г. Саратов |
|
16 июня 2022 г. |
Дело N А57-1191/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Гармония"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 апреля 2022 года по делу N А57-1191/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новая Гармония" (412302, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Чапаева, 58, ОГРН 1126440000158, ИНН 6440022359)
заинтересованные лица:
Администрация Самойловского района Саратовской области (412370, Саратовская обл., Самойловский р-н, р.п. Самойловка, ул. Красная площадь, д. 10, ОГРН 1026400786279, ИНН 6431001666)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Вольская, 81, ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580)
о признании недействительным решения УФАС по Саратовской области РНП N 64-4 от 11.01.2022 о включении информации об ООО "Новая Гармония" о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков,
при участии в судебном заседании представителя Администрации Самойловского района Саратовской области - Крюченко Н.А., по доверенности от 10.08.2021, сроком на 3 года, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Бураковой И.К., по доверенности от 11.01.2022, сроком по 31.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Новая Гармония" (далее - заявитель, общество, ООО "Новая Гармония") с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) от 11.01.2022 РНП N 64-4 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Новая Гармония".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 апреля 2022 года по делу N А57-1191/2022 в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Новая Гармония" отказано.
ООО "Новая Гармония" не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ООО "Новая Гармония" ненадлежащим образом извещено о рассмотрении информации, представленной Заказчиком, а именно об объявленном перерыве на 11.01.2022 г., в связи с чем, у общества отсутствовала возможность представить на заседание комиссии подтверждающие документы и изложить свою позицию. Общество обосновывает просрочку исполнения контракта объективными причинами, отсутствием умысла на уклонение от исполнения условий заключённого контракта (выход из строя с 10.08.2021 оборудования на асфальтобетонном заводе, отказ сторонних организаций осуществить поставку асфальта ввиду большой загруженности, коронавирус). Кроме того, Общество ссылается на нарушение Администрацией Самойловского района Саратовской области процедуры расторжения контракта, поскольку Администрацией было принято три решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (от 11.11.2021, 30.11.2021, 03.12.2021), а размещено в Единой информационной системе только одно - от 03.12.2021, в связи с чем, невозможно надлежащим образом исчислить срок, установленный частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и определить дату расторжения контракта.
В судебное заседание явились представители Саратовского УФАС России, Администрации Самойловского района Саратовской области.
ООО "Новая Гармония" явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель Саратовского УФАС России считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, жалобу ООО "Новая Гармония" не подлежащей удовлетворению.
Представитель Администрации Самойловского района Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит оставить решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 апреля 2022 года по делу N А57-1191/2022 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв в судебном заседании до 14 июня 2022 года до 11 часов 40 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей антимонопольного органа и Администрации Самойловского района Саратовской области, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 13 июля 2021 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Администрацией Самойловского района Саратовской области размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги Самойловка-Хрущевка (на участке от с. Хрущевка до пос. Садовый) (извещение N 0160300008221000013) и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 204 886,40 руб.
Электронный аукцион проводился в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.07.2021 N 01603 00008221000013-3 ООО "Новая гармония" признано победителем аукциона (т.1 л.д.58-61).
14 сентября 2021 года между Администрацией Самойловского района Саратовской области (заказчик) и ООО "Новая гармония" (подрядчик) заключён муниципальный контракт N 0160300008221000013 на сумму 3 153 664,90 рублей (далее - контракт) (т.1 л.д.42-52).
Согласно п. 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по ремонту а/д Самойловка-Хрущевка (на участке от с. Хрущевка до пос. Садовый), в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (Приложение N 1), локальным сметным расчётом (смета) (приложение N 2), графиком производства работ (приложение N3), Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Согласно п. 1.3 контракта срок выполнения работ согласно графику производства работ (приложение N 3) с момента заключения муниципального контракта до 01.10.2021.
Обязательства по контракту ООО "Новая гармония" не исполнены.
03.12.2021 Администрацией Самойловского района Саратовской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.12.2021.
Решение Администрации Самойловского района Саратовской области от 03.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.12.2021 размещено в ЕИС и направлено в адрес подрядчика заказным письмом N 41237066000348 (вручено адресату 09 декабря 2021 года), а также по электронной почте: ooo.novayagormoniya@mail.ru.
27 декабря 2021 года в Саратовское УФАС России поступило обращение Администрации Самойловского района Саратовской области о включении сведений об ООО "Новая гармония" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта (т.2 л.д.27).
