г. Чита |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А19-22761/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Корзовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2022 года по делу N А19-22761/2020 по заявлению Администрации Марковского муниципального образования-Администрации городского поселения (ОГРН 1053827058867; ИНН 3827020680) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678; ИНН 3808270980) о признании незаконным решения от 02.12.2020 г. N38-41/14030,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет", Министерство здравоохранения Российской Федерации,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):
от Администрации Марковского муниципального образования-Администрации городского поселения: Слинкова В.Г.- представитель по доверенности от 26.04.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Марковского муниципального образования - Администрация городского поселения (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) об отказе в передаче в собственность Марковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области земельных участков с кадастровыми номерами N 38:06:150201:816 площадью 53134 кв.м., N 38:06:150201:817 площадью 127960 кв.м., расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Новогрудинина, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2022 года по делу N А19-13545/2021 заявленные требования удовлетворены. Решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 02.12.2020 г. N 38-41/14030 об отказе в передаче в муниципальную собственность Марковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области земельных участков с кадастровыми номерами N 38:06:150201:816, N 38:06:150201:817 признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2022 года по делу N А19-22761/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, заявителем не обосновано нарушение его прав действиями Территориального управления, а также какому нормативному правовому акту данные действия не соответствуют. Выводы суда об отсутствии в ст. 39.30 и п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ основания наличия права федерального государственного учреждения и отсутствия оснований, предусмотренных статьями 45-47 ЗК РФ, для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования для отказа в безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, не соответствуют действительности и опровергаются положениями Земельного кодекса РФ.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором истец выводы суда первой инстанции поддерживает, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.04.2022.
Ответчик, третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель истца в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, дала пояснения, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:156 площадью 3854741 кв.м. относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования для ведения подсобного сельского хозяйства.
Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.03.2016 г.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:150201:83, являющийся частью единого землепользования с кадастровым номером 38:06:000000:156, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе д. Новогрудинина был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 38:06:150201:816 и 38:06:150201:817.
Генеральный план Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области утвержден решением Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 г. N 52-294/Дгп. Решением Думы Марковского муниципального образования от 19.03.2013 г. N 07-39/Дгп утверждены Правила землепользования и застройки Марковского городского поселения.
Администрация Марковского городского поселения муниципального образования, реализуя свои полномочия, обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением от 16.10.2020 г. N 6482 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность Марковского МО федеральных земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:150201:816 площадью 53134 кв.м., 38:06:150201:817 площадью 127960 кв.м., расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Новогрудинина.
Согласно Генеральному плану и Правил землепользования поселения данные земельные участки включены в границы населенного пункта д. Новогрудинина и находятся в территориальной зоне СХЗ-3.
Письмом от 02.12.2020 г. N 38-41/14030 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области отказало Администрации в безвозмездной передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность Марковского муниципального образования, мотивируя отказ в передаче наличием обременений земельных участков в виде права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также тем, что в отношении спорных земельных участков, Университет в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования не обращалось и решение о прекращении указанного права не принималось.
Администрация, полагая оспариваемый отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц, в том числе в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В силу пункта 2 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта - схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Администрация Марковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, являясь органом местного самоуправления городского поселения, реализует полномочия, закрепленные за ним Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и включена в перечень лиц, указанных в пункте 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление от 16.10.2020 г. N 6482 о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность Марковского муниципального образования подано уполномоченным лицом (подписано главой Марковского муниципального образования).
Данное заявление подано в уполномоченный орган - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, в том числе, по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков площадью равной либо меньше десяти гектар в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432, Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утверждено приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2019 г. N128).
К указанному заявлению от 16.10.2020 г. N 6482 приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.10.2020 г. N КУВИ-002/2020-29962737, от 16.10.2020 г. N КУВИ-002/2020-29962860.
С учетом положений статей 39.30, 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации судом первой инстанции верно установлено, что заявление подано в уполномоченный орган, уполномоченным лицом, с приложением необходимых документов и отражением необходимых сведений.
Также судом первой инстанции установлено, что Генеральный план Марковского городского поселения Иркутского муниципального района Иркутской области утвержден решением Думы Марковского муниципального образования от 27.04.2012 г. N 52-294/Дгп.
Решением Думы Марковского муниципального образования от 19.03.2013 г. N 07-39/Дгп утверждены Правила землепользования и застройки Марковского городского поселения.
Указанное, свидетельствуют о соблюдении части 1 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, для рассмотрения вопроса о безвозмездной передаче земельного участка в муниципальную собственность города Иркутска в порядке главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции по материалам дела также установлено, земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:156 площадью 3854741 кв.м. относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования для ведения подсобного сельского хозяйства.
Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.03.2016 г.
Земельный участок с кадастровым номером 38:06:150201:83, являющийся частью единого землепользования с кадастровым номером 38:06:000000:156, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в районе д. Новогрудинина был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 38:06:150201:816 и 38:06:150201:817.
Администрация Марковского городского поселения муниципального образования, реализуя свои полномочия, обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением от 16.10.2020 г. N 6482 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность Марковского МО федеральных земельных участков с кадастровыми номерами 38:06:150201:816, площадью 53134 кв.м., 38:06:150201:817, площадью 127960 кв.м., расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Новогрудинина.
Согласно Генеральному плану и Правил землепользования поселения данные земельные участки включены в границы населенного пункта д. Новогрудинина и находятся в территориальной зоне СХЗ-3.
Как следует из оспариваемого решения от 02.12.2020 г. N 38-41/14030 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, со ссылкой на положения статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации указало, что передача земельных участков невозможна в связи с обременением в виде права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также тем, что в отношении спорных земельных участков, Университет в уполномоченный орган с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования не обращалось, и решение о прекращении указанного права, не принималось.
На основании указанного Территориальное управление Росимущества пришло к выводу, что земельные участки с кадастровыми номерами 38:06:150201:816 и 38:06:150201:817 не подлежат передаче в муниципальную собственность до прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Апелляционный суд, отклоняя доводы апелляционной жалобы, соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что такой отказ Территориального управления Росимущества является ошибочным и не основанным на нормах действующего законодательства, поскольку статьей 39.30 и пункт 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации такого основания для принятия решения об отказе в передаче земельного участка не предусматривают.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, исключением для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности в муниципальную, являются основания указанные в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность в соответствии с настоящей статьей земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества.
Как правильно указал суд первой инстанции, при рассмотрении обращения Марковского муниципального образования о безвозмездной передаче земельных участков ТУ Росимущества должно исходить из наличия оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и прекратить такое право, поскольку факт длительного нецелевого использования земельных участков Учреждением полностью подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по гражданским делам N 2-19/2019, N 2-363/2019, рассмотренных Иркутским районным судом Иркутской области (копии судебных актов приобщены к материалам настоящего дела).
Выводы суда первой инстанции по указанным делам также подтверждены апелляционными определениями по делам N 33-6129/2019, N 33-8856/2019 и кассационными определениями по делам N 8Г4963/2019, N 8Г-3962/2020.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотрены пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности, установлены статьей 39.32 ЗК РФ, согласно пункту 3 которой в случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному государственному учреждению принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных соответственно статьями 45, 47 настоящего Кодекса.
Из анализа статей 39.31, 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при прекращении прав на земельный участок в связи с наличием оснований для безвозмездной его передачи из федеральной собственности в муниципальную в порядке главы V.5. Земельного кодекса РФ, согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренное статьей 53 ЗК РФ, не требуется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ, начало действия с 04.08.2018).
Суд первой инстанции также указал, что единственной целью образования спорных земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 38:06:150201:83, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 38:06:000000:156 была передача их в муниципальную собственность Марковского МО как неиспользуемых Университетом по прямому назначению.
Контрольными мероприятиями, проведенными органами земельного и фитосанитарного надзора на протяжении продолжительного времени (начиная с 1991 года) неоднократно устанавливались факты нецелевого использования земли, ухудшения ее плодородия, захламления, бесконтрольности, застраивания самовольными постройками. Более того, целью передачи земли единого землепользования Университета являлась деятельность подсобного хозяйства, которое было ликвидировано в 2009 году. Поскольку уставные цели Учреждения не направлены на сельскохозяйственное производство, и не связаны с ним, земельные участки в составе единого землепользования после ликвидации подсобного хозяйства были заброшены.
Нецелевое использование Университетом единого землепользования также подтверждено следующими обстоятельствами.
Постановлением Президиума Иркутского районного совета народных депутатов от 21.05.1991 г. N 6-П-87 был установлен факт забрасывания пахотных земель и из зарастания мелколесьем, заболачивание. Также установлено, что интенсивно ведется застройка дачными домами или жильем вокруг, в том числе, д. Ново-Грудинино. На руководство мединститута возложена обязанность разработать план агротехнических мероприятий по улучшению эффективности использования сельскохозяйственных угодий и повышения плодородия почв. Пользователь предупрежден, что через год будет проведена повторная проверка эффективности использования земель в соответствии с утвержденным планом мероприятий и рассмотрен вопрос о дальнейшем изъятии земель.
