г. Санкт-Петербург |
|
12 мая 2022 г. |
Дело N А56-92902/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Леонова О.А., по доверенности от 29.03.2021 (онлайн);
от ответчика (должника): Воробьева А.Б., по доверенности от 29.12.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6843/2022) индивидуального предпринимателя Байкова Алексея Олеговича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2022 по делу N А56-92902/2021 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Байкова Алексея Олеговича
к Северо-Западной электронной таможне
об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Байков Алексей Олегович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным действий Северо-Западной электронной таможни Северо-Западного таможенного поста (центр электронного декларирования) Код таможенного органа 10228010, по отказу в предоставлении преференций по уплате НДС при таможенном декларировании товара, задекларированного в ДТ N 10228010/260321/0126011; об обязании Северо-Западной электронной таможни Северо-Западного таможенного поста (центр электронного декларирования) Код таможенного органа 10228010, возвратить излишне взысканный НДС, исчисленный по ДТ N 10228010/260321/0126011 в сумме 370 967,87 рублей.
Решением суда от 24.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что таможенный орган незаконно отказал незаконно отказал в предоставлении преференций по уплате НДС в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10228010/260321/0126011, в связи с чем оспариваемые Заявителем действия таможни от 29.03.2021, а также решение таможни по отказу в предоставлении преференций по уплате НДС при таможенном декларировании товара, задекларированного в ДТ N 10228010/260321/0126011, являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя.
27.04.2022 от Таможни поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Таможни просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ИП Байковым А.О. (покупатель) во исполнение внешнеторгового контракта от 22.01.2021 N 1, заключенного с CARDIMED Asia Medikal, Турция (продавец) на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезен и с использованием декларации на товары N 10228010/260321/0126011 (далее - ДТ) задекларирован N 1: "Принадлежности для трех систем OPTIS MOBILE для внутрисосудистой визуализации и внутрисосудистого измерения давления...наборы для внутрисосудистой визуализации DRAGONFLY OPTIS К1Т..." в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, классифицируемые в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 9018390000.
В графе 36 ДТ заявлены следующие сведения: "ОООО-ХТ" - освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники. Согласно сведениям, указанным при таможенном декларировании товара, в графе 44 ДТ в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льготы по уплате НДС, декларантом представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие N ФСЗ 2012/13217 от 13.09.2019, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее -регистрационное удостоверение).
Согласно РУ N ФСЗ 2012/13217 медицинское изделие зарегистрировано Росздравнадзор как "Система OPTIS MOBILE для внутрисосудистой визуализации и внутрисосудистого измерения давления с принадлежностями".
В соответствии с РУ N ФСЗ 2012/13217, задекларированные товары поименованы в качестве принадлежностей к медицинскому изделию "Система OPTIS MOBILE для внутрисосудистой визуализации и внутрисосудистого измерения давления с принадлежностями" в пункте 18 раздела "Принадлежности" с примечанием "не более 10 шт." к одному медицинскому изделию "Система OPTIS MOBILE для внутрисосудистой визуализации и внутрисосудистого измерения давления".
В связи с ввозом принадлежностей отдельно от медицинского изделия таможней принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в связи с несоблюдением порядка и условий предоставления льготы.
Не согласившись с указанным решением Балтийской таможни, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что ИП Бойковым А.О. при декларации документов и сведений не соблюдены условия, необходимые для предоставления льгот по уплате НДС, в связи, с чем Северо-Западной электронной таможней правомерно отказано ИП Байкову О.А. во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10228010/260321/0126011 в части применения льготы по НДС.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
Положениями статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
На основании подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов, являющиеся льготами по уплате таможенных платежей, устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) определено, что к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией медицинских изделий зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации при условии представления в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
В данном Перечне в разделе I "Медицинские изделия":
в пункте 2 поименованы: инструменты колющие 94 3200 (иглы стержневые; иглы трубчатые (инъекционные); скарификаторы, перья; перфораторы, троакары) (товар N 2);
в пункте 3: инструменты режущие и ударные с острой (режущей) кромкой 94 3300 (инструменты однолезвийные; томы; инструменты выкусывающие; ножницы (медицинские); инструменты однолезвийные скоблящие; инструменты многолезвийные с вращением вокруг собственной оси (сверла, фрезы, боры) и прочие) (товар N 4);
в пункте 4: инструменты оттесняющие 94 3400 (расширители; инструменты оттесняющие (зеркала, шпатели); инструменты разделяющие; инструменты извлекающие) (товар N 5);
в пункте 5: инструменты многоповерхностного воздействия (зажимные) 94 3500 (зажимы; пинцеты (медицинские); щипцы зажимные; держатели; инструменты раздавливающие) (товар N 6);
в пункте 6: инструменты зондирующие, бужирующие 94 3600 (зонды; бужи; катетеры; трубки, канюли) (товар N 3).
Согласно примечанию 1 к Перечню для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или до 31 декабря 2021 года государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со сноской "*" к Перечню (в редакции, действовавшей до 01.10.2019) код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017.
