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Соминка, не имеется.
Строительство повысительной насосной станции (ПНС), для размещения которой в аренду предоставлялся спорный земельный участок, предусматривалось в рамках исполнения мероприятий по договорам подключения объектов капитального строительства к системе теплоснабжения. Для разработки проектной документации по данному объекту выполнены инженерные изыскания (инженерно-геологические, инженерно-экологические).
В соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ А.В. Новака от 10.09.2021 N АН-П51-92пр. в 2021 году начаты работы по проекту модернизации системы теплоснабжения г. Твери путем замещения ТЭЦ ООО "Тверская генерация" локальными водогрейными котельными, с реконструкцией сетей и демонтажем выводимого из эксплуатации оборудования.
По результатам работы будут уточнены технические характеристики повысительной насосной станции и определена необходимость замещения ПНС на локальную котельную на участке с кадастровым номером 69:40:0100148:384.
В настоящий момент строительство объекта - повысительной насосной станции на земельном участке не начато.
Поскольку необходимость применения при расчете арендной платы за пользование земельным участком ставки арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости участков, установленной Приказом N 217, обусловлена расположением на земельном участке объектов систем горячего водо- и теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения муниципального образования (определение Верховного Суда РФ от 20.12.2021 N 308-ЭС21-23783), такового объекта на спорном земельном участке не имеется, иск Администрации о взыскании задолженности по арендной плате подлежит удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что внесение арендной платы производилось ответчиком несвоевременно, истцом заявлено требование о взыскании неустойки за просрочку уплаты арендных платежей в размере 32 656 руб. 16 коп. за период с 16.07.2020 по 31.07.2021.
В соответствии со статьями 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,1 % от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки.
Расчет пеней проверен судом, является верным.
Оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2021 года по делу N А66-12209/2021 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" в пользу Администрации города Твери 172 343 руб. 16 коп., из которых 139 687 руб. задолженность по договору аренды земельного участка N 16-1 от 24.01.2020 за период с 01.02.2020 по 30.06.2021, 32 656 руб. 16 коп. - пени, начисленные за период с 16.07.2020 по 31.07.2021.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" в доход федерального бюджета 9170 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12209/2021
Истец: Администрация города Твери
Ответчик: ООО "ТВЕРСКАЯ ГЕНЕРАЦИЯ"