город Томск |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А27-16951/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.05.2022.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сухотиной В.М., |
судей |
|
Молокшонова Д.В. |
|
|
Подцепиловой М.Ю. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Охотниковой Е.В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремстрой" (N 07АП-3114/2022) на решение от 16.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16951/2021 (судья Куликова Т.Н.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремстрой", г. Новокузнецк (ОГРН 1064218020294, ИНН 4218100890) к главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу, г. Кемерово (ОГРН 1044205090907, ИНН 4205076551) о взыскании 717 343 руб. 30 коп. задолженности,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремстрой" (далее - ООО "УК "Ремстрой") обратилось в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу) о взыскании 717 343,30 руб. задолженности за период с 01.10.2020 по 31.07.2021.
Решением от 16.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично. С ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу в пользу ООО "УК "Ремстрой" взыскано 126 719,07 руб. задолженности, 919,13 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Ремстрой", ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что ответчик является собственником всех жилых помещений в доме. В отсутствие самостоятельного договора между нанимателем и обслуживающей организацией, обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества лежит на собственнике. Таким образом, именно ответчик обязан производить оплату потребленных в помещении ресурсов.
Отзыв в материалы дела не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "УК "Ремстрой" (Управляющая организация) и ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу (собственник помещений) 20.08.2020 заключен договор N Н-19, по условиям пункта 2.1. которого собственники поручают, а Управляющая организация принимает на себя обязательство в течение определенного срока за плату оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Новокузнецк, ул. Ноградская, 19 (МКД).
В соответствии с пунктом 5.1. цена договора (комплекса и работ по управлению МКД, содержанию общего имущества в МКД и предоставлению коммунальных услуг) определяется как сумма платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги, которые обязаны оплатить собственники помещений Управляющей организации в период действия договора.
Согласно пункту 5.5. договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 02.12.2020 плата за содержание и ремонт вносится собственниками помещений ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим, в соответствии с единым платежным документом, предъявляемым Управляющей организацией не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим. Порядок, форма и место внесения платежа определяется платежным документом. Платежные документы на внесение плат предоставляются Управляющей организацией в срок до 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Истцом заявлена ко взысканию сумма 717 343,30 руб. за период с 01.10.2020 по 31.07.2021, в отношении принадлежащих ответчику в спорном многоквартирном доме квартир, в том числе по пустующим квартирам N 34 за период с 12.05.2020 по 31.07.2021, N 43 за период с 19.04.2021 по 31.07.2021, N 74 за период с 12.11.2020 по 31.07.2021, N 86 за период с 18.08.2020 по 31.07.2021, N 90 за период с 21.12.2020 по 31.07.2021.
Наличие неоплаченной задолженности по текущему содержанию и ремонту общего имущества МКД по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 19, коммунальных услуг, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, после направления претензии и неполучения на нее ответа и удовлетворения.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено иное, а именно: до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Судом первой инстанции установлено, что жилые помещения N 1-6, 8-33, 35-42, 44-55, 57, 58, 60-73, 75-85, 87-89 в заявленный период были заселены по договорам найма жилого помещения.
В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных ЖК РФ (статья 60 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В силу части 4 названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Согласно пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности" по договору социального найма жилого помещения, в том числе полученного по договору обмена жилыми помещениями, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг у нанимателя возникает со дня заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи и в соответствии с нормами статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что часть жилых помещений в спорный период находилось во владении физических лиц на основании договоров найма жилых помещений, учитывая, что в отношении жилых помещений обязанность нести соответствующие расходы за содержание общего имущества жилого дома лежит на их нанимателях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в спорный период на стороне ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу установленной законом обязанности перед обществом по оплате коммунальных услуг по квартирам N 1-6, 8-33, 35-42, 44-55, 57, 58, 60-73, 75-85, 87-89.
Апелляционный суд отмечает, что требование общества о взыскании платы за оказанные услуги за содержание имущества МКД с ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу противоречит части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений. Взыскание названных расходов с ответчика фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Поэтому, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир гражданам по договору найма, обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
Указанная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 4).
При этом ООО "УК "Ремстрой" не лишено возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания с нанимателей задолженности по таким платежам и применения к виновным лицам предусмотренной законом ответственности за неисполнение денежного обязательства.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, оставив без удовлетворения исковые требования в части взыскания задолженности за услуги по содержанию помещений, переданных ГУ МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу во владение иных лиц, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, отсутствуют.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для их иной оценки апелляционным судом, в зависимости от доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
В определении о принятии апелляционной жалобы к производству от 07.04.2022 апелляционный суд предлагал подателю жалобы представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 рублей.
Поскольку заявитель апелляционной жалобы определение суда от 07.04.2022 не исполнил, в доход федерального бюджета с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16951/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремстрой" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремстрой" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Д.В. Молокшонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16951/2021
Истец: ООО "УК "Ремстрой"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу