город Томск |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А27-24330/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н., рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе (N 07АП-2313/2022) на решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24330/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Аникина К.Е.) по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе (г. Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к индивидуальному предпринимателю Даутовой Светлане Николаевне (г. Новокузнецк, ОГРНИП 304421711400162, ИНН 421706287618) о взыскании штрафа в размере 9 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области к индивидуальному предпринимателю Даутовой Светлане Николаевне (далее - предприниматель, страхователь, ИП Даутова С.Н.) с заявлением о взыскании штрафа за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах в размере 9 500 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2022 (резолютивная часть изготовлена 08.02.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в данном случае, представление сведений на застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчетах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и Инструкции, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены впервые и с нарушением срока.
В порядке статьи 262 АПК РФ ИП Даутова С.Н. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.01.2021 страхователем по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2020 год на 9 застрахованных лиц.
По итогам проведенной сверки представленной страхователем 13.01.2021 формы СЗВ-СТАЖ за 2020 год и представленных в 2020 году форм СЗВ-М Пенсионным фондом выявлено, что в форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют сведения о 2 застрахованных лицах, по которым в форме СЗВ-М за отчетный период январь - декабрь 2020 года содержатся данные о факте работы, а также установлено, что в форме СЗВ-М за апрель 2020 года отсутствуют сведения об 1 застрахованном лице, по которому в форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год содержатся данные о стаже.
12.03.2021 страхователем лично получено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
19.03.2021 страхователем в Пенсионный фонд лично представлена форма СЗВ-СТАЖ (дополняющая) за 2020 год в отношении 2 застрахованных лиц, а также СЗВ-КОРР в отношении 1 застрахованного лица.
19.05.2021 на основании актов проверки Пенсионным фондом вынесены решения N 052S19210007439, N 052S19210007440 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27- ФЗ.
Требования от 15.06.2021 N 052S01210008466, N 052S01210008467 направлены страхователю заказным письмом 16.06.2021, однако денежные средства страхователем в добровольном порядке не перечислены.
Кроме того, страхователем по телекоммуникационным каналам связи в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная): за апрель 2020 года - 13.05.2020, за май 2020 года - 09.06.2020, за июнь 2020 года - 07.07.2020, за июль 2020 года - 12.08.2020, за август 2020 года - 31.08.2020, за сентябрь 2020 года - 12.10.2020, за октябрь 2020 года - 16.11.2020, за ноябрь 2020 года - 15.12.2020, за декабрь 2020 года - 13.01.2021, за январь 2021 года - 10.02.2021.
12.03.2021 страхователем по телекоммуникационным каналам связи представлены формы СЗВ-М (дополняющая) за апрель - декабрь 2020 года, январь 2021 года на застрахованных лиц.
30.03.2021 специалистом Пенсионного фонда составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18210004993, N 052S18210004994, N 052S18210004997, N 052S18210004998, N 052S18210004999, N 052S18210005000, N 052S18210005001, N 052S18210005002, N 052S18210005003, N 052S18210005004. Рассмотрение актов назначено на 19.05.2021.
19.05.2021 Управлением вынесены решения N 052S19210007367, N 052S19210007368, N 052S19210007369, N 052S19210007370, N 052S19210007371, N 052S19210007372, N 052S19210007373, N 052S19210007374, N 052S19210007375, N 052S19210007376 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона N 27- ФЗ.
Требования от 15.06.2021 N 052S01210008443, N 052S01210008444, N 052S0121000846, N 052S01210008448, N 052S01210008451, N 052S01210008454, N 052S01210008457, N 052S01210008460, N 052S01210008463, N 052S01210008465 направлены страхователю заказным письмом 16.06.2021, однако денежные средства страхователем в добровольном порядке не перечислены.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Закона N27-ФЗ, предприниматель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско- правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что предприниматель первоначально представил сведения по формам СЗВ-М с типом исходные за апрель - декабрь 2020 года, январь 2021 года в установленные законом сроки.
12.03.2021 страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М.
В рассматриваемом случае Пенсионным фондом уведомления в адрес страхователя об устранении имеющихся ошибок (расхождений) не направлялись, что свидетельствует о том, что страхователь не был лишен возможности в порядке статьи 15 Закона N 27-ФЗ самостоятельно произвести корректировку представленных сведений за спорные отчетные периоды.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Формы СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2020 год, СЗВ-КОРР тип "корректирующая" за 2020 год, вопреки доводам Пенсионного фонда, представлены страхователем 19.03.2021, то есть в течение пяти рабочих дней после вручения уведомления Пенсионного фонда о выявленных ошибках (12.03.2021), следовательно, в силу пункта 40 Инструкции N 211н к страхователю не подлежат применению финансовые санкции.
Положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции N 211н, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020, на которые ссылается Пенсионный фонд, подлежат применению с одновременным учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.07.2003 N 12-П, в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Довод Пенсионного фонда о правомерном привлечении предпринимателя, в рассматриваемом случае, к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ отклоняется апелляционным судом, поскольку формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 01.08.2018 N 306-КГ18-10349, от 01.08.2018 N 309-КГ18-10386, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 23.10.2018 N 306-КГ18-16433.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24330/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Кемеровской области - Кузбассе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24330/2021
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: Даутова Светлана Николаевна