г. Вологда |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А05-4738/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 мая 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 января 2022 года по делу N А05-4738/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Архангельск" (ОГРН 1147746544890, ИНН 7726747370; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 52, офис 424, помещение 13, 14, 15; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному автономному учреждению здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" (ОГРН 1022900526329, ИНН 2901035482; адрес: 163002, Архангельская область, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 9; далее - Учреждение) о взыскании 292 руб. 03 коп. платы за сверхнормативные и сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод, 323 958 руб. 60 коп. платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций, 65 548 руб. 51 коп. неустойки за период с 11.09.2019 по 16.04.2021 с последующим ее начислением по день фактической уплаты долга.
Определением суда от 29.04.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 28.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 24 января 2022 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Учреждения в пользу Общества взыскано 10 796 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 65 руб. государственной пошлины.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы выражает несогласие с определением истцом и судом продолжительности залпового сброса, объема сточных вод, содержащих недопустимую концентрацию загрязняющих веществ. Заявляет, что показатель СПАВ, выявленный в результате отбора проб в сточных водах, ниже нормативно установленного Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы отклонило.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, истец (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчик (абонент) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 07.02.2019 N 2-19.1, по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и контроль состава и свойств сточных вод; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных води нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункты "в" и "с" пункта 12 договора).
В силу пунктов 28 и 29 договора контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонента осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод. Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод указываются в форме согласно приложению 4 и схеме разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям водопровода и хозяйственно-бытовой канализации, приведенной в приложении 11 к договору.
В приложении 4 к договору местом отбора проб сточных вод по объекту Учреждения, расположенному по адресу: г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 9, определены контрольные колодцы N 1, 2.
Обществом 18.07.2019 в присутствии представителя Учреждения произведен отбор проб сточных вод из контрольного колодца N 1.
По результатам отбора проб составлен акт от 18.07.2019 N 171-ПДК/19, экземпляр которого вручен ответчику.
На основании отобранных проб сточных вод испытательным центром контроля качества воды муниципального унитарного предприятия "Водоочистка" муниципального образования "Город Архангельск" произведены лабораторные испытания, по результатам которых составлен протокол испытаний (анализа сточных вод) от 25.07.2019 N 2.364.
Согласно данному протоколу показатель СПАВ (АПАВ) составил 2,63 мг/дм3, показатель "Аммоний-ион" составил 50,1 мг/дм3 (в пересчете аммоний-иона в аммоний-ион по азоту (N) по коэффициенту, равному 0,777, показатель аммоний-ион по азоту составил 38,93 мг/дм3), показатель "Фосфат-ион" составил 21,3 мг/дм3 (в пересчете фосфат-иона в фосфат-ион по фосфору (P) по коэффициенту, равному 0,326, показатель фосфат-ион по фосфору составил 6,94 мг/дм3.
В связи с выявленным превышением допустимой концентрации установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций по СПАВ в 65,75 раза (фактическая концентрация 2,63 мг/дм3 / нормативная допустимая концентрация 0,04 мг/дм3) истец начислил плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций за июль 2019 года в сумме 323 958 руб. 60 коп., для внесения которой направил ответчику счет от 31.07.2019 N РВ-ПДК504.
Кроме того, с учетом полученных количественных химических показателей в связи с выявленным превышением допустимой концентрации установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателю "Аммоний-ион" (фактическая концентрация 38,93 мг/дм3 / нормативная допустимая концентрация 3,65 мг/дм3) и по показателю "Фосфаты" (фактическая концентрация 6,94 мг/дм3 / нормативная допустимая концентрация 1,05 мг/дм3) истец начислил плату за сверхнормативные и сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод за июль 2019 года в сумме 292 руб. 03 коп., для внесения которой направил ответчику счет от 31.07.2019 N РВ-ПДК615.
Оставление Учреждением названных счетов без оплаты послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение Постановления N 1310, в частности, Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на территории Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па (далее - Порядок N 132-па), и постановлением мэра г. Архангельска от 19.02.2010 N 87 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Постановление N 87).
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ), содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Пунктом 113 Правил N 644 предусмотрено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5.
