город Томск |
|
6 мая 2022 г. |
Дело N А03-15228/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по образованию города Барнаула (N 07АП-2756/2022) на решение от 03.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15228/2021 (судья Музюкин Д.В.), по заявлению акционерного общества "Санаторий Сосновый бор" (658042, Алтайский край, Первомайский район, село Зудилово, ул. Шукшина, 58, А, ОГРН: 1032201590497, ИНН: 2263000950) к Комитету по образованию города Барнаула (656038, г. Барнаул, ул. Союза Республик, 36 А, ОГРН: 1022201509990, ИНН: 2224014275) о признании незаконным отказа в выплате субсидии, оформленного в письмах от 25.08.2021 NN 200/158/отв-643, 200/158/отв-644, 200/158/отв-645, 200/158/отв-646, 200/158/отв-647, 200/158/отв-64, и обязании выплатить субсидию на сумму 1 151 550 руб.,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования и науки Алтайского края (656043, г. Барнаул, ул. Ползунова, дом 36, ОГРН: 1062225017689, ИНН: 2225076644).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Бухалина Е.С. - доверенность от 10.01.22
от заинтересованного лица: без участия, извещено
от третьего лица: без участия, извещено
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Санаторий Сосновый бор" (далее - заявитель, АО "Санаторий Сосновый бор", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к комитету по образованию города Барнаула (далее - Комитет) о признании незаконным отказа в выплате субсидии, оформленного в письмах от 25.08.2021 N N 200/158/отв-643, 200/158/отв-644, 200/158/отв-645, 200/158/отв-646, 200/158/отв-647, 200/158/отв-64, и обязании выплатить субсидию на сумму 1 151 550 руб.
Определением от 22.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Алтайского края (далее - третье лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 03.02.2022 заявленные требования удовлетворены частично, содержащиеся в письмах от 25.08.2021 N N 200/158/отв-643, 200/158/отв644, 200/158/отв-645, 200/158/отв-646, 200/158/отв-647, 200/158/отв-64 Комитета отказы в предоставлении АО "Санаторий Сосновый бор" субсидии признаны незаконными в части, превышающей 67 200 руб., как несоответствующие Порядку предоставления из бюджета города субсидий на возмещение затрат по предоставлению услуг отдыха и оздоровления детей, утвержденному постановлением Администрации города Барнаула от 16.06.2021 N 848. На Комитет возложена обязанность выплатить АО "Санаторий Сосновый бор" субсидию в связи с оказанием услуг по организации отдыха и оздоровления детей в размере 1 084 350 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в нарушение п.п. 2.8 Постановления N 848 заявителем пропущен 10-дневный срок для подачи заявления о предоставлении субсидии; исполнение решения за счет средств бюджета города повлечет нецелевое использование бюджетных средств.
От АО "Санаторий Сосновый бор" и Министерства поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы приобщены к материалам дела.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "Санаторий Сосновый бор" в лице детского санаторно-оздоровительного лагеря "Орленок" (далее - детский лагерь "Орленок"), являющегося структурным подразделением общества, включено в реестр организации отдыха и оздоровления детей, находящихся на территории Алтайского края.
С начала заявочной кампании общество начало заключать договоры на реализацию путевок в детский лагерь "Орленок" на весь летний каникулярный период 2021 года по схеме, установленной в анонсируемой заявочной кампании.
После оказания услуг по оздоровлению и отдыху детей обществом в Комитет направлены заявки на предоставление субсидии для возмещения затрат по предоставлению услуг отдыха и оздоровления детей для граждан, проживающих на территории Алтайского края в городе Барнауле и воспитывающих детей школьного возраста до 15 лет, заявки для возмещения затрат в связи с оказанием услуг отдыха и оздоровления детей из бюджета Алтайского края для сотрудников органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений, проживающих в г. Барнауле, а также заявки на возмещение затрат из бюджета г. Барнаула в связи с оказанием услуг отдыха и оздоровления детей сотрудников бюджетной сферы города Барнаула.
Письмами от 25.08.2021 N N 200/158/отв-643, 200/158/отв644, 200/158/отв-645, 200/158/отв-646, 200/158/отв-647, 200/158/отв-648 Комитет отказал АО "Санаторий Сосновый бор" в предоставлении субсидии.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии, содержащимся в письмах от 25.08.2021 N N 200/158/отв-643, 200/158/отв644, 200/158/отв-645, 200/158/отв-646, 200/158/отв-647, 200/158/отв-648, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что Комитет неправомерно отказал обществу в предоставлении субсидии для возмещения затрат в связи с предоставлением услуг отдыха и оздоровления детей для граждан, проживающих на территории Алтайского края и воспитывающих детей школьного возраста до 15 лет, и для сотрудников органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений, поскольку на указанные категории граждан нормы Постановления N 848 не распространяются.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
На основании указа Губернатора Алтайского края от 12.03.2019 N 39 "О проектной деятельности в Алтайском крае", постановления Администрации Алтайского края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края", в целях реализации задач приведенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Правительство Алтайского края постановлением N 494 от 13.12.2019 утвердило государственную программу Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае" (далее - Постановление N 494).
В целях реализации Постановления N 494 Правительством Алтайского края принято постановление от 07.04.2020 N 152 "Об организации в 2020 - 2022 годах отдыха, оздоровления и занятости детей" (далее - Постановление N 152), которым установлено софинансирование стоимости путевки из средств краевого бюджета в загородные лагеря отдыха детей и их оздоровления Алтайского края 1 раз в год на каждого ребенка (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 152 Министерству образования и науки Алтайского края, являющемуся в силу Постановления N 152 уполномоченным органом по организации и проведению детской оздоровительной кампании в Алтайском крае, поручено осуществлять софинансирование стоимости путевки в загородные лагеря отдыха детей и их оздоровления Алтайского края из средств краевого бюджета:
- гражданам, проживающим на территории Алтайского края и воспитывающим детей школьного возраста до 15 лет (включительно);
- гражданам, проживающим на территории Алтайского края и воспитывающим детей школьного возраста до 15 лет (включительно), являющимся сотрудниками органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений;
- многодетным семьям, направляющим в загородные лагеря отдыха детей и их оздоровления Алтайского края троих и более детей школьного возраста до 15 лет (включительно).
Согласно пункту 6 Порядка предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований на организацию отдыха и оздоровления детей в Алтайском крае, установленного в приложении N 2 к государственной программе Алтайского края "Развитие образования в Алтайском крае", утвержденной Постановлением N 494, предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством и муниципальным образованием.
В соответствии с указанным Порядком между Министерством и администрацией города Барнаула Алтайского края заключено соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета в 2021-2023 годах на организацию отдыха и оздоровления детей бюджету города Барнаула Алтайского края N 074-2021- 01701000-233.
Постановлением администрации города Барнаула N 848 от 16.06.2021 утвержден Порядок предоставления из бюджета города субсидий на возмещение затрат по предоставлению услуг отдыха и оздоровления детей.
Основанием для отказа в предоставлении субсидий, послужил вывод Комитета о нарушении обществом требований пункта 2.1 Постановления N 848, а именно: документы для предоставления субсидии предоставлены по истечении 10 рабочих дней со дня окончания смены.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав положения Порядка предоставления из бюджета города субсидии на возмещение затрат по предоставлению услуг отдыха и оздоровления детей, которое является приложением к Постановлению N 848 (далее - Порядок N 848), пришел к выводу, что Постановление N 848 регламентирует порядок предоставления субсидии для возмещения затрат по оказанию услуг по отдыху и оздоровлению только детей сотрудников учреждений бюджетной сферы города Барнаула, но не детей иных граждан, проживающих на территории Алтайского края, следовательно, при рассмотрении заявок на предоставление субсидии для возмещения затрат в связи с предоставлением услуг отдыха и оздоровления детей для граждан, проживающих на территории Алтайского края и воспитывающих детей школьного возраста до 15 лет, и для сотрудников органов государственной власти Алтайского края и краевых государственных учреждений Комитет не вправе был ссылаться на нарушение обществом Постановления N 848, регулирующего порядок предоставления субсидии для возмещения затрат по оказанию услуг для детей сотрудников учреждений бюджетной сферы города Барнаула.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Так, в силу пункта 1.4 Порядка N 848 целью предоставления субсидии является возмещение затрат юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги отдыха и оздоровления детей на территории Алтайского края, за отдых и оздоровление детей сотрудников учреждений бюджетной сферы города Барнаула в период школьных летних каникул.
Пунктом 2.5.6 Порядка N 848 предусмотрено, что не должны получать средства из бюджета города на основании иных муниципальных правовых актов на возмещение расходов по предоставлению услуг отдыха и оздоровления детей сотрудников учреждений бюджетной сферы города Барнаула в период летних школьных каникул.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о пропуске заявителем 10-дневного срока для подачи заявления о предоставлении субсидии признаются апелляционным судом несостоятельными.
Довод Комитета о том, что исполнение решения за счет средств бюджета города повлечет нецелевое использование бюджетных средств подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом за рассмотрение апелляционной жалобы не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15228/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по образованию города Барнаула - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15228/2021
Истец: АО "Санаторий "Сосновый бор"
Ответчик: Комитет по образованию администрации г. Барнаула
Третье лицо: Администрация г.Барнаула., Министерство образования и науки Алтайского края