12.09.1991 г. решением сельскохозяйственной комиссии по результатам проверки исполнения постановления Президиума Иркутского районного совета народных депутатов, в ходе которой установлен самовольный захват земель, застройка участков теплицами, грядками, фундаментами домов, предложено вынести на Президиум вопрос об изъятии земель подсобного хозяйства факультетских клиник мединститута и передаче их во временный фонд района.
Решением Малого совета народных депутатов от 14.12.1992 г. N 8-55 отмечено неудовлетворительное использование земель подсобным хозяйством ИГМУ, на землепользователя возложена обязанность провести обработку земель до июня 1992 года для получения сельскохозяйственной продукции. Постоянной комиссии по сельскому хозяйству и земельной реформе поручено проверить эффективность использования земель и подготовить проект предложений на Малый Совет.
30.09.1992 г. Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам в адрес ИГМУ было направлено указание - предупреждение с требованием произвести уборку урожая, вспашку зяби, представить годовой отчет в главное управление сельского хозяйства в срок до 20 октября. Основание для предупреждения явилось установление факта нерационального и неэффективного использования земель, неиспользование более половины из 548 га предоставленных угодий.
26.04.1994 г. в отношении Иркутского государственного медицинского института составлен Протокол N 1 о нарушении земельного законодательства. Так, обследован в натуре земельный участок, общей площадью 261 га на берегу Иркутского водохранилища на заливе Большой Калей, предоставленный под подсобное хозяйство, установлено. что на участке 40-50 га пашни занято под коллективно-садоводческое товарищество, где произведена планировка, разбивка дорог и участков; 60-70 га не используются на протяжении 2-3 лет. 26.04.1994 г. мэром Иркутского района, учитывая многолетнее неиспользование, нерациональное и неэффективное использование предоставленных земель, было издано Постановление N 290 об изъятии земель Иркутского мединститута, согласно которому постановлено просить Губернатора Иркутской области разрешить изъятие предоставленных земель с включением в специальный фонд района и последующим предоставлением.
С учетом указанного постановление 29.04.1994 г. Роскомземом Иркутской области меру Иркутского района вносилась рекомендация об изъятии земель Иркутского мединститута для дальнейшего перераспределения с приложением обоснования внесенного предложения. Однако, нарушения землепользователем устранены не были.
Более того, факт, что выявленные нарушения не были устранены, повторно устанавливался в 1999 году Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Иркутского района, в 2015 году Управлением Росреестра по Иркутской области и Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент принятия Территориальным управлением Росимущества оспариваемого решения от 02.12.2020 г. N 38-41/14030, имелись основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Университета спорными земельными участками, предусмотренные статьями 45, 47 Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, Территориальным управлением Росимущества ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде не подтверждена законность требования согласия органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращения права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации на земельный участок для безвозмездной его передачи муниципальному образованию.
Таким образом, суд первой инстанции, пришел к верному выводу, что оспариваемое решение от 02.12.2020 г. N 38-41/14030 об отказе в передаче в собственность Марковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области земельных участков с кадастровыми номерами N 38:06:150201:816 площадью 53134 кв.м., N 38:06:150201:817 площадью 127960 кв.м., расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, д. Новогрудинина, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы администрации города Иркутска.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что заявителем не обосновано каким образом, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствуют оспариваемый отказ и какие права и свободы заявителя непосредственно затрагиваются или нарушаются данными действиями, отклоняется апелляционным судом как необоснованная и не соответствующая установленным по делу обстоятельствам.
Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о неправильном указании Администрацией и судом первой инстанции номера оспариваемого решения. При исследовании оспариваемого решения, представленного в материалы дела Администрацией (т.1 л.д.25) и представленного 24.02.2021 в материалы электронного дела ТУ Росимущества, апелляционным судом не установлено, что номер оспариваемого решения 31-СН/14030, а не 31-41/14030. При этом апелляционный суд отмечает, что заявителем оспаривалось и судом первой инстанции рассматривалось решение с тем номером, который был указан ТУ Росимущества на экземпляре, направленном в адрес Администрации.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2022 года по делу N А19-22761/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22761/2020
Истец: Администрация Марковского муниципального образования-Администрация городского поселения
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае
Третье лицо: Министерство здравоохранения Российской Федерации, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБОУ ВО "Иркутский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации