город Ростов-на-Дону |
|
05 мая 2022 г. |
дело N А32-7840/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.02.2022 по делу N А32-7840/2021
по заявлению Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района (ОГРН: 1092364000013, ИНН: 2364001237)
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района (далее- администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным предписания от 09.10.2020 N 04-02-31-Н-1 старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - контролирующий орган, управление) Поляковой Ю.С.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что предписание от 09.10.2020 N 04-02-31-Н-1 не соответствует нормам законодательства по обращению с отходами и нарушает права и законные интересы общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выявленное место сброса сточных вод из ливневого коллектора по бетонному лотку является частью городской ливневой канализации и дождевые воды, стекающие с территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района, отведение которых посредством сетей ливневой канализации Кропоткинского городского поселения Кавказского района осуществляется в водный объект - р. Кубань являются сточными водами. Административное правонарушение, выраженное в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, а именно сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением ПДК водного объекта рыбохозяйственного значения - реки Кубань, допущено по вине Администрации, так как она своими действиями, бездействием нарушила требования ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации и квалифицируется по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района зарегистрирована в качестве юридического лица за ОГРН 1092364000013, дата присвоения ОГРН: 12.01.2009, ИНН 2364001237, адрес (место нахождения): Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Красная, д. 37.
Из Министерства природных ресурсов Краснодарского края в адрес Управления поступило обращение гражданина по факту слива канализации в реку Кубань в районе улиц Кирова и 30 лет Победы города Кропоткина Кавказского района Краснодарского края.
В целях проверки информации, указанной в обращении, проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование водного объекта р. Кубань, расположенной в районе улиц Кирова и 30 лет Победы города Кропоткина Кавказского района Краснодарского края с привлечением специалистов ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО".
Плановый (рейдовый) осмотр, обследование водного объекта согласован с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 19.06.2020 N РН-09-04-31/18786.
По результатам визуального осмотра 23.06.2020 в 10 час. 30 мин. водоохранной зоны реки Кубань установлено место сброса сточных вод в реку Кубань. Сброс сточных вод осуществляется из трубы диаметром предположительно 100 см. Место сброса сточных вод в реку Кубань находится в районе ул. Кирова и ул. 30 лет Победы г. Кропоткина (координаты 45.421100 40.563678).
В ходе проведения рейдового мероприятия в месте сброса сточных вод в реку Кубань, находящихся в районе ул. Кирова и ул. 30 лет Победы г. Кропоткина (координаты 45.421100 40.563678), специалистом ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю, произведен отбор проб сточных вод сбрасываемых в реку Кубань.
Согласно экспертному заключению ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю от 03.07.2020 N 84, по результатам испытаний (протокола испытаний (измерений) N 298 от 02.07.2020): сточная вода из бетонного лотка ливневой канализации оказывает негативное влияние р. Кубань.
По результатам выезда должностным лицом управления 05.06.2020 составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований.
Управлением организована предварительная проверка полученной информации, а именно: сделан запрос в администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района, МУП "Водоканал" по факту сброса сточных вод в реку Кубань в районе ул. Кирова и ул. 30 лет Победы г. Кропоткин, а также о правообладателе ливневого коллектора, проходящего через территорию г. Кропоткин, сброс из которого осуществляется в р. Кубань в районе улиц Кирова и 30 лет Победы.
В прокуратуру Краснодарского края управлением направлено заявление от 14.09.2020 о согласовании органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой документарной проверки юридического лица - администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района.
Целью проверки является проверка доводов, изложенных в обращении гражданина (вх.N ОП-691 от 25.05.2020), по факту слива канализации в реку Кубань в районе улиц Кирова и 30 лет Победы г. Кропоткина Кавказского района Краснодарского края, а также проверки фактов, изложенных в мотивированном представлении начальника межрегионального отдела государственного геологического надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов Южного межрегионального управления Росприроднадзора Минасян П.Г. от 10.09.2020, согласованного руководителем Южного межрегионального управления Росприроднадзора Молдовановым Р.А.
Первым заместителем прокурора Краснодарского края старшим советником юстиции Бучман А.Е. выдано решение о согласовании проведения внеплановой документарной проверки юридического лица - администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района.
В соответствии с распоряжением от 14.09.2020 N 14-05/271, приказом от 18.09.2020 N 01-04/568, должностными лицами Управления в период с 28 сентября 2020 года по 09 октября 2020 года в отношении юридического лица - администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района проведена внеплановая документарная проверка.
В результате проведения рейдового мероприятия установлено, что сточные воды вытекают из бетонного лотка ливневого коллектора, проходящего по территории города Кропоткин.
По результатам проверки составлен акт проверки от 09.10.2020 N 04-02-31-Н.
Администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района выдано предписание от 09.10.2020 N 04-02-31-Н-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с указанным предписанием администрации необходимо в срок до 18.01.2021 устранить следующие нарушения, выявленные по результатам проведения внеплановой документарной проверки, зафиксированной в акте проверки от 09.10.2020 N 04-02-31-Н:
1) администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района допущена эксплуатация объектов капитального строительства (ливневый коллектор) в отсутствии правоустанавливающих документов на объекты централизованной системы водоотведения (канализации) в частности ливневого коллектора/бетонный лоток с координатами 45.421100 40.563678;
2) администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района не обеспечено утверждение схемы систем водоотведения городского округа в водные объекты в полном объёме;
3) администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района допущена эксплуатация ливневого коллектора/бетонный лоток с координатами 45.421100 40.563678 в отсутствии сооружений для очистки сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду;
4) администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района допущен сброс ливневых/сточных вод с содержанием веществ, превышающих ПДК, установленных для поверхностного водного объекта - реки Кубань.
Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района, не согласившись с выводами контролирующего органа, обратилась в суд с заявлением по настоящему делу о признании незаконным предписания Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.10.2020 N 04-02-31-Н-1.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Таким образом, всякая планируемая и осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, рассматривается законодательством как потенциально опасная.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из материалов дела следует, что контролирующим органом в соответствии с распоряжением от 14.09.2020 N 14-05/271, приказом от 18.09.2020 N 01-04/568 в период с 28 сентября 2020 года по 09 октября 2020 года в отношении администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района проведена внеплановая документарная проверка.
При проведении проверки представлены следующие копии документов: копия Устава; копии ФИО руководителя, копия документа, удостоверяющего личность, распоряжение о назначении на должность; копии Выписки из реестра муниципального имущества Кропоткинского городского поселения по состоянию на 29.09.2020.
В акте проверки отражено, что в результате проведения рейдового мероприятия установлено, что сточные воды вытекают из бетонного лотка ливневого коллектора, проходящего по территории г. Кропоткин.
Контролирующий орган по результатам проверки пришел к выводу, что выявленное место сброса сточных вод из ливневого коллектора по бетонному лотку является частью городской ливневой канализации и дождевые воды, стекающие с территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района, отведение которых посредством сетей ливневой канализации Кропоткинского городского поселения Кавказского района осуществляется в водный объект - р. Кубань являются сточными водами.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что ливневый коллектор, расположенный в районе ул. Кирова и ул. 30 лет Победы (координаты 45.421100 40.563678) в реестре муниципального имущества Кропоткинского городского поселения Кавказского района не числится. Документальных доказательства, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется.
В качестве доказательств совершения администрацией нарушений, отраженных в акте проверки и оспариваемом предписании, Управление указывает, что по результатам визуального осмотра 23.06.2020 в 10 часов 30 минут водоохраной зоны реки Кубань установлено место сброса сточных вод в реку Кубань (45.421100 40.563678), сброс сточных вод осуществляется из трубы диаметром предположительно 100 см.
Однако, материалы дела не содержат достаточных доказательств, подтверждающих, что владельцем трубы и сточных вод является администрация, мероприятий для установления владельца сточных вод и трубы управлением не проводилось.
В акте проверки Управлением установлено, что пробы сточных вод брались в бетонном лотке ливневой канализации, а не в трубе диаметром 100 см.
Заключение о том, что сточная вода из бетонного лотка канализации оказывает негативное влияние на реку Кубань является безосновательным и не подтверждено какими-либо доказательствами, поскольку в материалах дела не содержится каких-либо документальных подтверждений, что сточные воды из бетонного лотка ливневой канализации попадают каким-либо образом в реку Кубань, нет доказательств, подтверждающих, что труба диаметром 100 см является частью ливневой канализации города.
Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Судом установлено, что постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Поляковой Ю.С. от 23.10.2020 N 04-23-579-Н-3 администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Краснодара от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением Краснодарского краевого суда от 12.07.2021, отменено вышеуказанное постановление N 04-23-579-Н-З от 23 октября 2020 года и прекращено производство по делу в отношении администрации Кропоткинского г/п.
Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Поляковой Ю.С. от 23.10.2020 N 04-23-578-Н-3 администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Краснодара от 09.02.2021 года, оставленным без изменения решением Краснодарского краевого суда от 16.07.2021, отменено вышеуказанное постановление от 23.10.2020 N 04-23-578-Н-З и прекращено производство по делу в отношении администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В рамках указанных дел рассматривалась законность постановлений, вынесенных по результатам проверки, проведенной на основании распоряжения от 14.09.2020 N 14-05/271, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 09.10.2020 N 04-02-31-Н.
Обжалуемое в рамках дела предписание вынесено по результатам этой же внеплановой документарной проверки.
Судами общей юрисдикции установлено, что в материалах дела нет результатов сравнительного анализа проб сточных вод взятых из трубы 100 см с пробами, взятыми из бетонного лотка ливневой канализации, при том, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении администрация указывала, что сточные воды из ливневой канализации направляются на очистные сооружения города и никаких сбросов сточных вод в реку Кубань не производится. Указывая в акте проверки на то, что в результате рейдового мероприятия установлено, что сточные воды вытекают из бетонного лотка ливневого коллектора, проходящего по территории г. Кропоткин, Управление не приводит никаких подтверждающих доказательств, не указывает в каком именно месте проходящего по территории г. Кропоткин коллектора происходит вытекание сточных вод, не описывает механизм попадания таких сточных вод в реку Кубань.
Кроме того, судом общей юрисдикции установлены обстоятельства проведения проверки с нарушением процессуальных требований действующего законодательства, по результатам которой вынесено предписание, оспариваемое в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно установлено, что предписание от 09.10.2020 N 04-02-31-Н-1 не соответствует нормам законодательства и нарушает законные интересы администрации.
Повторно изучив материалы дела и довода апелляционной жалобы, судебная коллегия не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения, поскольку доводы жалобы были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 по делу N А32-7840/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7840/2021
Истец: Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района
Ответчик: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования