г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2022 г. |
Дело N А42-9413/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Нестеров С.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6161/2022) Дачного некоммерческого товарищества "Лагуна" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2022 по делу N А42-9413/2021(судья Никитина О.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области (адрес: 183032, г. Мурманск, Кольский пр-кт, 1, ОГРН: 1055100201815);
к Дачному некоммерческому товариществу "Лагуна" (адрес: 183038, г. Мурманск пр-кт Ленина 29 17, ОГРН: 1105190008087);
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Дачному некоммерческому товариществу "Лагуна" (далее - ответчик, Товарищество) о взыскании 193 056 руб. 86 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 28.09.2010 N 0617-2010-07 за 2018, 2019, 2020 годы, в том числе: 52 989 руб. 39 коп. - за 2018 год, 63 789 руб. 76 коп. - за 2019 год, 76 277 руб. 71 коп. - за 2020 год.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением, вынесенным в виде резолютивной части от 27.12.2021, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Мотивированное решение по делу изготовлено 20.01.2022.
Не согласившись с принятым решением, Товарищество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 20.01.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В апелляционной жалобе ее податель, ссылаясь на то, что спорный договор аренды лесного участка между сторонами был заключен по результатам аукциона, что установлено в рамках дела N А42-883/2014 по спору между теми же лицами, в связи с чем арендная плата по договору не подлежала изменению.
В апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Комитет просил решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по лесному хозяйству Мурманской области (арендодатель), правопреемник МПР МО, и ответчиком (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка от 28.09.2010 N 0617-2010-07 (далее - договор), согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 5,88 га, местоположение: Мурманская область, МО Кольский район, Кольское лесничество, квартал 108 выдела 22,26 Мурмашинского участкового лесничества, является частью земельного участка (земель лесного фонда) с кадастровым номером 51:00:000000:0002, порядковый номер учетной записи в государственном лесном реестре N 0617-2010-07, целевое назначение лесов: защитные леса, нерестоохранные полосы лесов, вид использования участка: осуществление рекреационной деятельности.
Акт приема-передачи лесного участка в аренду составлен и подписан сторонами 11.10.2010.
Договор заключен на срок с 28.09.2010 по 27.09.2059 (пункт 20 договора).
Согласно пункту 5 договора арендная плата составляет 120 000 руб. 00 коп. в год.
Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение 1 недели Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Изменения арендной платы оформляется дополнительным соглашением к договору аренды, которое вступает в действие с момента подписания сторонами соглашения, либо с даты указанной в данном соглашении.
Как указал истец, согласно данным Проекта организации и ведения лесного хозяйства Кольского лесхоза Мурманского управления лесами, выдела 22 и 26 квартала 108 Мурмашинского участкового лесничества Кольского лесничества относятся к особо защитным участкам леса, соответственно при расчете арендной платы в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах должен был быть применен поправочный коэффициент 2.
Ссылаясь на то, что данный коэффициент не был применен при расчете арендной платы при заключении договора, истец произвел перерасчет арендной платы за 2018, 2019, 2020 года, согласно которому указал, что задолженность, подлежащая внесению ответчиком в федеральный бюджет, составляет 193 056 руб. 86 коп., в том числе: 52 989 руб. 39 коп. за 2018 год, 63 789 руб. 76 коп. за 2019 год и 76 277 руб. 71 коп. за 2020 год.
В этой связи истец направил в адрес ответчика уведомление от 12.08.2020 об изменении арендной платы к договору аренды, в котором сообщил, что в связи с произведенным перерасчетом, общая сумма, подлежащая внесению ответчиком в федеральный бюджет, с учетом ранее выставленных к оплате сумм платежей, за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 составила 193 056 руб. 86 коп. (срок оплаты - 31.12.2020).
Поскольку ответчик в добровольном порядке спорные денежные средства не перечислил, истец обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования Министерства подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов в Российской Федерации является платным.
Размер арендной платы определяются в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ.
Пунктом 1 статьи 73 ЛК РФ определено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пунктах 1, 2 статьи 74 ЛК РФ определено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 этой статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, создает, наряду с другими законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Данное толкование изложено в определениях от 29.05.2014 N 1021-О, от 29.09.2015 N 2114-О, 2115-О и 2116-О.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, которое исключает применение норм гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
Заключение договора на условиях, отличных от условий, установленных на аукционе, независимо от признания его несостоявшимся, недопустимо в силу закона и нарушает права потенциальных участников торгов.
Означенный правовой подход изложен в определениях Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2016 N 301-ЭС15-11442, от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719, а также определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2017 N 306-ЭС17-195, от 09.01.2018 N 307-ЭС17-19831, от 08.07.2019 N 301-ЭС19-9586.
Если договор аренды участка лесного фонда заключен по результатам проведения конкурса, следовательно, условия конкурсного предложения должны сохраняться на протяжении всего срока действия договора во избежание нарушения прав тех лиц (участников конкурса), чьи предложения были хуже предложений победителя (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409)
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", необходимо учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Исходя из изложенного в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Следовательно, если предметом аукциона являлась арендная плата, размер арендной платы в договоре, заключаемом по результатам проведения аукциона, определяется по цене, предложенной победителем аукциона.
В рассматриваемом случае по итогам проведенного аукциона на право заключения договора аренды лесного участка был определен размер арендной платы, что установлено вступившим в законную силу судебным актом в рамках арбитражного дела N А42-883/2014 по спору между теми же лицами по иску Министерства о внесении соответствующих изменений в договор аренды лесного участка от 28.09.2010 N 0617-2010-07 в части установленного в нём коэффициента расчета (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Так, из материалов дела следует, что в приложении N 8 к договору была сформирована итоговая цена договора - 120 000 руб. 00 коп. Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, а также определен порядок исчисления арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумма, подлежащая уплате в областной бюджет.
При таких обстоятельствах оснований для внесения изменений в договор аренды в части размера подлежащей оплате Товариществом арендной платы у Министерства отсутствуют, равно как и основания для взыскания с Товарищества арендной платы в большем размере, чем то предусмотрено заключенным сторонами договором, что не учтено судом первой инстанции при вынесении решения по настоящему делу.
Фактически подача настоящего иска Министерства направлена на преодоление ранее вступившего в законную силу судебного акта в рамках арбитражного дела N А42-883/2014 по спору между теми же лицами, что недопустимо в силу статьи 16 АПК РФ.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2022 по делу N А42-9413/2021 подлежит отмене на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Кроме того, по результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Министерства в пользу Общества также подлежат взысканию 3 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.01.2022 по делу N А42-9413/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в пользу Дачного некоммерческого товарищества "Лагуна" 3 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
С. А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9413/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Дачное некоммерческое товарищество "Лагуна", ДНТ "ЛАГУНА"
Третье лицо: Смольянов Михаил Михайлович