По результатам проведённой проверки антимонопольный орган пришёл к выводу о недобросовестном уклонении ООО "Новая гармония" от исполнения контракта.
По итогам рассмотрения заявления комиссией Саратовского УФАС России 11 января 2022 года принято решение N РНП 64-4 о включении информации, предоставленной Администрацией Самойловского района Саратовской области в отношении ООО "Новая Гармония", в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года. Также указанным решением определено датой включения информации об ООО "Новая Гармония" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок (т.2 л.д.8-10).
Не согласившись с вынесенным антимонопольным органом решением, ООО "Новая Гармония" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что решение антимонопольного органа является законным и обоснованным, права Общества не нарушены.
Апелляционная коллегия исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьёй 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечёт в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Порядок расторжения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме установлен статьёй 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что 13 июля 2021 года на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Администрацией Самойловского района Саратовской области размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги Самойловка-Хрущевка (на участке от с. Хрущевка до пос. Садовый) (извещение N 0160300008221000013) и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 204 886,40 руб.
Электронный аукцион проводился в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.07.2021 N 01603 00008221000013-3 ООО "Новая гармония" признано победителем аукциона (т.1 л.д.58-61).
06 августа 2021 года между Администрацией Самойловского района Саратовской области (заказчик) и ООО "Новая гармония" (подрядчик) заключён муниципальный контракт N 0160300008221000013 на сумму 3 153 664,90 рублей (далее - контракт) (т.1 л.д.42-52).
Согласно п. 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по ремонту а/д Самойловка-Хрущевка (на участке от с. Хрущевка до пос. Садовый), в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (Приложение N 1), локальным сметным расчётом (смета) (приложение N 2), графиком производства работ (приложение N3), Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Согласно п. 1.3 контракта срок выполнения работ согласно графику производства работ (приложение N 3) с момента заключения муниципального контракта до 01.10.2021.
В силу пункта 2.2.1 контракта подрядчик обязан выполнять предусмотренные контрактом работы своевременно, с надлежащим качеством и в соответствии с локальной сметой и техническим заданием.
В техническом задании к контракту перечислены объект, адрес производства работ, виды и объём работ (т.2 л.д.79-81).
Согласно п. 2.2.3 контракта перед началом производства работ подрядчик сообщает заказчику дату и время начала работ, представляет график выполнения работ.
Согласно п. 2.2.5 контракта подрядчик несет ответственность перед заказчиком за качество и сроки выполнения работ.
Подрядчик информирует заказчика о ходе выполнения работ по контракту (п.2.2.8).
Согласно пункту 2.2.10 контракта подрядчик информирует заказчика о невозможности выполнить работы надлежащего качества в надлежащем объёме в предусмотренные контрактом сроки с указанием причин в течение одного рабочего дня с даты обнаружения таких причин.
Согласно позиции Администрации, подрядчик не приступил к исполнению контракта, о причинах невозможности исполнения обязательств по контракту заказчику неизвестно.
07.10.2021 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо (исх.N 01-10/4071) с требованием выполнить работы в полном объеме и представить исполнительскую документацию для проведения приемки выполненных работ.
Ответа на данное письмо в адрес Заказчика не поступило.
02.12.2021 Администрацией от Общества получено письмо (исх. от 07.10.2021 N 21) (т.2 л.д.89), в котором Общество просило заказчика заключить дополнительное соглашение на продление срока выполнения работ до 31.12.2021 или перенести выполнение работ на весенний период 2022 года, в связи с выходом из строя оборудования на асфальтобетонном заводе, проведением аварийной замены битумопровода с 10.08.2021 и эпидемией коронавируса (введением нерабочих дней по Саратовской области).
Возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения установлена в пунктах 12.1, 12.2 контракта.
В связи с неисполнением Обществом в установленный срок обязательств по контракту, несообщением о невозможности выполнить работы надлежащего качества в надлежащем объёме в предусмотренные контрактом сроки с указанием причин, Администрацией принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Распоряжением от 11.11.2021 N 251-Р заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013.
Уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013 направлено 11.11.2021 обществу по электронной почте: ooo.novayagormoniya@mail.ru. Указанное уведомление не размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Распоряжением Администрации Самойловского района Саратовской области от 15.11.2021 N 254-Р отменено распоряжение о принятии решения от 11.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013 (т.3 л.д.26).
Распоряжением от 30.11.2021 N 272-Р заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013.
Уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013 от 30.11.2021 N 01-10/4765 направлено 30.11.2021 в адрес подрядчика заказным письмом N 41237065001353 (вручено адресату 09 декабря 2021 года). Указанное уведомление не размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Распоряжением Администрации Самойловского района Саратовской области от 02.12.2021 N 279-Р отменено распоряжение о принятии решения от 30.11.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013 (т.3 л.д.27).
Представитель Администрации пояснил, что принимая указанные уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта, и не размещая их в ЕИС, заказчик предоставлял подрядчику время для исполнения контракта, и надеялся, что Общество приступит к выполнению работ по контракту.
Однако подрядчик к выполнению обязательств по контракту не приступил и 02.12.2021 г. направил заказчику письмо о заключении дополнительного соглашения на продление срока выполнения работ до 31.12.2021 или переносе выполнения работ на весенний период 2022 года.
Распоряжением Администрации Самойловского района Саратовской области от 03.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции, действующей на дату принятия решения об отказе от исполнения контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, Исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик 03.12.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в Единой информационной системе в сфере закупок, и отправлено в адрес подрядчика Почтой России (идентификатор 412370660000348).
Согласно отчету об отслеживании отправления, решение об одностороннем отказе получено подрядчиком 09.12.2021.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от 03.12.2021 г. вступило в силу 20.12.2021.
С учётом требования пункта 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ указанное решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 20 декабря 2021 года.
Приняв решение от 03.12.2021 об одностороннем расторжении контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013, заказчик выполнил требования статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод апеллянта о том, что заказчик, принимая решения о расторжении контракта в разные даты, лишил Общество возможности надлежащим образом исчислить срок, установленный частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и определить дату расторжения контракта, лишил возможности устранить недостатки в десятидневный срок, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку уведомления от 11.11.2021 и от 30.11.2021 Администрацией до вступления их в силу отменены и не размещались в ЕИС.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.12.2021 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок, и отправлено в адрес подрядчика Почтой России (идентификатор 412370660000348). Согласно отчету об отслеживании отправления, решение об одностороннем отказе получено подрядчиком 09.12.2021.
При указанных обстоятельствах, надлежащим решением об одностороннем отказе от исполнения контракта является решение от 03.12.2021, которое размещено в Единой информационной системе в сфере закупок и отправлено в адрес подрядчика Почтой России (идентификатор 412370660000348).
Сложившаяся ситуация по своей сути поставила подрядчика в наиболее выгодное для него положение, предоставив обществу большее количество времени для исполнения обязательств, принятых по контракту от 06.08.2021 N 0160300008221000013.
Однако ООО "Новая Гармония" не предприняло мер по выполнению работ ни после получения уведомлений об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.11.2021, от 30.11.2021 г., ни после получения уведомления от 03.12.2021, ни в момент обращения заказчиком в антимонопольный орган.
На основании изложенного, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что процедура одностороннего расторжения контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013 заказчиком соблюдена в соответствии с требованиями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
27 декабря 2021 года в Саратовское УФАС России поступило обращение Администрации Самойловского района Саратовской области о включении сведений об ООО "Новая гармония" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта (т.2 л.д.27).
Согласно пункту 16 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии со статьёй 104 Федерального закона N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), антимонопольный орган осуществляет ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Антимонопольный орган в рамках выполнения указанной функции осуществляет проверку поступивших документов и информации на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), и в зависимости от действий, совершенных участниками закупок при заключении контрактов, принимает решение о включении или не включении соответствующих сведений в указанный реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пункт 13 Правил).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В случае включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган должен проверить наличие правовых оснований для включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, установить фактические обстоятельства дела и изучить подтверждающие их доказательства, а также соблюсти установленную процедуру включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
При рассмотрении вопроса о законности решения антимонопольного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения его условий, которое предполагает недобросовестное поведение этого лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечёт за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По результатам проведённой проверки антимонопольный орган пришёл к выводу о недобросовестном уклонении ООО "Новая гармония" от исполнения контракта.
По итогам рассмотрения заявления комиссией Саратовского УФАС России 11 января 2022 года принято решение N РНП 64-4 о включении информации, предоставленной Администрацией Самойловского района Саратовской области в отношении ООО "Новая Гармония", в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года. Также указанным решением определено датой включения информации об ООО "Новая Гармония" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Из представленной информации следует, что подрядчик в установленный срок (до 01.10.2021 г.) не приступил к исполнению контракта, о причинах невозможности исполнения обязательств по контракту заказчика не известил, работы на объекте не начаты.
