г. Красноярск |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А33-27814/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ива-Лес" (ИНН 3817022092, ОГРН 1033802008074)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 17 февраля 2022 года по делу N А33-27814/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИВА-ЛЕС" (ИНН 3817022092, ОГРН 1033802008074, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - ответчик) об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка N 49-з от 28.08.2008 путем подписания дополнительного соглашения в представленной редакции.
Решением Арбитражного суда Красноярского от 17 февраля 2022 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- в Едином государственном реестре недвижимости кварталы спорного лесного участка являются полноценными и не разделены на части и выделы (как в договоре и дополнительном соглашении к договору);
- требование истца об обязании ответчика внести изменения в договор в предложенной им редакции не является изменением объекта аренды, а направлено на приведение объекта аренды в соответствие с данными ЕГРН.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 04.05.2022.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, агентство лесной отрасли администрации Красноярского края (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью "Ива-лес" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 28.08.2008 N 49-з, в соответствии с пунктом 1 договора, арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок сроком на 22 года находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 Договора.
Согласно пункту 2 договора лесной участок общей площадью 24 946 га расположен:
- Красноярский край, Кежемский район, КГУ "Кодинское лесничество", Недокурское участковое лесничество, кварталы: N 117, 118 ч.-120 ч., 121, 136 ч., 137-140, 141 ч., 142 ч., 166-169, 174-176 ч., 177, 178, 193-199, 215 ч.-222 ч., имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0268-2008-08-3327-1 и предназначен для заготовки древесины;
Схемы расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2, являющиеся неотъемлемой частью договора. Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункты 3, 4 договора).
Согласно пункту 5 договора арендная плата составляет 2 813 230 руб.
Согласно пункту 6 договора арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4.
По правилам пункта 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 8 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендная плата подлежит обязательной уплате арендатором в новом размере без дополнительного согласования и внесения изменений в договор.
Разница в сумме арендной платы, образовавшаяся в результате перерасчета арендной платы, вносится арендатором одновременно со следующим платежом арендной платы (пункт 9 договора).
Пунктом 20 договора аренды предусмотрено, что все изменения к договору оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений, подлежащих государственной регистрации, за исключением п. 8 настоящего договора.
Согласно пункту 21 договора аренды, по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI настоящего договора.
Срок аренды определен сторонами в пункте 26 договора по 11.12.2030.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду арендодатель передал лесной участок арендатору (приложение N 5 к договору).
В приложении N 2 к договору аренды сторонами согласована характеристика лесных участков, в приложении N 3 - цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке, в приложении N 4 - сроки внесения арендной платы, приложении N 6 - объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемых на арендуемом лесном участке.
Договор аренды лесного участка N 49-з от 28.08.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке 19.01.2009.
Дополнительным соглашением от 19.12.2008 N 1 стороны согласовали новую редакцию пункта 2 договора: лесной участок площадью 27 919,000 га, расположенный: Россия, Красноярский край, Кежемский район, краевое государственное бюджетное учреждение "Кодинское лесничество", Недокурское участковое лесничество, кварталы NN117, 118 (выдел 1,2,5,6,9,10,12,13,14,15,18-21,25,27,30-32), 119 (выдел 5-13,16-18,21-24,26,31,32) 120 (выдел 1-20, 23-29), 121, 136 (выдел 4-33), 137-140, N141 (выдел 1,5,7-9,12-14,16,20,22-26,2931), 142 (выдел 3-6,10,12,15-19,23,24,26-28,30,31), 166-169, 174 (выдел 1,2,4-6,89,11,12,14-17) 175, (выдел 3-7,12-15,18,19,22-26,31), 176 (выдел 1-10,12,12,17-19), 177, 178, 193-199, 215 (выдел 1-22,30,32), 216 (выдел 1-7,911,17,20-26,28,29), 217 (выдел 1-5,15-20,22,23), 218 (выдел 1-11,2128,30), 219 (выдел 110,1720,22), 220 (выдел 1-13, 22-25,27), 221 (выдел 1-12,2023,25), 222 (выдел 1-15,24,26,27), имеет кадастровый номер 24:20:1500004:126, предназначен для заготовки древесины сроком на 22 года.
Приказом Министерства лесного хозяйства РФ от 09.10.2020 утверждено отрицательное экспертное заключение на изменения в проект освоения лесов для лесного участка, расположенного на территории Кодинского лесничества, переданного в аренду для заготовки древесины истцу по договору аренды лесного участка от 28.08.2008 N 49-з.
Письмом от 08.07.2021 N 008/023 общество с ограниченной ответственностью "Ива-лес" обратилось к министерству лесного хозяйства Красноярского края с требованием внести изменения в договор аренды от 28.08.2008 N 49-з в связи с выявлением расхождений площадей по договору аренды с требованиями лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.03.2018 N 122.
