город Омск |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А46-11604/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Усовой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2416/2022) индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича и индивидуального предпринимателя Васильева Игоря Геннадьевича на решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2022 по делу N А46-11604/2021 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича (ИНН 550203142856; ОГРНИП 307550114400069) и индивидуального предпринимателя Васильева Игоря Геннадьевича (ИНН 550200298598, ОГРНИП 305550411500070) к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: гаражно-строительного кооператива владельцев индивидуальных транспортных средств "Сияние" (ИНН 5501025284, ОГРН 1035501008432), департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), о признании незаконным отказа, обязании согласовать предоставление земельного участка в аренду,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича - Бобер Артема Валерьевича (по доверенности от 05.10.2018 сроком действия 10 лет),
от департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Коваль Елены Михайловны (по доверенности от 06.09.2021 N 02/7123 сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лялюшкин Сергей Миноминович (далее - ИП Лялюшкин С.М., заявитель) и индивидуальный предприниматель Васильев Игорь Геннадьевич (далее - ИП Васильев И.Г., заявитель) обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - ДАГ Администрации г. Омска, департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2348 кв.м, который подлежит образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2029, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Советский АО, ул. Заводская, д. 19, - для эксплуатации объекта недвижимости, и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в письме от 17.06.2021 N исх-ОГ-ДАГ/07/ 10527; об обязании в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2346 кв.м, который подлежит образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2029, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Советский АО, ул. Заводская, д. 19, - для эксплуатации объекта недвижимости, а также утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 15.09.2021, 21.10.2021 по делу N А46-11604/2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: гаражно-строительный кооператив владельцев индивидуальных транспортных средств "Сияние" (далее - ГСК "Сияние"), департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - ДИО Администрации г. Омска).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.01.2022 по делу N А46-11604/2021 (далее - обжалуемое решение) в удовлетворении требований ИП Лялюшкина С.М. (ИНН 550203142856; ОГРНИП 307550114400069) и ИП Васильева И.Г. (ИНН 550200298598, ОГРНИП 305550411500070) к департаменту (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратились предприниматели, просили обжалуемое решение отменить, заявленные суду первой инстанции требования удовлетворить.
В обоснование жалобы её заявители указали, что:
- подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и другие существующие нормативные правила не предусматривают запрета на формирование земельного участка под частью здания.
На момент образования земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2029 и передачи его в пользование на основании договора аренды на данном земельном участке уже имелись объекты недвижимости - гаражные боксы N N 63, 64, 65,66, 67, 68,69, принадлежащие членам ГСК "Сияние" - заявителям. Соответственно, образуя в 2008 году земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2029, уполномоченный орган фактически допустил пересечение объекта недвижимости.
В представленной на утверждение новой схеме расположения земельного участка данная часть границы заявителями не изменялась.
Пересечение объекта недвижимости проходит между гаражными боксами N 63 и N 64, принадлежащими Лялюшкину С.М., таким образом, что не исключает возможность пользования данными объектами недвижимости и земельными участками в соответствии с их назначением и видом разрешенного использования.
Кроме того, владельцами гаражных боксов N 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69 являются заявители, что исключает нарушение прав и законных интересов иных лиц при пересечении объекта недвижимости.
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:050203:2029:ЗУ1 и 55:36:050203:22 расположены в зоне производственно-коммунальных объектов 3 класса опасности (П2-1901), имеют одинаковые виды разрешенного использования и фактически заняты гаражными боксами;
- доступ к образуемому земельному участку с кадастровым номером 55:36:050203:2029:ЗУ1 с земель общего пользования осуществляется как с земель, собственность на которые не разграничена, так и через земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:22, принадлежащий ГСК "Сияние", членами которого является предприниматели.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2618 не препятствует обеспечению доступа к образуемому земельному участку с земель общего пользования, поскольку находится в стороне и не загораживает дорогу, по которой осуществляется проезд по территории ГСК "Сияние", что следует из данных схемы расположения земельного участка, пояснений председателя ГСК "Сияние";
- плотность застройки земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2029:ЗУ1 составляет 65 % (1530.25*100/2349), что соответствует утвержденным нормативам градостроительного проектирования.
