г. Киров |
|
02 июня 2022 г. |
Дело N А31-11565/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Кононова П.И., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2022 по делу N А31-11565/2021,
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" (ИНН: 4403001283, ОГРН: 1024401437015)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)
третье лицо: Департамент здравоохранения Костромской области (ИНН: 4401004514, ОГРН: 1024400523564)
о признании недействительными акта комплексной проверки,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Галичская окружная больница" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными акта комплексной проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) от 21.05.2021 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 324 493 рублей 57 копеек, штрафа в размере 232 449 рублей 36 копеек, требования от 15.06.2021 N 17 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и штрафа.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2022 Учреждению в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и разъяснения Департамента бюджетной метрологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ, изложенные в письме от 16.01.2020 N 02-08-10/1630, Учреждение считает, что плата за сброс загрязняющих веществ входит в систему коммунальных платежей, и соответственно, подлежит оплате за счет средств по базовой программе ОМС.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Департамент здравоохранения Костромской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена комплексная проверка использования Учреждением средств, направляемых в медицинскую организацию на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в Костромской области за 2020 год. В ходе проверки Фонд, в частности, пришел к выводу о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования в размере 2 324 493 рублей 57 копеек платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации по договору от 31.12.2019 N 79 заключенному с ООО "Водоканалсервис" на услуги по холодному водоснабжению и водоотведения.
Результаты проверки отражены в акте от 21.05.2021 которым Учреждению предложено восстановить в бюджет ТФОМС Костромской области указанные средства, использованные не по целевому назначению, а также Учреждение привлечено к ответственности в размере 10% от вышеуказанной суммы расходов (т. 1 л.д. 10-94).
Фондом в адрес Учреждения выставлено требование от 15.06.2021 N 17 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и штрафа по акту плановой комплексной проверки от 21.05.2021 (т.1 л.д. 97-98).
Учреждение не согласилось с актом Фонда и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь положениями Федерального закона 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пришел к выводу об отсутствии оснований для оплаты спорных расходов за счет средств ОМС.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В силу части 2, пунктов 2, 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и пунктом 3.3 Тарифного соглашения о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области на 2020 год от 26.12.2019 структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на оплату коммунальных услуг.
В ходе комплексной проверки Фондом установлено нецелевое использование средств по базовой программе обязательного медицинского страхования (подстатья КОСГУ 223 "Коммунальные услуги") в размере 2 324 493 рублей 57 копеек в виде платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, между Учреждением и ООО "Водоканалсервис" заключен договор от 31.12.2019 N 79 на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (т. 1 л.д. 129-143).
На основании выставленных счетов и актов приема-передачи услуг по водоснабжению и (или) водоотведению Учреждение производило оплату услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, а также оплату за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в спорной сумме (т. 2 л.д. 53-93).
При этом размер платы за сброс загрязняющих веществ рассчитан на основании результатов анализа проб сточных вод и деклараций о составе и свойствах сточных вод по установленной формуле.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Из части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ и пункта 118 Правил N 644 следует, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (действовало до 01.07.2020), установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением администрации Костромской области от 02.10.2017 N 359-а утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области (действовало до 01.07.2020).
Согласно пункту 7 указанного Порядка плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации с превышением нормативов водоотведения по составу взимается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно. Размер указанной платы определяется с учетом результатов анализов контрольных проб сточных вод, отобранных в контрольных канализационных колодцах, либо с учетом показателей, содержащихся в декларации о составе и свойствах сточных вод, предоставляемой абонентом.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 в Правила N 644 введена глава XV (действует с 01.07.2020), регламентирующая порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод включенных в план снижения сбросов.
В силу пунктов 194 - 196 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (пункт 194).
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130 (3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (пункт 195).
В целях расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) и соответствующие дополнительные коэффициенты к ставкам такой платы, установленные федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации (пункт 196).
Из анализа указанных норм права следует, что спорная плата за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, определяемая исходя из объема и концентрации загрязняющих веществ, не включается в плату (тариф) за водоотведение, является отдельным платежом и по своей правовой природе не идентична плате за коммунальную услугу по водоотведению.
Ссылка Учреждения в обоснование своих доводов на письмо Департамента бюджетной метрологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ от 16.01.2020 N 02-08-10/1630, отклоняется апелляционным судом, поскольку из указанного письма не следует, что спорные платежи могут быть оплачены за счет средств ОМС
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Учреждение допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в оспариваемой сумме.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2022 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Оснований для удовлетворения жалобы Учреждения по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2022 по делу N А31-11565/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Галичская окружная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11565/2021
Истец: ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГАЛИЧСКАЯ ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА"
Третье лицо: Департамент здравоохранения Костромской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области