г. Чита |
|
26 мая 2022 г. |
Дело N А58-5943/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Антоновой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотой регион" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2022 года по делу N А58-5943/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401070349, ИНН 1435035723, далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Золотой регион" (ОГРН 1111434001051, ИНН 1434043030, далее-ответчик, общество) о взыскании недополученной арендной платы по договору аренды от 29.11.2018 N 1003 в размере 1 936 037,36 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2022 года по делу N А58-5943/2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что истцом в материалы дела не представлены доказательства отнесении спорного участка к категории защитных. Представленные истцом в материалы дела таксационные описания имеют не заверенные дописки от руки, не имеют даты, не имеют подписи, т.е. есть обязательных реквизитов, что не позволяет оценить данный документ как допустимое доказательство. По мнению ответчика, поскольку истцом кроме таксационных описаний в материалы дела не представлено иных доказательств в обоснование своей позиции, постольку факт отнесения спорного участка к категории защитных не нашел своего подтверждения, напротив, опровергается другими материалами дела.
Вместе с тем, судом при вынесении решения не оценена представленная ответчиком в качестве доказательства выписка из ЕГРН от 16.06.2017 года, в разделе 1 "Сведения об основных характеристиках" которой указана категория спорного участка "резервные леса".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.04.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по условиям договора аренды от 29.11.2018 N 1003 между Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Золотой регион" (арендатор) арендодатель на основании распоряжения министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 28.11.2018 N 1005-р обязуется предоставить, арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий следующие характеристики: площадь 90 га, местоположение: Республика Саха (Якутия), МО "Нерюнгринский район", земли лесного фонда Нерюнгринского лесничества, Чульманское участковое лесничество, резервные леса в квартале N 888, выделы 41, 42, 44, 45, 51, 62, 64, 65, кадастровый номер: 14:19:202001:158, номера учетной записи в государственном лесном реестре: 6819-2017-05, категория защитности: отсутствует, вид разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (л.д.9-19, т.1).
К договору сторонами подписан протокол урегулирования разногласий от 15.01.2019 в части пп. б) п. 3.1 договора (л.д.19, т.1).
В соответствии с п.1.3 договора арендатору земельный участок передается с целью добычи россыпного золота на участке Улахан-Мелемкен с притоками.
Границы земельного участка указаны в схеме расположения согласно приложению N 11 к договору.
Срок действия аренды сторонами согласован в п.6.1 договора: с даты государственной регистрации права аренды лесного участка до 31.12.2020.
Государственная регистрация договора аренды произведена Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) 27.02.2019.
Ответчиком произведена оплата по договору аренды в размере 933 808,90 руб., что подтверждается платежными поручениями N 259 от 15.07.2019, N 684 от 16.10.2019, N 809 от 22.11.2019, N 118 от 12.03.2020, N 420 от 29.07.2020, N 648 от 21.09.2020, N 905 от 01.12.2020.
По итогам проверки Федеральным агентством лесного хозяйства исполнения в области лесных отношений установлено допущение ошибки в расчете годовой арендной платы, а именно:
в нарушение пп.4 п. "в" приложения к таблице N 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 в отношении лесного участка площадью 48,7 га, местоположение: земли лесного фонда Нерюнгринского лесничества, Чульманское участковое лесничество, водоохранные леса: квартал N 889, выделы 4, 8, 9, 13, 30 не применен поправочный коэффициент 4,
применена ставка для мягколиственных древесных пород в отношении хвойных древесных пород в отношении лесов, расположенных в квартале N 888, выделы 42, 44, 45, 51, 62, 64, 65,
в отношении лесных земель на площади 82,1 га применен коэффициент 0,75.
В результате допущенной ошибки разница в расчете годовой арендной платы составила за 2019 год 800 987,97 руб., за 2020 год - 1 135 049,39 руб.
В порядке соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 20.10.2020 N 18/05-01-25-12521, полученная последним 28.10.2020 (л.д.46-48, т.1).