07.10.2021 Заказчик направил письмо в адрес Общества (исх.N 01-10/4071) с требованием выполнить работы в полном объеме и представить исполнительскую документацию для проведения приемки выполненных работ. Ответа на данное письмо в адрес Заказчика не поступило.
02.12.2021 Администрацией от Общества получено письмо (исх. от 07.10.2021 N 21) (т.2 л.д.89), в котором Общество просило заказчика заключить дополнительное соглашение на продление срока выполнения работ до 31.12.2021 или перенести выполнение работ на весенний период 2022 года в связи с выходом из строя оборудования на асфальтобетонном заводе, проведением аварийной замены битумопровода с 10.08.2021 и эпидемией коронавируса (введением нерабочих дней по Саратовской области).
Общество в апелляционной жалобе указывает, что допустил просрочку исполнения обязательств, в связи с тем, что 10.08.2021, то есть через четыре дня после заключения контракта, вышло из строя оборудование на асфальтобетонном заводе истца, вследствие чего производилась аварийная замена битумопровода (насос ДС 125). Данное оборудование было заказано обществом по договору поставки от 14.08.2021 N 47. 17.08.2021 ООО "Новая гармония" произвело предоплату по указанному договору поставки. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в целях соблюдения сроков контракта неоднократно обращался к сторонним организациям (ООО "Повожрегионстрой", ООО "Дорожное эксплуатационное управление") за поставкой асфальта, но данные организации уведомили общество о невозможности отгрузки асфальтобетона в связи с большой загруженностью (т.1 л.д.125,134).
Данные обстоятельства, по мнению ООО "Новая Гармония", свидетельствуют об отсутствии умысла на уклонение от исполнения условий заключенного контракта.
Вопреки доводам Общества, наличие прямого умысла, направленного на ненадлежащее исполнение исполнителем контракта не является обязательным. Данные действия (бездействие) исполнителя могут быть совершены и по неосторожности.
В рассматриваемых в данном административном деле отношениях недобросовестное поведение - составляющая объективной стороны. Вместе с тем в судебной практике при определении вины юридических лиц применяется "поведенческий" (объективный) подход, при котором исследуются не аспекты психологии субъекта, а его конкретные действия или бездействие. То есть выводы о наличии вины должны делаться на основании анализа поведения - составляющей объективной стороны. Доказывание виновности происходит исходя из внешних признаков отношения юридического лица к противоправному деянию и его последствиям - имелась ли у него возможность предотвратить их, и что им было предпринято для этого.
При этом для привлечения юридического лица к административной ответственности не требуется дифференциация по формам вины. Данный подход является устоявшимся (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П)
Администрацией в материалы дела представлены сведения о выполнении ООО "Новая Гармония" в период с 28.09.2021 работ по устройству асфальтобетонного покрытия тротуаров в р.п. Самойловка ул. Ленина, ул. Пролетарская, ул. Ревякина на территории Самойловского муниципального образования Самойловского муниципального района Саратовской области в рамках исполнения обязательств по другому муниципальному контракту N 0160300008221000018 на сумму 9 950 000 рублей, срок исполнения работ - до 21.11.2021.
Согласно сведениям, размещённым в ЕИС, исполнение муниципального контракта N 0160300008221000018 завершено, сторонами подписан акт о приемке выполненных работ N1, произведена оплата выполненных работ в сумме 9 950 000 рублей.
Таким образом, ссылка Общества по указанному делу на невозможность своевременно приступить к исполнению настоящего контракта, в связи с выходом из строя оборудование на асфальтобетонном заводе, является необоснованной, поскольку выход из строя оборудования на асфальтобетонном заводе не являлся препятствием для исполнения Обществом обязательств по другому муниципальному контракту N 0160300008221000018.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, исполнение аналогичных работ в рамках другого муниципального контракта N 0160300008221000018 с учётом выхода из строя оборудования на асфальтобетонном заводе Общества, в данном случае свидетельствует о недобросовестном поведении Общества по исполнению контракта N 0160300008221000013 от 06.08.2021 г.
Кроме того, согласно пункту 2.2.10 контракта подрядчик информирует заказчика о невозможности выполнить работы надлежащего качества в надлежащем объёме в предусмотренные контрактом сроки с указанием причин в течение одного рабочего дня с даты обнаружения таких причин.