Довод заинтересованного лица о том, что установленный Правилами минимальный процент застройки в границах земельного участка применяется исключительно в случаях приобретения в собственность земельных участков, не отменяет для аренды действие максимального процента застройки, плотности застройки, не содержится в ответе от 17.06.2021 N исх-ОГ-ДАГ/07/10527;
- обязанность заявителей указывать кадастровые номера объектов недвижимости, расположенных за пределами образуемого земельного участка, не предусмотрена нормативными актами;
- заинтересованным лицом нарушена статья 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", пункта 66 Постановления Администрации г. Омска от 12.05.2021 N 278-п "Об утверждении Порядка организации работы с обращениями граждан в Администрации города Омска", так как им не указаны конкретные кадастровые номера объектов недвижимости, сведения о которых, по мнению заинтересованного лица, вопреки существующему нормативному регулированию, не отражены в графической части представленной схемы, что при повторном обращении было бы учтено заявителями и исключило возникшие разногласия.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 апелляционная жалоба ИП Лялюшкина С.М., ИП Васильева И.Г. принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 07.04.2022.
От департамента 29.03.2022 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 судебное заседание по рассмотрению указанной апелляционной жалобы отложено на 19.04.2022. Суд предложил департаменту представить письменные пояснения, касающиеся невозможности предоставления ИП Лялюшкину С.М. спорного земельного участка истребуемой площади применительно к нормативным правовым актам города Омска (Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, решение Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Омск Омской области").
Данное требование суда заинтересованным лицом не исполнено, в связи с чем определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 05.05.2022. Суд повторно обязал департамент представить письменные пояснения, касающиеся невозможности предоставления ИП Лялюшкину С.М. спорного земельного участка истребуемой площади применительно к нормативным правовым актам города Омска (Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, решение Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Омск Омской области").
Департаментом 05.05.2022 представлены дополнительные пояснения.
В судебном заседании 05.05.2022 представитель ИП Лялюшкина С.М. просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель департамента просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Как усматривается из материалов дела, 09.10.2008 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (далее - арендодатель) и Курцикидзе Гурамом Бухутиевичем (далее - арендатор) заключен договор аренды N ДГУ-С-33-1032 (далее - договор) находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске.
В силу раздела 1 вышеназванного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на три года находящийся в государственной собственности земельный участок, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов (далее - участок), площадью 3630 кв.м, в границах, указанных на кадастровой карте (плане) участка, в соответствии с Приложением N 1 к договору. Кадастровый номер участка - 55:36:050203:2029. Местоположение участка установлено в 130 м северо-восточнее относительно двухэтажного строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский АО, г. Омск, ул. Заводская, д. 19, - для строительства ремонтно-производственной базы. Целевое назначение аренды участка - для строительства.
На основании соглашения к договору с 09.12.2008 права и обязанности арендатора перешли к новому арендатору - ИП Лялюшкину С.М.
ДИО Администрации г. Омска (письмо от 09.03.2021 N исх-ДИО/4303) известил заявителя об отказе от договора в связи с истечением срока его действия и достижения цели - возведением ремонтно-производственной базы (кадастровый номер 55:36:050203:2604) и рекомендовал обратиться в "Службу одного окна" казенного учреждения г. Омска с заявлением о предоставлении участка для эксплуатации объекта недвижимости или выкупе земельного участка.
Согласно пояснениям предпринимателей земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2029 ИП Лялюшкин С.М. с момента перехода прав и обязанностей по договору не использовал в установленных границах в связи с тем, что площадь земельного участка, составляющая около 1282 кв.м, фактически занята с 1999 объектами незавершенного строительства - частично возведенными гаражными боксами, принадлежащими третьим лицам - членам ГСК "Сияние".
В связи с изложенным ИП Лялюшкин С.М. предложил ДАГ Администрации г. Омска осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2029 с сохранением в измененных границах, обратившись 14.04.2021 через "Службу одного окна" Администрации г. Омска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка для эксплуатации объекта недвижимости по ул. Заводская в Советском АО г. Омска, образование которого предусмотрено прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема).
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 65:36:050203:2029, помимо объектов недвижимости, находящихся в собственности ИП Лялюшкина С.М., имеется гаражный бокс N 66, находящийся с 2009 в собственности ИП Васильева И.Г., с аналогичным заявлением в ДАГ Администрации г. Омска обратился ИП Васильев И.Г.
Согласно представленной схеме из земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2029 площадью 3630 кв.м путем раздела образуется два земельных участка: площадью 2348 кв.м (испрашиваемый) и 1232 кв.м (занимаемый третьими лицами).
ДАГ Администрации г. Омска (письмо от 11.05.2021 N исх-ОГ-ДАГ/07/7485) отказало в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заявители, исправив недочеты схемы расположения земельного участка, обратились 21.05.2021 повторно через "Службу одного окна" Администрации г. Омска с аналогичными заявлениями.
