г. Москва |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А41-88082/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2022 по делу N А41-88082/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Акционерного общества "Пансионат с лечением Солнечная поляна" - Хашутогов А.А. по доверенности от 01.11.2021;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области - Клементьева Л.А. по доверенности от 22.04.2022; Боймирзоев У.А. по доверенности от 10.01.2022; Афонина И.А. по доверенности от 10.01.2022.
Акционерное общество "Пансионат с лечением Солнечная поляна" (далее - АО "Пансионат с лечением Солнечная поляна", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения N 11-05/05352@ от 26.07.2021 в части отказа в применении ставки земельного налога в размере 0,3 % в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:382 общей площадью 198 961 кв. м в части земельного участка площадью 47 963 кв. м, на котором расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса: водозабор с охранной зоной и магистральным водопроводом для обеспечения жилого фонда (д. Волково (50 домов), поселок База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД), КП "Солнечная поляна"); КНС (канализационно-насосная станция) с магистральными трубопроводами, которые обеспечивают жилой фонд (поселок База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД), ЖК "Жемчужина", д. Гигирево, КП "Солнечная Поляна"); газовая котельная с резервным дизель-генераторной с тепловыми сетями для снабжения жилищного фонда в поселке База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД); ГРПб 1 с газовой магистралью для снабжения 3 МЖК газом и газовой котельной; ГРПб 2 с газовой магистралью для снабжения КП "Солнечная поляна"; 4 трансформаторные подстанции, через которые питаются: поселок База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД), КП "Солнечная поляна", частично д. Волково.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласился налоговый орган и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе налоговый орган (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что решение N 11-05/05352@ от 26.07.2021 не является ненормативным актом и не порождает прав и обязанностей у налогоплательщика. Налоговое законодательство не предусматривает применение разных ставок земельного налога в отношении одного земельного участка.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители подателя жалобы поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекцией в адрес заявителя направлено сообщение об исчисленной налоговым органом суммы земельного налога N 801742 от 28.05.2021, согласно которому за 2020 год исчислен земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:20:0090218:384, 50:20:0090218:383, 50:20:0090218:66, 50:20:0090218:382 площадью 198 961 кв. м с применением налоговой ставки 1,5%.
Заявителем были предоставлены пояснения о том, что при начислении земельного налога на данные участки должна применяться налоговая ставка 0,3%, установленная подпунктом 1 пункта 2 решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 5 ноября 2019 г. N 7/10 "О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области".
Инспекцией в адрес заявителя направлено решение от 26.07.2021 N 11-05/05352@, в котором налоговый орган указывает на то, что у общества отсутствуют основания для применения пониженной ставки по земельному налогу.
Не согласившись с решением инспекции от 26.07.2021 N 11-05/05352@, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Московской области от 10.09.2021 N 07- 12/068196@ решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0090218:383, 50:20:0090218:384 и 50:20:0090218:66 с применением ставки 1,5%, по земельному участку с кадастровым номером 50:20:0090218:382 заявителю указано на необходимость обращения в уполномоченный орган, осуществляющий кадастровый учет, для получения выписки из ЕГРН, где будет определен и зафиксирован размер части земельного участка, на которых расположены объекты ЖКХ и иные объекты.
Общество просит признать недействительным решение налогового органа N 11-05/05352@ от 26.07.2021 в части отказа в применении ставки земельного налога в размере 0,3 % в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:382 общей площадью 198 961 кв. м в части земельного участка площадью 47 963 кв. м, на котором расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса: водозабор с охранной зоной и магистральным водопроводом для обеспечения жилого фонда (д. Волково (50 домов), поселок База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД), КП "Солнечная поляна"); КНС (канализационно-насосная станция) с магистральными трубопроводами, которые обеспечивают жилой фонд (поселок База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД), ЖК "Жемчужина", д. Гигирево, КП "Солнечная поляна"); газовая котельная с резервным дизель-генераторной с тепловыми сетями для снабжения жилищного фонда в поселке База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД); ГРПб 1 с газовой магистралью для снабжения 3 МЖК газом и газовой котельной; ГРПб 2 с газовой магистралью для снабжения КП "Солнечная поляна"; 4 трансформаторные подстанции, через которые питаются: поселок База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД), КП "Солнечная поляна", частично д. Волково, ссылаясь на то, что вышеуказанные объекты необходимы для деятельности общества как ресурсоснабжающей организации в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения нескольких жилых поселков.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлены предельные размеры ставок земельного налога в отношении земель различного назначения.