Однако Общество в нарушение условий контракта не проинформировало заказчика о невозможности выполнить работы в предусмотренные контрактом сроки с указанием причин в течение одного рабочего дня с даты обнаружения таких причин.
Как следует из пояснений Общества, 10.08.2021, то есть через четыре дня после заключения контракта, вышло из строя оборудование на асфальтобетонном заводе истца, вследствие чего производилась аварийная замена битумопровода (насос ДС 125).
При указанных обстоятельствах, Общество не известило заказчика о невозможности выполнить обязательства по контракту в установленный срок, к выполнению работ не приступило, и только 02.12.2021 г. (срок исполнения контракта до 01.10.2021 г.) направило заказчику письмо о заключении дополнительного соглашения на продление срока выполнения работ до 31.12.2021 или перенести выполнение работ на весенний период 2022 года. Однако документального подтверждения данных фактов Обществом не представлено. В период действия контракта (06.08.2021 г. - 01.10.2021 г.) нерабочие дни на территории Саратовской области, в связи с коронавирусной инфекцией Правительством Саратовской области не объявлялись.
Работы по контракту не выполнены, цель закупки не достигнута, Общество не приступило к выполнению работ по контракту, заказчик лишился возможности того, на что рассчитывал при объявлении закупки, жители района лишились права на безопасные условия движения по автомобильной дороге, т.к. состояние указанной дороги не соответствует техническим нормам.
Указанные действия (бездействие) свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества.
В силу статьи 401 ГК РФ при должной степени осмотрительности ООО "Новая Гармония" могло и должно было изучить объект закупки, содержание документации об электронном аукционе, проект договора, сопоставить возможность выполнения работ в соответствии с техническим заданием со своими производственными и финансовыми ресурсами ещё на стадии подачи заявки, однако своим правом не воспользовалось.
Апелляционная коллегия считает правильным вывод комиссии Саратовского УФАС России об отсутствии объективных обстоятельств, препятствовавших обществу исполнить принятые на себя обязательства по контракту.
Поведение ООО "Новая Гармония" свидетельствует о пренебрежительном отношении исполнителя к исполнению возложенных на него обязанностей по контракту.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Неисполнение подрядчиком условий контракта по выполнению требуемых работ в определённый срок послужило основанием для принятия заказчиком решения от 03.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 06.08.2021 N 0160300008221000013. Попыток выполнить работы, предусмотренные контрактом, после получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Обществом не предпринято.
Общество, как субъект предпринимательской деятельности, принимая решение об участии в электронном аукционе, должно было проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы, а также приняло риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям названного закона, в том числе в виде невозможности исполнения договора в установленный срок.
Таким образом, факт недобросовестного поведения ООО "Новая Гармония", выразившегося в уклонении от надлежащего исполнения контракта, заключённого по результатам проведения открытого электронного аукциона, подтверждён материалами дела.
Выводы комиссии антимонопольного органа о недобросовестном поведении общества соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Следовательно, у Саратовского УФАС России имелись достаточные основания для принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Новая Гармония" в связи с его уклонением от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает решение антимонопольного органа от 11.01.2022 о включении сведений об ООО "Новая Гармония" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств надлежащего извещения общества антимонопольным органом о месте и времени рассмотрения обращения заказчика о включении Обществ в реестр недобросовестных поставщиков, отклонены апелляционной коллегией как несостоятельные.
В соответствии с ч.7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Разделом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 установлен Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
Согласно п. 13 Порядка не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
Орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;.
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Как верно указал суд первой инстанции, Правила не регламентируют способ уведомления представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, в связи с чем, антимонопольный орган вправе самостоятельно выбирать способ извещения.
Как следует из материалов дела, уведомление от 29.12.2021 о времени и месте рассмотрения обращения Администрации Самойловского муниципального района Саратовской области на 10.01.2022 в 11 час. 30 мин. направлено антимонопольным органом Обществу 30.12.2021 в 17 час. 46 мин. на адрес электронной почты ooo.novayagormoniya@mail.ru. (т.2 л.д.21).
В подтверждение отправки в материалы дела Саратовским УФАС России предоставлен скриншот электронного письма, отправленного обществу 29.12.2021 в 17 час. 46 мин. и прочитанного получателем 30.12.2021 в 07 час. 51 мин., содержащего вложение с наименованием "Уведомление", расширением.docx (т.2 л.д.20). Обществу было предложено представить любую информацию, которая будет способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению информации о внесении Общества в реестр недобросовестных поставщиков. Участникам была предоставлена возможность принять участие в рассмотрении информации 10.01.2022 г. в 11-30 посредством ВКС по ссылке.