Ответчик на претензию не ответил, внесение арендной платы не произвел, что явилось основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Правоотношения сторон вытекают из договора аренды и регулируются нормами параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Лесного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно расчету арендной платы (приложение N 3 к договору) арендная плата в 2019 году составила 457 838,61 руб. в год, в 2020 году - 547 468,39 руб. в год.
В ходе проверки Федеральное агентство лесного хозяйства установило неполучение в полном объеме денежных средств по договору аренды от 29.11.2018 N 1003.
По итогам проверки Министерство произвело перерасчет арендной платы по договору от 29.11.2018 N 1003, в результате которого выявило наличие задолженности общества по арендной плате за 2019 год - 800 987,97 руб., за 2020 год - 1 135 049,39 руб.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 68, 69, 71, 73, 102 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", пунктами 2.1, 2.4 договора аренды и приложениями NN6, 4 к договору аренды, а также разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", исходил из обоснованности требований истца по праву и по факту.
Поскольку рассматриваемый договор аренды в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации заключен без проведения торгов, постольку арендная плата по нему, в том числе коэффициенты, применяемые к ставкам платы, является регулируемой, определяемые постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В таблице N 14 определены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, в зависимости от группы основных и неосновных древесных пород лесных насаждений:
хвойные - 3 650,84 руб. за гектар в год;
мягколиственные - 3 588,78 руб. за гектар в год.
Согласно п.3 примечаний N 1 к таблице N 14, действовавшим на момент заключения договора аренды, к ставкам в отношении защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, применяется поправочный коэффициент 4.
Абзацем 3 п.8 примечаний к таблице N 14 предусмотрено, что в отношении лесных участков, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы, к ставке арендной платы применяется коэффициент 0,75.
Поскольку в силу пункта 2 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам, а представленным истцом таксационным описанием кварталов 888, 889 Нерюнгринского лесничества подтверждается, что на арендуемом лесном участке указаны категория лесов "горно-водоохранные", "резервные" (л.д.122-129, т.1), суд первой инстанции исходил из того, материалы таксации, являясь в силу статей 68 и 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации, первичными при установлении характеристик лесного участка, подтверждают обоснованность позиции истца, тогда как сведения, содержащиеся в таксационном описании, не опровергнуты ответчиком надлежащими и достаточными доказательствами, действий по проведению дополнительного обследования спорного участка общество не предпринимало.
При проверке расчета арендной платы, произведенной согласно постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 N 310, суд первой инстанции пришел к выводу о его верности и арифметической правильности, поскольку согласно методике расчета годовой арендной платы по договору от 29.11.2018 N 1003 (л.д. 136, т.1), квартал 889 относится к категории "горно-водоохранные леса", что в соответствии с п.3 примечаний к таблице N 14 к ставкам в отношении защитных лесов, расположенных в водоохранных зонах, применяется поправочный коэффициент 4; в соответствии с п.8 примечаний к таблице N 14 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы лесных насаждений, или занятых рединами, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,75; в соответствии с п.8 примечаний к таблице N 1 4 при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами (за исключением разработки месторождений торфа), каменистыми россыпями, применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта Российской Федерации (муниципального образования), с коэффициентом 0,5.
По результатам повторного рассмотрения дела судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела по следующим мотивам.
На основании ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Применительно к настоящему делу неосновательным обогащением является сбереженная ответчиком арендная плата за пользование лесным участком, которая подлежала бы оплате за фактическое использование лесного участка, определенная исходя из нормативно установленных поправочных коэффициентов.
Истец в обоснование иска указывает на неправильное определение в договоре аренды от 29.11.2018 N 1003 категории лесов, влияющей на применение поправочных коэффициентов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
Признавая позицию истца обоснованной со ссылкой на таксационное описание кварталов 888, 889 Нерюнгринского лесничества, суд первой инстанции не учел, что в силу статьи 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя следующие мероприятия:
1) проектирование лесничеств;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов;
4) таксация лесов;
5) проектирование мероприятий по сохранению лесов.