В ответном письме от 28.07.2021 N 86-09169 министерство лесного хозяйства Красноярского края сообщило, что поскольку площади и характеристики лесных участков по договору аренды от 28.08.2008 N 49-з будут изменены, что относится к существенным изменениям количественных характеристик договора, у министерства отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения к договору.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости N КУВИ-999/2021-662475 от 24.08.2021 земельный участок с кадастровым номером 24:20:1500004:126, поставлен на кадастровый учет 29.07.2008 площадью 279191025 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: для заготовки древесины, имеет местоположение: Красноярский край, Кежемский район, КГУ "Кодинское лесничество", Недокурское участковое лесничество, кв. 117-121, 136-142, 166-169, 174-178, 193-199, 215-222, зарегистрирован на праве собственности за РФ 08.12.2008, в отношении земельного участка зарегистрирован договор аренды лесных участков от 31.12.2014 N 15-о с обществом с ограниченной ответственностью "Охотничье хозяйство Чадобец" сроком по 21.08.2063 и договор аренды лесного участка от 28.08.2008 N 49-з с обществом с ограниченной ответственностью "Ива-лес" за период по 11.12.2030.
Ссылаясь на необходимость приведения в соответствие договора аренды лесного участка от 28.08.2008 N 49-з с данными Едином государственном реестре недвижимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Верно применив положения статей 8, 58, 307, 309, 310, Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 74, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями постановления Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п "Об органах исполнительной власти Красноярского края", Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п, Указа Губернатора Красноярского края "О внесении изменений в указ губернатора Красноярского края от 13.10.2014 N 224-уг "О структуре органов исполнительной власти Красноярского края", распоряжения Правительства Красноярского края от 13.07.20166 N 560-р, Постановления Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N374-п, в связи с реорганизацией агентства лесной отрасли Красноярского края, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что лицом, наделенным полномочиями по администрированию платы за пользование участками лесного фонда на территории Красноярского края, является министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Повторно исследовав материалы дела и пояснения сторон, судом апелляционной инстанции не установлены основания для отмены обжалуемого решения. Доводы апелляционной жалобы отклонены судом по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор аренды лесного участка от 28.08.2008 N 49-з, правоотношения по которому регламентированы нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь положениями статей 421, 422, 447, 448, 450, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 9, 71, 72, 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно указано, что Лесным кодексом Российской Федерации установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Согласно части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Оспаривая решение Арбитражного суда Красноярского края от 17.02.2022, истец указывает, что предложенные им изменения условий договора аренды лесного участка от 28.08.2008 N 49-з не изменяют объект аренды, а направлены на приведение объекта аренды в соответствие с данными ЕГРН, поскольку согласно данным ЕГРН кварталы спорного лесного участка являются полноценными и не разделены на части и выделы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и отклонены апелляционным судом по следующим основаниям.
Указанные в части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (часть 1 статьи 69.1 ЛК РФ), проводимой в порядке лесоустройства (пункт 4 части 1 статьи 68 ЛК РФ) в границах всего арендуемого лесного участка и влекущие изменение ежегодных объемов древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, то есть приводят к изменению аукционных условий договора.
Анализ приведенных выше норм права показывает, что лесным законодательством установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, только в судебном порядке при существенном изменении количественных и качественных характеристик лесного участка, определённом по результатам лесоустроительных работ.
Таким образом, увеличение площади лесного участка путем доведения до целых лесных кварталов по результатам кадастрового учета, проведенного арендатором, противоречит нормам действующего законодательства.
Согласно пункту 10 приказа Минприроды России от 03.02.2017 N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки" минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для заготовки древесины являются лесной квартал. То есть формирование лесного участка для заготовки древесины допускается только на начальном этапе при проектировании лесного участка для предоставления в аренду.
При согласовании предмета договора аренды истец не возражал против согласованной сторонами площади лесного участка, не указывал на несоответствие предмета договора сведениям ЕГРН. Доказательства наличия изменения количественных и качественных характеристик арендуемого лесного участка, которые повлекли бы необходимость изменения площади участка, предоставленного истцу в аренду, в материалы дела и апелляционному суду не представлены.
Таким образом, довод истца о том, что изменение площади арендованного лесного участка связано с изменением количественных и качественных характеристик такого участка, не основан на нормах права и условиях заключенного договора.
Таким образом, правовые основания для увеличения площади, арендованного истцом по договору аренды лесного участка от 28.08.2008 N 49-з лесного участка, отсутствуют.
Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о существенном изменении количественных и качественных характеристик лесного участка, которые бы повлияли на условия договора аренды лесного участка от 16.08.2008 N 108-з.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования истца о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 28.08.2008 N 49-з.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 февраля 2022 года по делу N А33-27814/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27814/2021
Истец: ООО " "ИВА-ЛЕС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