Следовательно, при применении Перечня в отношении медицинских изделий, зарегистрированных до 01.01.2017, подлежит учету код (ОКП) ОК 005-93.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от уплаты НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта перечня.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ИП Байковым А.О. (покупатель) во исполнение внешнеторгового контракта от 22.01.2021 N 1, заключенного с CARDIMED Asia Medikal, Турция (продавец) на таможенную территорию ЕАЭС по ДТ N 10228010/260321/0126011 ввезен и задекларирован товар N 1: "Принадлежности для трех систем OPTIS MOBILE для внутрисосудистой визуализации и внутрисосудистого измерения давления...наборы для внутрисосудистой визуализации DRAGONFLY OPTIS К1Т..." в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, классифицируемые в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в подсубпозиции 9018390000.
При декларировании товаров Предпринимателем были представлены Регистрационные удостоверения на медицинское изделие от 13.09.2021 N ФСЗ 2012/13217 с приложением к Регистрационному удостоверению, из которых следует, что класс потенциального риска применения медицинского изделия 26, Код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 26.60.12.129.
Также в Приложении к Регистрационному удостоверению указана Система OPTIS Mobile для внутрисосудистой визуализации и внутрисосудистого измерения давления с принадлежностями.
Таким образом ввезенный товар является принадлежностями к медицинским изделиям.
В спорном ДТ для данного товара заявлен код ТН ВЭД 9018 39 000 0.
Таким образом, задекларированный Предпринимателем товар относится к принадлежностям медицинских изделий, ввоз которой освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с чем общество имело право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара.
Кроме того ввезенные Предпринимателем принадлежности к медицинскому изделию имеют соответствующие Регистрационное удостоверение и в нем поименованы, в том числе сами медицинские принадлежности, которые указаны в Перечне.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, и медицинских изделий, зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
Согласно ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" принадлежности к медицинскому изделию - предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями, и по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями либо в их составе для того, чтобы медицинские изделия могли быть использованы в соответствии с целевым назначением.
Согласно разъяснениям Росздравнадзора, изложенным в Письме от 28.12.2016 N 01-63680/16, действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на составляющие его принадлежности. По мнению Росздравнадзора, поставка принадлежностей к медицинским изделиям должна сопровождаться информацией об их применении с конкретным медицинским изделием конкретного производителя.
Согласно Письму Росздравнадзора от 28.08.2007 N 04-16491/07 в регистрационном удостоверении (или в приложении к нему) может быть указан состав, комплект изделия и (или) принадлежности к нему. При указании в регистрационном удостоверении терминов "в составе" или "в комплекте" при таможенном оформлении должны быть представлены все указанные в регистрационном удостоверении (или приложении к регистрационному удостоверению) составляющие изделия медицинского назначения (изделия медицинской техники).
В регистрационных удостоверениях на ввезенный товар указаны принадлежности к медицинским изделиям.
При указании в регистрационном удостоверении "с принадлежностями" в приложении к регистрационному удостоверению дается максимально возможный перечень принадлежностей к данному изделию (которые прошли все необходимые испытания, связанные с процедурой государственной регистрации изделий медицинского назначения).
Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), то, что данные принадлежности могут использоваться в составе иного оборудования или самостоятельно по мнению таможенного органа, не означает, что общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется. Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2018 N 301-КГ18-137. Таким образом, классификационный код спорных принадлежностей не должен различаться с кодом ТН ВЭД основного товара.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с доводами Предпринимателя о том, что содержащиеся в регистрационном удостоверении и приложениях к нему сведения о подклассе и наименованиях групп продукции, позволяют однозначно соотнести данную продукцию с группой (кодом), поименованной в Перечне, являются достаточными для подтверждения льготы по НДС как при ввозе на территорию РФ (в соответствии с пунктом 2 статьи 150 НК РФ), так и при реализации на территории РФ (в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ), а выводы суда первой инстанции и Таможни о том, что декларантом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения ввезенного товара от уплаты НДС, являются ошибочными, не соответствующими нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
В связи, с чем у Северо-Западной электронной таможни отсутствовали основания для принятия решения от 23.09.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/260321/0126011.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.
Факт излишней уплаты заявителем НДС в размере 370 967 рублей 87 копеек подтверждается платежным поручением N 904 от 29.03.2021.
Учитывая изложенное, нарушенное право Предпринимателя подлежит восстановления путем возложения на Северо-Западную электронную таможню обязанности по возврату излишне взысканного НДС по ДТ N 10228010/260321/0126011 в размере 370 967 рублей 87 копеек.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Предпринимателем требований в полном объеме.
Госпошлина подлежит распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2022 по делу N А56-92902/2021 отменить.
Признать незаконными действия Северо-Западной электронной таможни по отказу в предоставлении преференций по уплате НДС при таможенном декларировании товара, задекларированного в ДТ N 10228010/260321/0126011.
Обязать Северо-Западную электронную таможню возвратить излишне взысканный НДС, исчисленный по ДТ N 10228010/260321/0126011 в сумме 370 967,87 рублей.
Взыскать с Северо-Западной электронной таможни в пользу индивидуального предпринимателя Байкова Алексея Олеговича 600 рублей расходов по оплате госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-92902/2021
Истец: ИП Байков Алексей Олегович
Ответчик: Северо-Западная электронная таможня