Согласно статье 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (часть 1).
В государственном лесном реестре, помимо прочего, содержится документированная информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах (пункт 3 части 2); об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (пункт 4 части 2).
Согласно пп. 1.3. Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке и условий ее предоставления (приложение к приказу Минприроды России от 30.10.2013 г. N 464) в обязательном порядке предоставляется содержащаяся в государственном лесном реестре информация о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах: площадь лесов лесничеств и лесопарков субъекта Российской Федерации, расположенных на землях лесного фонда, на землях особо охраняемых природных территорий, а также землях иных категорий, на которых расположены леса, по видам целевого назначения лесов (защитные, эксплуатационные, резервные), по категориям защитных лесов и составу земель.
Предоставление информации, содержащейся в государственном лесном реестре, осуществляется в виде выписок по запросам любых лиц, поданным в письменной форме в уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного лесного реестра.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Следовательно, подтверждением того, что спорный лесной участок отнесен к защитной категории леса может быть выписка из государственного лесного реестра.
В свою очередь, такого доказательства истец в материалы дела не представил, в обоснование иска на указанное оказательство не ссылался, что свидетельствует о том, что иск министерства основан на недопустимых доказательствах по делу.
Кроме того, заслуживают внимания доводы апеллянта о том, что представленные истцом в материалы дела таксационные описания имеют незаверенные дописки от руки, не имеют даты, не имеют подписи.
Пунктом 31 приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" установлена периодичность проведения таксации лесов:
а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет;
б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет;
в) для резервных лесов - 20 лет.
Допускается сокращение периодичности проведения таксации лесов в случае воздействия на леса в границах объекта работ природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий), повлекших снижение размера расчетной лесосеки на 10% и более.
Поскольку дату представленных таксационных описаний установить не представляется возможным, следует признать обоснованной позицию ответчика о недействительности представленных таксационных описаний с учетом того, что содержание спорного документа, представленного истцом, не соответствует иным представленным ответчиком документам:
- Акту натурного технического обследования от 22.02.2017 г
- Лесохозяйственному регламенту (опубликован на сайте Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) по адресу https://minpnroda.sakha.gov.ru/uploads/77/dle93bf77ac31b22ca306f4f23608431a853579c.doc), на стр. 23 которого выделы 889,888 отнесены к резервным лесам;
- заключению Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) N 515 от 14.05.2019 г., в разделе 1.5. которого указано: "лесной участок расположен вне водоохранных зон";
- приказу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) N 487-э от 16.05.2019 г. (приложение N 4 к отзыву на исковое заявление от 20.09.2021 г.)
- договору аренды от 29.11.2018 г. N 1003 и приложению к договору аренды N 4.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в перечисленных документах имеется прямое указание на отнесение спорного участка к категории резервных лесов и отсутствие водоохранных зон.
В отношении лесохозяйственного регламента судебная коллегия отмечает, что лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет (часть 4 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 4 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, содержание таксационного описания не может противоречить содержанию лесохозяйственного регламента, тогда как представленные в материалы дела истцом и ответчиком доказательства имеют существенные противоречия.
В этой связи в силу прямого указания закона приоритет имеют сведения, содержащиеся в лесохозяйственном регламенте.
Кроме того, судом оставлена без оценки представленная ответчиком с отзывом на исковое заявление выписка из ЕГРН от 16.06.2017 г., в разделе 1 "Сведения об основных характеристиках" которой указана категория спорного участка "резервные леса", также подтверждающая обоснованность возражений против иска.
В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" внесены изменения в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Так, предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
При таких установленных обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения следует признать необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного обжалуемое решение подлежит отмене в силу пунктов 1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 февраля 2022 года по делу N А58-5943/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать полностью.
Взыскать с министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035723, ОГРН 1021401070349) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Золотой регион" (ИНН 1434043030, ОГРН 1111434001051) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5943/2021
Истец: Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностю "Золотой регион"