Также в спорный период сохраняли свое действие пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 1 Постановления N 1310, действовавшего в спорном периоде, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, в спорный период одновременно действовали и подлежали применению два вида требований (нормативов) к составу и свойствам сточных вод абонентов: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, устанавливаемые в соответствии с Правилами N 167, и требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644.
Указанные требования к составу и свойствам сточных вод абонентов имеют различную правовую природу и целевую направленность: нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), а требования к составу и свойствам сточных вод абонентов, предусмотренные приложением N 5 к Правилам N 644, - на предотвращение негативного воздействия на ЦСВ. Экономическое стимулирование абонентов к соблюдению указанных требований (нормативов) обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства двух самостоятельных видов платы: платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, порядок расчета и взимания которой устанавливается Правилами N 644.
Общество взыскивает с ответчика плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций, порядок исчисления и взимания которой в соответствии с Правилами N 167 и Постановлением N 1310 определяется нормативными правовыми актами Архангельской области: Порядком N 132-па и Постановлением N 87.
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 132-па залповым сбросом считается сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций.
Постановлением N 87 утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования "Город Архангельск". Согласно пункту 5 нормативов, утвержденных Постановлением N 87, нормативная допустимая концентрация СПАВ составляет 0,04 мг/л.
При установлении факта залпового сброса загрязняющих веществ плата определяется по формуле: Псвн. залп. = Qфак x 10 x Т x Nзалп., где:
Т - тариф на услуги водоотведения 1 куб. м сточных вод, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб.); Qфак - фактический объем сточных вод за время продолжительности залпового сброса (куб. м); Nзалп. - количество ингредиентов загрязняющих веществ залпового сброса.
Из материалов дела следует, что расчет платы за негативное воздействие за июль 2019 года, который лег в основу исковых требований, произведен с применением норматива СПАВ - 0,04 мг/л при фактическом показателе - 2,63 мг/дм3, зафиксированном в акте от 18.07.2019 N 171-ПДК/19 и протоколе испытаний.
Таким образом, материалами дела подтверждается и ответчиком не опровергнут факт превышения установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций СПАВ в 65,75 раза.
Пунктом 16 договора предусмотрено, что для учета объемов поданной абоненту холодной воды и объема принятых сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Пунктом 8 договора стороны определили расчетный период равным одному календарному месяцу.
Соответственно, истец обоснованно рассчитал фактический объем сточных вод, содержащих недопустимую концентрацию загрязняющих веществ, равным объему потребленной за расчетный период воды.
Вопреки позиции апеллянта данная методика расчета не противоречит содержанию пункта 17 Порядка N 132-па.
Ввиду изложенного оснований для отказа истцу в иске о взыскании 323 958 руб. 60 коп. платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций за июль 2019 года у суда первой инстанции не имелось.
Требования в данной части удовлетворены обоснованно.
Кроме того, согласно Постановлению N 87 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод в систему канализации г. Архангельска составляют: аммоний-ион - 3,65 мг/л, фосфаты (по P) - 1,05 мг/л.
Соответственно, с учетом полученных количественных химических показателей в связи с выявленным превышением допустимой концентрации установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателю "Аммоний-ион" (фактическая концентрация 38,93 мг/дм3) и по показателю "Фосфаты" (фактическая концентрация 6,94 мг/дм3), суд также пришел к верному выводу об обоснованности начисления истцом ответчику платы за сверхнормативные и сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод за июль 2019 года в сумме 292 руб. 03 коп.
Требование Общества о взыскании с Учреждения 65 548 руб. 51 коп. неустойки, начисленной с 11.09.2019 по 16.04.2021 с последующим ее начислением по день фактического погашения долга разрешено судом в соответствии с положениями статей 330, 332 ГК РФ, пункта 30 Правил N 644, разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Разногласий арифметического характера у сторон не имеется.
Таким образом, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Приведенные апеллянтом аргументы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
В связи с изложенным, поскольку судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 января 2022 года по делу N А05-4738/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного автономного учреждения здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4738/2021
Истец: ООО "РВК-Архангельск"
Ответчик: государственное автономное учреждение здравоохранения Архангельской области "Архангельская клиническая офтальмологическая больница"