ДАГ Администрации г. Омска в ответе от 17.06.2021 N исх-ОГ-ДАГ/07/10527 сообщило об отказе в утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также в предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующим основаниям:
- в представленной схеме граница земельного участка пересекает объект недвижимости;
- образуемый земельный участок не обеспечен доступом с земель общего пользовании, отсутствует согласие правообладателя земельную участка с кадастровым номером 55:36:050203:2618 на обеспечение доступа;
- в границах испрашиваемого земельного участка, расположены нежилые помещения ГСК "Сияние" (гаражные боксы N 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69) и нежилое здание ремонтно-производственной базы по ул. Заводская в Советском АО г. Омска;
- площадь образуемого земельного участка несоразмерна площади объектов недвижимости, расположенных на таком земельном участке;
- в графической части схемы отсутствуют сведения о некоторых объектах недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), не обеспечена читаемость картографической основы на схеме.
Заявители, полагая, что отказ заинтересованного лица является незаконным, обратились в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
По результатам рассмотрения заявления принято решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2022 по делу N А46-11604/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения с учётом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулирует земельное законодательство (статья 3 ЗК РФ).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ предусматривается принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных законом. Приведенные положения статьи 1 ЗК РФ направлены на создание собственникам недвижимости условий нормального владения и пользования своими объектами недвижимости, что следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 148/11.
На основании пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В силу правил пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.
Согласно положениям статьи 39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу;
4) границы земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и земель и земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлены гражданам и юридическим лицам и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, приводятся в соответствие с утвержденным проектом межевания территории (в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы) при условии, что площадь земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен гражданам, юридическим лицам, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2029:ЗУ1 и исходный земельный участок граничат с земельным участком с кадастровым номером 55:36:050203:22, находящимся во владении ГСК "Сияние" на праве постоянного бессрочного пользования.
Граница земельного участка проходит по общей стене между гаражными боксами N 63 (расположен на земельном участке ГСК "Сияние") и N 64 (расположен на испрашиваемом земельном участке), не создавая каких-либо препятствий для пользования указанными гаражными боксами и землей, в том числе и для третьих лиц. Указанные гаражные боксы принадлежат на праве собственности ИП Лялюшкину С.М.
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:050203:2029:ЗУ1 и 55:36:050203:22 расположены в зоне производственно-коммунальных объектов 3 класса опасности (П2-1901), имеют одинаковые виды разрешенного использования, фактически заняты гаражными боксами.
ИП Лялюшкиным С.М. в департамент к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В силу частей 1 и 2 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ прилагаемая к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка схема расположения не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Согласно части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В представленной предпринимателями схеме граница земельного участка пересекает объект недвижимости, что подтверждается актом осмотра земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2029 от 17.03.2021 N 60.
Таким образом, представленная предпринимателями схема расположения предполагает формирование земельного участка только под частью здания, при этом граница такого земельного участка будет пересекать объект недвижимости на две части, одна из которых будет расположена за границами формируемого земельного участка (на земельном участке с кадастровым номером 55:36:050203:2618.
Формирование под едиными объектом недвижимости земельного участка, в результате которого часть объекта останется за границами земельного участка, то есть формирование земельного участка только под частью единого объекта недвижимости, не допустимо.
Заявитель жалобы указывает, что: подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ и другие существующие нормативные правила не предусматривают запрета на формирование земельного участка под частью здания; образуя в 2008 году земельный участок с кадастровым номером 55:36:050203:2029, уполномоченный орган фактически допустил пересечение объекта недвижимости; владельцами гаражных боксов N 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69 являются заявители, что исключает нарушение прав и законных интересов иных лиц при пересечении объекта недвижимости.
Изложенные доводы судом апелляционной инстанции отклоняются с учётом следующего.
Одним из основополагающих принципов действующего в Российской Федерации земельного законодательства является установление единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
С учетом названного принципа подобное положение, когда единый объект недвижимости расположен на двух и более земельных участках, по существу, является недопустимым.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ департамента является законным.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2022 по делу N А46-11604/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лялюшкина Сергея Миноминовича и индивидуального предпринимателя Васильева Игоря Геннадьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11604/2021
Истец: ИП ВАСИЛЬЕВ ИГОРЬ ГЕННАДЬЕВИЧ, ИП Лялюшкин Сергей Миноминович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Гаражно-строительный кооператив владельцев индивидуальных транспортных средств "Сияние", Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, ИП ВАСИЛЬЕВ ИГОРЬ ГЕННАДЬЕВИЧ, Лялюшкин Сергей Миноминович