г. Ессентуки |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А18-2603/202105 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2022.
Постановление в полном объёме изготовлено 05.05.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулейманова З.М.,
судей: Демченко С.Н., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции
исковое заявление Публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН: 1027700198767, ИНН: 7707049388)
к Республике Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия (ОГРН 1020600986735, ИНН 0602000061)
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности, третьи лица: Управление Республики Ингушетия по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуации, Управление Федерального Казначейства по Республике Ингушетия, при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Республики Ингушетия - Цицкиева А.М. по доверенности N 491/14 от 01.03.2021, представителя публичного акционерного общества "Ростелеком" - Сафроновой И.С. по доверенности от 06.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Ингушетия (ответчик - ответчик, министерство) о взыскании, в порядке субсидиарной ответственности за счет казны Республики Ингушетия задолженности по государственному контракту N 0114200000118000349302209 от 29.05.2018 г. в сумме 64 759 937,11 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 000,00 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление Республики Ингушетия по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуации (далее - управление, Управление РИ по ОД ЗНТ ЧС), Управление Федерального Казначейства по Республике Ингушетия (далее - казначейство, УФК по РИ).
Решением суда от 21.10.2021 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия (ОГРН 1020600986735, ИНН 0602000061) за счет казны Республики Ингушетия в субсидиарном порядке в пользу Публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН: 1027700198767, ИНН: 7707049388) задолженность в сумме 64 759 937 руб. 11 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 000 руб.
Не согласившись с решением суда министерство, подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение и отказать в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что привлечение министерства в качестве субсидиарного ответчика по обязательствам УФК по РИ является грубым нарушением, поскольку по искам к Республике Ингушетия, УФК по РИ выступает от имени Республики Ингушетия, осуществляет полномочия собственника имущества и главного распорядителя бюджетных средств.
В соответствии с частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы апелляционным судом установлено, что общество обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к министерству о взыскании в порядке субсидиарной ответственности за счет казны Республики Ингушетия задолженности по государственному контракту N 0114200000118000349302209 от 29.05.2018 г. в сумме 64 759 937,11 руб., а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 000,00 руб.
Иск обоснован нарушением управлением обязанности по оплате выполненных работ в соответствии с контрактом от 29.05.2018, заключенного между обществом и управлением.
Иск предъявлен к министерству как распорядителю бюджетных средств, поскольку согласно условиям контракта (п. 2.1) финансирование оплаты контракта производится за счет средств республиканского бюджета.
При этом, публично правовое образование - Республика Ингушетия к участию в деле привлечено не было, в связи с чем определением от 29.03.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве ответчика Республику Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на общедоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель министерства возражает против удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления и отзыва на нее, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что исковое заявление следует удовлетворить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.05.2018 г. между управлением (заказчик) и обществом (поставщик) заключен государственный контракт, в соответствии с условиями которого заказчик поручает, а поставщик принимает на себя обязательства выполнить работы по дооснащению системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Республики Ингушетия в соответствии с условиями настоящего контракта и технического задания (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (п. 1.1 контракта).
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 61 381 550,29 руб. с учетом НДС. Финансирование осуществляется за счет республиканского бюджета.
Согласно п. 2.4 контракта оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету в следующем порядке: оплата заказчиком производится путем перечисления на расчетный счет исполнителя в течение 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки выполненных работ по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, на основании счета и счет-фактуры (при наличии), представленных исполнителем.
В силу пункта 5.2.2 контракта заказчик обязан оплатить выполненные работы в сроки, установленные настоящим контрактом.
Как следует из п. 6.1 и 6.2 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик и исполнитель несут ответственность в соответствии с условиями контракта и действующим законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 6.3 контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
В связи с нарушением обязательств по оплате выполненных работ по контракту общество обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к управлению о взыскании задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.11.2019 г. по делу N А18-1030/19 с управления в пользу общества взысканы 61 381 550 руб. основного долга, 3 178 387,11 руб. неустойки и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 000 руб., а всего 64 759 937,11 руб.
13.08.2020 г. судом выдан исполнительный лист ФС N 033907438, который направлен в УФК Республики Ингушетия для принудительного исполнения.
В связи с неисполнением в трехмесячный срок исполнительного листа ФС N 033907438 по делу N А18-1030/2019 данный исполнительный лист был отозван истцом.
01.03.2021 г. истцом в адрес казначейства повторно направлено заявление об исполнении решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.11.2019 г. по делу N А18-1030/19.
В связи с неисполнением решения суда в адрес министерства и управления направлена претензия от 15.03.2021 г. (исх. N 11/05/6896/1), которая оставлена без ответа, в связи с чем общество обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 4 статьи 123 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В пункте 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подпункт 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственным ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 20 постановления от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Как видно из материалов дела, собственником имущества управления является Республика Ингушетия.
Согласно подпункта 6.2.1 пункта 6 Положения об Управлении Республики Ингушетия по обеспечению деятельности по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Республики Ингушетия от 27.11.2019 г. N 254 (далее - Положение), финансовое обеспечение деятельности управления осуществляется за счет республиканского бюджета.
Пунктом 6.1 Положения предусмотрено, что управление отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
Согласно Положению о Министерстве Финансов Республики Ингушетия, утвержденном постановлением Правительства Республики Ингушетия N 7 от 20.01.2005 г., главным распорядителем бюджетных средств республики, является Министерство финансов Республики Ингушетия. На министерстве лежит обязанность принятия нормативно правового акта - перечня главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств республиканского бюджета Республики Ингушетия.
Факт наличия спорной задолженности подтвержден вступившим в законную силу решением суда по делу N А18-1030/19.
Доказательств оплаты указанной задолженности в материалы дела не представлено, размер задолженности не оспорен.
При таких обстоятельствах, исковые требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом вышеизложенных норм права задолженность подлежит взысканию с Республики Ингушетия в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия.
Доводы министерства о том, что привлечение министерства в качестве субсидиарного ответчика по обязательствам казначейства является грубым нарушением, поскольку по искам к Республике Ингушетия казначейство выступает от имени Республики Ингушетия, осуществляет полномочия собственника имущества и главного распорядителя бюджетных средств, подлежит отклонению, поскольку как указано выше, собственником имущества управления является Республика Ингушетия, а главным распорядителем бюджетных средств республики, является министерство, в связи с чем задолженность подлежит взысканию с Республики Ингушетия в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства финансов Республики Ингушетия за счет средств казны Республики Ингушетия.
Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску так же подлежат взысканию с ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе суд относит на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.10.2021 по делу N А18-2603/2021 отменить, иск удовлетворить.
Взыскать с Республики Ингушетия в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства финансов Республики Ингушетия (г. Магас, ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735) за счет средств казны Республики Ингушетия в пользу Публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН: 1027700198767, ИНН: 7707049388) задолженность в сумме 64 759 937 рублей 11 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-2603/2021
Истец: ПАО "Ростелеком"
Ответчик: Министерство финансов РИ
Третье лицо: Управление РИ по обеспечению деятельности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Цицкиев Ахмед Муссаевич