При этом в силу пункта 2 указанной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Подпунктом 1 пункта 2 решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 5 ноября 2019 г. N 7/10 "О земельном налоге на территории Одинцовского городского округа Московской области" установлена налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Виды жилых помещений закреплены в части 1 статьи 16 ЖК РФ, согласно которой к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
В пункте 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что система коммунальной инфраструктуры - это система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Так, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных нужд.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, возможность представления пониженной ставки земельного налога зависит от следующих условий: расположенные на земельном участке объекты должны относиться к объектам жилищного фонда, а объекты коммунальной инфраструктуры должны быть направлены на обеспечение жизнедеятельности объектов жилищного фонда.
Как усматривается из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0090218:382 общей площадью 198 961 кв. м в части земельного участка площадью 47 963 кв. м расположены указанные выше объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, через которые обеспечивают поселок База отдыха "Солнечная поляна" (3 МЖД), КП "Солнечная поляна", частично д. Волково.
Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 1514/09, от 23.11.2010 N 10062/10.
Заявителем в материалы дела представлено техническое заключение кадастрового инженера ООО "Земля" от 23.11.2021, которым подтверждается расположение на земельных участках в составе земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:382 объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Заключением установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090218:382, площадью 198 961 кв. м, с видом разрешенного использования: "Для оздоровительного комплекса", категории: "Земли особо охраняемых территорий и объектов", расположенный по адресу: обл. Московская, р-н Одинцовский, с/п Никольское, в районе д. Волково, принадлежит на праве собственности обществу. На этом земельном участке, помимо объектов оздоровительного комплекса, расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, находящиеся на балансе общества. Эти объекты необходимы для деятельности пансионата как ресурсоснабжающей организации в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения нескольких жилых поселков. Общая площадь земельных участков, на которых расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса с учетом пересечения сетей и объектов, составляет 47 963 кв. м, в том числе: охранная зона водозабора и водопровода - 28 437 кв. м, охранная зона канализационной сети и КНС - 15 846 кв. м, охранная зона газопровода - 2083 кв. м, охранная зона кабельных линий электропередачи - 1710 кв. м, охранная зона тепловых сетей - 3384 кв. м.
Кадастровый инженер в заключении указывает, что выделение отдельных земельных участков под каждым объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса из основного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:382 общей площадью 198 961 кв. м путем раздела является очень сложным и трудоемким процессом в связи с тем, что эти объекты являются линейными, пересекающимися между собой и число участков будет составлять более 20. При изменении вида разрешенного использования собственнику будет необходимо осуществить более 7 государственных экологических экспертиз об утрате земельными участками категории "особо охраняемых территорий", тем более, что основные объекты являются подземными. При этом нахождение вышеуказанных объектов на земельном участке собственника не противоречит ни его виду разрешенного использования, ни его назначению.
Заявителем в материалы дела кроме заключения специалиста представлены документы, подтверждающие факт оказания услуг населению (договоры с указанием реестров точек поставок; сведения, предоставляемые в органы Росстата, лицами, осуществляющими снабжение населения и бюджетофинансируемых организаций теплоэнергией и горячим водоснабжением, централизованный отвод сточных вод от населения и (или) бюджетофинансируемых организаций и др.).
Налоговым органом факт нахождения на спорном земельном участке объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не оспаривается.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при исчислении земельного налога общество обоснованно применило ставку земельного налога в размере 0,3 % от кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090218:382 общей площадью 198 961 кв. м в части земельного участка площадью 47 963 кв. м, на котором расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Указанная позиция суда согласуется с судебной практикой, в частности с позицией, изложенной в судебных актах по делам N N А41-25455/2020, А72-11266/2017.
Правовая позиция налогоплательщика и суда первой инстанции не противоречит нормам налогового законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные по делу требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2022 по делу N А41-88082/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-88082/2021
Истец: ОАО "ПАНСИОНАТ С ЛЕЧЕНИЕМ СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА"
Ответчик: ФНС России МРИ N 22 по МО
Третье лицо: ФНС России МРИ N 22 по МО