город Ростов-на-Дону |
|
13 мая 2022 г. |
дело N А32-48196/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ООО "Титан": представитель Воякин Д.В. по доверенности от 18.10.2021, удостоверение;
от Краснодарской таможни: представители Зудов О.Б. по доверенности от 16.08.2021, удостоверение; Новиков Н.Ю. по доверенности от 07.12.2021, удостоверение;
Самойлова Л.Ф. по доверенности от 12.05.2021, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.02.2022 по делу N А32-48196/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Титан"
(ИНН 2353014989, ОГРН 1022304838951)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о признании незаконным и отмене решения Краснодарской таможни от 19.07.2021 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров" от 19.07.2021, и принять заявленную таможенную стоимость товаров, задекларированных в декларациях на товары,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Титан" (далее - заявитель, ООО "Титан", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решений Краснодарской таможни от 19.07.2021 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров" от 19.07.2021, и принять заявленную таможенную стоимость товаров, задекларированных в декларациях на товары 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003 826.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2022 ходатайство заинтересованного лица об отложении судебного разбирательства отклонено. Признаны незаконными и отменены решения Краснодарской таможни от 19.07.2021 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров" от 19.07.2021 по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826. Суд возложил на Краснодарскую таможню обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Титан" путем принятия заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных в декларациях на товары NN10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826. С Краснодарской таможни в пользу ООО "Титан" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что разбивка транспортных расходов по иностранной территории и территории Союза ЧТЭУП "ТрансКИТ" в выставленной счет-фактуре на оплату в адрес ООО "Титан" произведена произвольно и не подтверждена документально.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при принятии Решений о внесении изменений в ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826 расчет таможенной стоимости произведен на основании документально подтвержденных сведений о понесенных расходах на доставку проверяемых товаров, полученных в ходе камеральной таможенной проверки, в соответствии со ст.ст. 39, 40 ТК ЕАЭС (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Титан" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Краснодарской таможни поступило дополнение к апелляционной жалобе, в котором таможня указывает на то, что транспортировку товаров организовывает сам покупатель товаров, в связи с чем, он обладает возможностью предоставления всех необходимых документов для подтверждения транспортных расходов, как до, так и после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.
Суд протокольным определением приобщил дополнение к апелляционной жалобе к материалам дела.
От ООО "Титан" поступила письменная позиция по представленным Краснодарской таможней документам.
Суд приобщил письменную позицию по представленным Краснодарской таможней документам к материалам дела.
В судебном заседании представители Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "Титан" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Титан" в регионе деятельности Краснодарской таможни в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" задекларированы следующие товары: "картон второго сорта, стоковый многослойный...", изготовитель "UAB POLIBARR" (Литва) по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826.
Согласно сведениям, заявленным ООО "Титан" в графе 44 "Дополнительная информация/предоставленные документы" оспариваемых ДТ, поставка товаров осуществлялась в счет исполнения обязательств по контракту от 09.06.2016 N 170.
Внешнеторговый контракт от 09.06.2016 N 170 (далее - контракт) заключен между ООО "Титан" (Покупатель) и компанией "UAB POLIBARR" (продавец, Литва) на поставку товаров. В соответствии с пунктом 2 контракта цена товара и условия поставки по настоящему контракту указывается в приложениях к данному контракту. Общая сумма контракта слагается из сумм подписанных приложений. Валюта контракта - Евро.
Согласно условиям контракта от 09.06.2016 N 170 товары поставляются на условиях поставки FCA Raudondvaris.
При принятии решения суд первой инстанции руководствовался следующими выводами. Таможенная стоимость товаров в спорных ДТ определена Заявителем с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС. При этом в спорных декларациях на товары заявлены вычеты расходов по транспортировке товаров после их прибытия на таможенную территорию Союза. Судом первой инстанции было указано, что заявителем выполнены все установленные законом требования о документальном подтверждении заявленной таможенной стоимости, закрепленные п. 10 ст. 38, ст. 40 ТК ЕАЭС, Порядками заполнения ДТС-1, установленными Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (действовал до 01.07.2019 г.) и Решением Комиссии Таможенного союза от 16.10.2018 N 160 (действует с 01.07.2019 г.). Требования по заполнению графы 17 ДТС-1 декларантом соблюдены в полном объеме. Перевозка товаров осуществлялась по договору транспортной экспедиции ЧТУП "ТрансКИТ", которая осуществила услуги по доставке товара по ДТ N 10309203/150818/0003773 10309203/200818/0003826.
Суд первой инстанции сделал вывод, что для подтверждения таможенной стоимости товаров задекларированных по ДТ N 10309203/150818/0003773 10309203/200818/0003826, представлены все имеющиеся в силу Закона и обычаев делового оборота документы (внешнеторговый контракт на покупку товара, коммерческие инвойсы, платежные поручения, ведомость банковского контроля по контракту, платежные поручения, выписки по банковскому счету, договоры перевозки/транспортной экспедиции, счета на оплату, акты выполненных работ, с разделением транспортных расходов на расходы "до" и после пересечения границы Таможенного союза, подтверждающие факты перевозок товара. В свою очередь платежные поручения и выписки по банковскому счету подтверждают фактическую оплату Заявителем стоимости транспортных расходов за оказанные услуги по доставке товара отдельно от цены приобретаемого товара по контракту. Декларант, оформляя ДТС, руководствовался достоверной и точной информацией о стоимости ввозимого товара и разделенной стоимости транспортных расходов, которые указаны в документах первичного бухгалтерского учета и поступили от Перевозчика, который оказывал услуги по перевозке товара на основании заключенного договора с Заявителем. Все представленные таможенному органу для проверки документы подписаны уполномоченными лицами, заверены печатями участников правоотношений (Поставщиком, Покупателем, Перевозчиком), свидетельствуют о достоверности заявленной информации в декларациях таможенной стоимости товара. При этом, таможенный орган не опроверг правильность расчетов и тарифов на перевозку товара, примененных Перевозчиком, невозможность использования представленных документов с указанием разделенных транспортных расходов, подтверждающих транспортные расходы Перевозчика, понесенные Заявителем в рамках исполнения договорных обязательств. Судом первой инстанции признаны незаконными и отменены решения Краснодарской таможни от 19.07.2021 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров" от 19.07.2021 по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
При таможенном декларировании таможенная стоимость товаров определена Декларантом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по стоимости сделки с ввозимыми, с учетом вычетов расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
Заявителем также заключены договоры с Перевозчиком и Экспедиторами, оказывающими услуги по перевозке (транспортировке) товара, по которым осуществлялись перевозки товаров в международном сообщении, условиям которых не дана надлежащая правовая оценка, имеющая существенное значение в доказательствах правильности расчета таможенной стоимости по первому методу расчета.
Обществом заключен договор транспортной экспедиции N 185-18-З от 30.07.2018, с ЧТЭУП "ТрансКИТ" и транспортной экспедиции N 261-18-З от 21.11.2018, заключенный с ИП Янушкевич К.С., по условиям которых Экспедитор вправе привлечь для исполнения обязательств по перевозке товаров третьих лиц, но в силу пункта 2.4. договора сумма оплаты привлеченному лицу определяется без согласования ее с Заявителем.
Согласно п. 2.5 договора N 185-18-3 на каждую отдельную перевозку оформляется заявка, содержащая описание условий и особенностей ее исполнения и являющаяся неотъемлемой частью договора. Условия, оговоренные в заявке Исполнителю, имеют приоритет перед условиями договора.
В соответствии с п. 2.6 договора N 185-18-3 подтверждением факта оказания услуги является оригинал товарно-транспортной накладной установленного образца и (или) CMR-накладной с отметками грузоотправителя, перевозчика, получателя груза и таможенных органов.
Согласно пункту 4.2.8. обществу предоставляется счет на оплату транспортно-экспедиционных услуг (с разбивкой по маршруту движения: Поставщик - Таможенный пункт на границе ЕАЭС - Покупатель).
В соответствии с п. 5.1 договора N 185-18-3 расчет между заказчиком и исполнителем за перевозку грузов производится на основании ставки фрахта, согласованной в заявке на перевозку.
В целях оказания услуг (ДТ N 10309203/150818/0003773) ЧТЭУП "ТрансКИТ" (заказчик) заключил договор перевозки N 506-18-П от 07.08.2018 (далее - Договор N 506-18-П) с Частным транспортно-экспедиционным унитарным предприятием "ГринАлМа" (Перевозчик) с автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 506-18-П перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу, а заказчик обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно пунктам 5.1 и 5.2, 5.3 договора N 506-18-П стоимость определяется сторонами в транспортном заказе, единой ставкой, которая согласовывается в поручении Экспедитору по каждой поставке. Расчеты за выполняемые транспортные услуги производятся путем банковского перевода заказчиком на основании предъявленной счет-фактуры, безналичными перечислениями денежных средств в белорусских рублях, Евро, долларах США, российских рублях на расчетный счет Перевозчика. Основанием для оплаты транспортного заказа является предоставление Перевозчиком Заказчику оригинала CMR накладной с отметкой получателя о получении груза, оригинала счет-фактуры, акта выполненных работ, карты простоя автомобиля, заверенная грузоотправителем (грузополучателем), если имел место факт простоя.
В целях оказания услуг (ДТ N 10309203/200818/0003826) ЧТЭУП "ТрансКИТ" (заказчик) заключил договор перевозки N 508-18-П от 14.08.2018 (далее - Договор N 508-18-П) с ООО "Феник-Транс" (Перевозчик) с автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 508-18-П перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу, а заказчик обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно пунктам 5.1 и 5.2, 5.3 договора N 508-18-П стоимость определяется сторонами в транспортном заказе, единой ставкой, которая согласовывается в поручении Экспедитору по каждой поставке. Расчеты за выполняемые транспортные услуги производятся путем банковского перевода заказчиком на основании предъявленной счет-фактуры, безналичными перечислениями денежных средств в белорусских рублях, Евро, долларах США, российских рублях на расчетный счет Перевозчика. Основанием для оплаты транспортного заказа является предоставление Перевозчиком Заказчику оригинала CMR накладной с отметкой получателя о получении груза, оригинала счет-фактуры, акта выполненных работ, карты простоя автомобиля, заверенная грузоотправителем (грузополучателем), если имел место факт простоя.
ООО "Титан" в целях выполнения требований п. 2 ст. 40 ТК ЕАЭС в части документального подтверждения выделения из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, стоимости транспортных расходов до места прибытия товаров на территорию Союза и стоимости транспортных расходов по территории Союза были представлены:
по ДТ N N 10309203/150818/0003773: международная транспортная накладная CMR б/н, инвойс РВ2972 от 08.08.2018, счет-фактура N 08-1198 от 14.08.2018 и Акт выполненных работ N 08-1198 от 15.08.2018, платежное поручение N 3218 от 11.09.2018, Выписка по счету клиента за дату 11.09.2018.
по ДТ N 10309203/200818/0003826 представлены: международная транспортная накладная CMR 12012001, инвойс РВ2980 от 08.08.2018; счет-фактура N 08-1202 от 18.08.2018 и Акт выполненных работ N 08-1202 от 20.08.2018, платежное поручение N 3218 от 11.09.2018, Выписка по счету клиента за дату 11.09.2018.
В отношении ООО "Титан Краснодарской таможней проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен Акт камеральной таможенной проверки от 28.05.2021 N 10309000/210/280521/А000013, в котором указано, что таможенная стоимость товаров может быть принята с применением метода таможенной оценки в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС, с включением в структуру таможенной стоимости оцениваемых товаров, как составляющую стоимости сделки, расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия товаров на таможенную территорию Союза до места разгрузки в РФ, так как Заявителем не соблюдены требования пункта 10 статьи 38 и подпункта 2 пункта 2 статьи 40 Таможенного кодекса о документальном подтверждении заявленного вычета расходов по транспортировке товаров после их прибытия на таможенную территорию Союза.
19.07.2021 Таможенным органом в отношении ООО "Титан" приняты Решения "о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров" с требованием о предоставлении корректировки деклараций таможенной стоимости товаров, уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении 48 проверенных деклараций на товары, в том числе по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826 (далее - спорные ДТ).
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 2 ст.40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией.
В целях перевозки (транспортировки) товаров на таможенную территорию ЕАЭС заключается договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (пункт 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" условия договора транспортной экспедиции определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом). Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ 08.09.2006 N 554, установлен перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. В соответствии с пунктом 15 указанных Правил экспедитор по требованию клиента представляет в том числе перечень оказываемых транспортно-экспедиционных услуг и их стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В соответствии с международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс 2010 термин FCA FREE CARRIER/Франко завод означает, что продавец должен очистить товары для экспорта, то есть получить разрешение на экспорт, а также выполнить все таможенные формальности, если они требуются. Продавец не имеет обязанности заключать договор перевозки товара. Обязанность по заключению договора перевозки возложена на покупателя.
Порядок заполнения ДТС-1 утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (действовал до 01.07.2019) (далее - Порядок).
Пунктом 22 Порядка заполнения ДТС-1 установлен порядок заполнения графы 17 ДТС-1, в которой заявляется таможенная стоимость в части понесенных транспортных расходов, а также расходов по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.
В соответствии с вышеуказанным пунктом в графе 17 ДТС-1 указывается величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров до аэропорта, порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Союза, если в соответствии с установленными внешнеторговым договором условиями поставки перевозка (транспортировка) товара до места прибытия на таможенную территорию Союза не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Если перевозка (транспортировка) осуществляется различными видами транспорта (мультимодальная перевозка), то учитываются суммарные расходы на перевозку (транспортировку) всеми видами транспорта, исходя из действующих на момент перевозки (транспортировки) товаров тарифов.
Если перевозка (транспортировка) осуществлялась безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя, в настоящей графе приводится величина, рассчитанная на основании тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта, действующих в период перевозки (транспортировки) товаров или в соответствующий период времени (сезонность перевозки).
В том случае, если у декларанта отсутствуют данные о тарифах на перевозку данным видом транспорта, то для расчетов транспортных расходов используются данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.
Если ДТС-1 заполняется на товары нескольких наименований, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товарами различных наименований пропорционально их весу брутто.
В графе 17 указывается место (географический пункт) прибытия товаров на таможенную территорию Союза либо место назначения товара на таможенной территории Союза, расходы до которого в соответствии с условиями поставки оплачиваются покупателем отдельно и должны быть включены в таможенную стоимость.
Если понесенные покупателем расходы по перевозке (транспортировке) от места прибытия на таможенную территорию Союза до места назначения на таможенной территории Союза не могут быть подтверждены документально, то в графе 17 указывается место назначения на таможенной территории Союза. Если разделение расходов по перевозке (транспортировке) от места отправления до места прибытия на таможенную территорию Союза и от места прибытия до места назначения может быть документально подтверждено, то в графе 17 указывается место прибытия товаров на таможенную территорию Союза.
В графе 17 указываются также понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.
В Приложении N 1 к Порядку установлен перечень документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров для каждого метода таможенной оценки. Согласно пункту 1 данного приложения при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы:
Договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;
Таким образом, из системного толкования указанных положений норм таможенного законодательства следует, что расходы по транспортировке товаров, как до места прибытия на территорию Союза, так и от места прибытия на таможенную территорию Союза до места его назначения должны быть документально подтверждены. В случае их не подтверждения, они подлежат включению в таможенную стоимость товаров в полном объеме, вознаграждение экспедитора подлежит включению в таможенную стоимость товаров в полном объеме.
Обязательными документами, подтверждающими величину произведенных транспортных расходов, заявленных в графе 17 ДТС-1, являются договор транспортной экспедиции, счет-фактура (инвойс) за перевозку и банковские документы (если счет-фактура оплачен).
Из материалов дела следует, что для осуществления доставки товара, задекларированного по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826, ООО "Титан" заключило договор транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 с Частным транспортно-экспедиционным унитарным предприятием "ТрансКИТ" (УНП 191710653, адрес: 220055, г. Минск, ул. Каменногорская, 47-57) - экспедитор.
В соответствии с договором транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3, заключенным между ООО "Титан" (клиент) и ЧТЭУП "ТрансКИТ" (экспедитор), осуществлена доставка товаров, задекларированных по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826.
В соответствии с пунктом 1.1 договора транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 его предметом является оказание Исполнителем (ЧТЭУП "ТрансКИТ") Заказчику (ООО "Титан") транспортных услуг по планированию, организации, выполнению международных автомобильных перевозок, а также порядок расчетов за оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 2.2 договора транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 заказчик (ООО "Титан") и исполнитель (ЧТЭУП "ТрансКИТ") действует от своего имени и по поручению организаций, с которыми они имеют прямые договора.
В соответствии с пунктом 2.5 договора транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 на каждую отдельную перевозку оформляется заявка, содержащая описание условий и особенностей ее исполнения и являющаяся неотъемлемой частью договора. Условия, оговоренные в заявке Исполнителю (ЧТЭУП "ТрансКИТ"), имеют приоритет перед условиями договора.
В соответствии с пунктом 5.1 договора транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 расчеты между заказчиком и исполнителем за перевозки грузов производятся на основании ставки фрахта, согласованной в заявке на перевозку.
Таким образом, в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 в заявке на перевозку оговаривается маршрут грузоперевозки, за который заказчик (ООО "Титан") производит оплату в адрес исполнителя (ЧТЭУП "ТрансКИТ"), а также стоимость указанной грузоперевозки. Иными документами маршрут грузоперевозки, стоимость грузоперевозки не оговаривается и не устанавливается.
В рамках исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 заказчик (ООО "Титан") направило в адрес исполнителя (ЧТЭУП "ТрансКИТ") заявки на перевозку N 1 от 07.08.2018, N 3 от 14.08.2018 в целях организации перевозки товаров, задекларированных по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826.
Судебной коллегией установлено, что в заявках на перевозку указана стоимость услуг исполнителя - 1850 евро за 1 машину (1850 евро за доставку товара, задекларированного по ДТ N 10309203/150818/0003773, и 1850 евро за доставку товара, задекларированного по ДТ N 10309203/200818/0003826). Оговоренный в заявках на перевозку N 1 от 07.08.2018, N 3 от 14.08.2018 маршрут, за который производится оплата, - от пункта отправления Raudondvaris, Литва до пункта назначения г. Тимашевск (РФ).
Следовательно, в заявках на перевозку не содержится разбивка стоимости оказываемых транспортных услуг отдельно от пункта отправления (Raudondvaris, Литва) до границы ЕАЭС (Каменный Лог) и от границы ЕАЭС (Каменный Лог) до места разгрузки на территории РФ (г. Тимашевск).
Сведения, заявленные в 17 графе ДТС N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826 (в указанной графе заявляется величина транспортных расходов), не соответствуют ставке фрахта, оговоренной условиями договора транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3.
Таким образом, договором транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 распределение транспортных расходов отдельно по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза не предусмотрено.
В целях выполнения требований подпункта 5 пункта 1 ст. 40 ТК ЕАЭС, Приложения N 1 к Порядку декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок), в части подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости, ООО "Титан" представлены следующие документы, выставленные Экспедитором (ЧТЭУП "ТрансКИТ"), содержащие разбивку стоимости оказываемых транспортных услуг отдельно от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ:
- акт N 08-1198 от 15.08.2018 (ДТ N 10309203/150818/0003773), акт N 08-1202 от 20.08.2018 (ДТ N 10309203/200818/0003826);
- счет-фактура N 08-1198 от 14.08.2018 (ДТ N 10309203/150818/0003773), счет-фактура N 08-1202 от 15.08.2018 (ДТ N 10309203/200818/0003826).
- платежное поручение от 11.09.2018 N 3218 (ДТ N 10309203/150818/0003773, ДТ N 10309203/200818/0003826).
Платежным поручением от 11.09.2018 N 3218 произведена оплата за транспортные услуги по доставке товара, задекларированного по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826, в сумме 298479,74 руб. за весь маршрут перевозки от пункта отправления Raudondvaris, Литва до пункта назначения г. Тимашевск (РФ).
Таким образом, из всех представленных документов, подтверждающих величину транспортных расходов, заявленную в 17 графе ДТС N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826, ее подтверждают только счета-фактуры и акты. В двух других обязательных документах (договор транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3, платежное поручение от 11.09.2018 N 3218), необходимых для подтверждения заявленной величины транспортных расходов, отражена общая стоимость транспортных расходов от пункта отправления Raudondvaris, Литва до пункта назначения г. Тимашевск (РФ).
При проверке достоверности произведенной разбивки транспортных расходов Экспедитором (ЧТЭУП "ТрансКИТ") на составляющие от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ Краснодарской таможней направлено требование от 21.04.2021 N 09-15/11269 в адрес ЧТЭУП "ТрансКИТ".
Документы, необходимые для проведения таможенного контроля и подтверждающие достоверность произведенной разбивки транспортных расходов в акте N 08-1198 от 15.08.2018, счете-фактуре N 08-1198 от 14.08.2018, акте N 08-1202 от 20.08.2018, счете-фактуре N 08-1202 от 15.08.2018, ЧТЭУП "ТрансКИТ" не представлены. ЧТЭУП "ТрансКИТ" оставило требование Краснодарской таможни от 21.04.2021 N 09-15/11269 без исполнения.
Сведения о транспортных расходах, в том числе, их разделение на расходы до и после пересечения границы Союза должны быть основаны на сведениях лица, непосредственно оказавшего услуги по перевозке (транспортировке) товаров, так как именно это лицо несет расходы на ГСМ, амортизацию транспортного средства, заработную плату, командировочные и иные расходы, связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, и зависимые от расстояния до определенных географических пунктов и на определенных территориях.
Протяженность маршрута, наличие дополнительных погрузочно-разгрузочных и иных операций с товарами, определяют стоимость доставки каждой конкретной партии товаров, индивидуальны для каждого перевозчика и зависят от многих факторов, в том числе от рыночной ситуации, условий договоров, заключенных между перевозчиками и экспедиторами, иных факторов, влияющих на стоимость транспортных услуг по конкретной перевозке.
Тариф как показатель включает в себя три составляющих: себестоимость перевозки, прибыль, необходимую для устойчивой экономической деятельности автотранспортной организации и дополнительную прибыль, обеспечивающую обновление основных средств.
В целях организации перевозки товаров, задекларированных по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826, ЧТЭУП "ТрансКИТ" заключены:
* договор перевозки от 14.08.2018 N 508-18-П с фактическим перевозчиком спорных товаров ООО "Феникс-Транс" (ДТ N 10309203/200818/0003826);
* договор перевозки от 07.08.2018 N 506-18-П с фактическим перевозчиком спорных товаров частное унитарное предприятие по оказанию услуг "ГринАлМа" (ДТ N 10309203/150818/0003773).
Судебной коллегией установлено, что материалами таможенной проверки подтверждается факт отсутствия разделения транспортных расходов в документах непосредственных перевозчиков товаров,задекларированных по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826, - ООО "Феникс-Транс", ЧУП ТринАлМа".
При выставлении ЧТЭУП "ТрансКИТ" заявок на перевозку грузов в международном сообщении в адрес перевозчиков сумма фрахта указана без разбивки транспортных расходов до и после границы ЕАЭС. По запросу Краснодарской таможни перевозчиками ООО "Феникс-Транс", ЧУП ТринАлМа" представлены договоры, заключенные с ЧТЭУП "ТрансКИТ", заявки, счет-фактура, инвойс, акт выполненных работ. В представленных ООО "Феникс-Транс", ЧУП ТринАлМа" документах отсутствует какое-либо распределение транспортных расходов от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ.
Однако, ЧТЭУП "ТрансКИТ" при выставлении вышеуказанных документов в адрес ООО "Титан" для целей таможенного декларирования товаров, задекларированных по ДТ N N 103 09203/15 0 818/0003 773, 10309203/200818/0003826, произвольно произвело разбивку транспортных расходов от пункта отправления до границы ЕАЭС и от границы ЕАЭС до места разгрузки на территории РФ. При этом, произведенная ЧТЭУП "ТрансКИТ" разбивка транспортных расходов не подтверждается какими-либо документами, в том числе и полученными от фактических перевозчиков - ООО "Феникс-Транс", ЧУП "ТринАлМа".
В суд апелляционной инстанции таможенным органом были представлены: выписка из информационно-справочной системы контроля таможенной деятельности Малахит, а также копии электронных деклараций иных декларантов.
По смыслу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 5 пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разрешение вопроса о принятии дополнительных доказательств находится в пределах усмотрения суда апелляционной инстанции, в связи с чем, представленные таможенным органом доказательства приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора. Данные доказательства представлены в целях подтверждения правовой позиции по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия проанализировала представленные доказательства и установила, что заявленная ООО "Титан" величина транспортных расходов спорных товаров является минимальной по сравнению с аналогичными перевозками в сопоставимый период времени. Так ООО "Титан" заявило стоимость транспортировки 1 кг. товара до границы ЕАЭС 3,09-3,10 руб., при этом курс валюты был 76,18 -76,23. Иные декларанты указывали стоимость транспортировки 1 кг. товара до границы ЕАЭС 3,46 руб., при этом курс валюты был 67,81.
При проведении таможенной проверки от фактических перевозчиков получены договоры, инвойсы (счета-фактуры), акты выполненных работ, по результатам анализа которых установлено, что указанными договорами не предусмотрена система тарификации перевозок, счета за перевозки выставлены единой суммой по маршруту перевозки от места погрузки спорных товаров на иностранной территории до места выгрузки на территории РФ, какую-либо разбивку маршрута перевозки и стоимости перевозки на отдельные части не содержат.
Договором транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3 с экспедитором ЧТЭУП "ТрансКИТ" не предусмотрена какая-либо тарификация перевозок, равно как и разбивка стоимости услуг экспедитора по перевозке товаров до и после границы ЕАЭС.
На основании проведенного анализа таможней установлена разница сумм, выставленных за оказанные услуги экспедиторами и фактическим перевозчиком по счетам на ТЭУ. Таким образом, данное расхождение в стоимости оказанных услуг, является вознаграждением ЧТЭУП "ТрансКИТ".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено, что ни декларантом ООО "Титан", ни экспедиторами, ни перевозчиком не представлены документально подтвержденные сведения о видах и стоимости/себестоимости расходов по перевозке товаров, задекларированным по ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826, что носит документально неподтвержденный характер разделения стоимости транспортировки до границы таможенного Союза и после пересечения границы Союза до места прибытия.
Следовательно, разбивка транспортных расходов по иностранной территории и территории Союза ЧТЭУП "ТрансКИТ" в выставленной счет-фактуре на оплату в адрес ООО "Титан" произведена произвольно и не подтверждена документально.
Судебная коллегия учитывает, что по условиям поставки транспортировку товара организовывает сам покупатель товара, следовательно, он имеет возможность предоставить все необходимые документы для подтверждения транспортных расходов на всем пути следования.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что таможней при проведении проверки исследованы все факторы и обстоятельства, имеющие отношение к доставке спорных товаров, по результатам анализа Краснодарской таможней обоснованно сделаны выводы о наличии в счетах-фактурах, актах выполненных работ экспедитора ЧТЭУП "ТрансКИТ" и счетах-фактурах, актах фактических перевозчиков ООО "Феникс-Транс", ЧУП "ГринАлМа", противоречивых сведений о стоимости международных перевозок, вследствие чего разбивка стоимости доставки (транспортировки) спорных товаров на до и после места прибытия на территорию ЕАЭС, содержащаяся в счетах-фактурах экспедитора ЧТЭУП "ТрансКИТ", не может являться документально подтвержденной для целей определения таможенной стоимости.
С учетом изложенных обстоятельств, таможней обоснованно учтены в таможенной стоимости задекларированных спорных товаров в полном объеме расходы на перевозку (транспортировку) спорных товаров в соответствии с выставленными экспедитором ЧТЭУП "ТрансКИТ" транспортными счетами-фактурами, актами по Договору транспортной экспедиции от 30.07.2018 N 185-18-3.
Нормами права ЕАЭС определено, что если транспортные расходы как до границы ЕАЭС, так и после границы ЕАЭС до места прибытия на таможенной территории ЕАЭС не могут быть документально подтверждены, то декларант обязан включить в структуру заявленной таможенной стоимости всю величину транспортных расходов от пункта отправления на иностранной территории до пункта прибытия на территории ЕАЭС.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии Решений о внесении изменений в ДТ N N 10309203/150818/0003773, 10309203/200818/0003826 расчет таможенной стоимости таможенным органом произведен на основании документально подтвержденных сведений о понесенных расходах на доставку проверяемых товаров, полученных в ходе камеральной таможенной проверки, в соответствии со ст.ст. 39, 40 ТК ЕАЭС.
Следовательно, решения таможенного органа являются законными, а решение суда от 03.02.2022 надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2022 по делу N А32-48196/2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48196/2021
Истец: ООО "Титан"
Ответчик: Краснодарская таможня