ООО "Новая Гармония" не отрицает факт получения указанного уведомления.
10.01.2022 г. заказчик направил в антимонопольный орган ходатайство о рассмотрении информации в его отсутствие.
Общество 10.01.2022 г. в УФАС не явилось, пояснения либо документы в обоснование своей позиции не представило, на связь по ВКС не вышло.
Антимонопольным органом объявлен перерыв в рассмотрении информации о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков на 11.01.2022 г. на 10-00. Разъяснено право принять участие в рассмотрении информации 11.01.2022 г. в 10-00 посредством ВКС по ссылке.
Уведомление от 10.01.2022 о перерыве на 11.01.2022 на 10 час. 00 мин. (т.2 л.д.14) направлено антимонопольным органом обществу 11.01.2022 в 09 час. 59 мин. на адрес электронной почты novayagormoniya@mail.ru.
В подтверждение отправки в материалы дела Саратовским УФАС России предоставлен скриншот электронного письма, отправленного обществу 11.01.2022 в 09 час. 59 мин., содержащего вложение с наименованием "увед перерыв", расширением.pdf,и электронного письма с текстом "НАПРАВЛЯЮ ПОВТОРНО!!!! Ссылку для участия в заседании после перерыва. Представителям при себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность и правомочия. Вы вправе принять участие в рассмотрении Информации посредством ВКС 11 января 2022 года в 10 часов 00 минут (по Саратовскому времени). Вход в конференцию: https://fas4.tconf.rt.ru/c/5881010553" (т.2 л.д.12,13).
После перерыва Общество не явилось, пояснения либо документы в обоснование своей позиции не представило, на связь по ВКС не вышло.
11.01.2022 г. антимонопольным органом принято решение N РНП 64-4 о включении информации, предоставленной Администрацией Самойловского района Саратовской области в отношении ООО "Новая Гармония", в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года. Также указанным решением определено датой включения информации об ООО "Новая Гармония" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок
Общество указывает на неверный адрес электронной почты, на который антимонопольным органом было направлено уведомление о перерыве novayagormoniya@mail.ru.
Судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В качестве контактной информации в карточке участника закупки в Едином реестре участников закупок и в разделе 15 Контракта "Адреса и банковские реквизиты сторон" указан адрес электронной почты ООО "Новая Гармония" ooo.novayagormoniya@mail.ru.
Однако в материалах дела имеются документы ООО "Новая Гармония", в которых общество самостоятельно указало адрес электронной почты novayagormoniya@mail.ru в качестве своих контактных данных (письмо от 07.10.2021 N 21 о продлении срока исполнения договора (т. 2 л.д. 89), приказ от 25.02.2021 N 04 о назначении директора на должность, справка о выполнении муниципальных контрактов с 2017-2021 годы (т.1 л.д.143). Фактически это тот же электронный адрес, по которому Общество получает информацию.
Риск наступления неблагоприятных последствий неполучения корреспонденции лежит на Обществе.
Ввиду удалённости местонахождения ООО "Новая Гармония" (г. Балашов) и сжатых сроков рассмотрения обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 13 Правил) применённый антимонопольным органом способ извещения общества о месте и времени рассмотрения материалов обращения заказчика является надлежащим и не противоречит действующему законодательству.
Общество было извещено о месте и времени рассмотрения информации на 10.01.2022 г., что не отрицается Обществом, а также было извещено об объявленном перерыве на 11.01.2022 г., посредством электронной почты, однако Общество в антимонопольный орган не явилось, пояснения либо документы в обоснование своей позиции ни до перерыва, ни после перерыва не представило, на связь по ВКС не вышло.
Как указано судом в ходе судебного разбирательства представитель Общества пояснил, что у директора Общества закончился срок действия ЭЦП, в связи с чем, пояснения не представлены.
Довод Общества о ненадлежащем извещении судебной коллегией отклоняется как необоснованный.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение УФАС по Саратовской области является законным и обоснованным, в связи с чем, правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 апреля 2022 года по делу N А57-1191/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1191/2022
Истец: ООО Новая Гармония
Ответчик: Администрация Самойловского муниципального района Саратовской области, Администрация Самойловского района СО, УФАС по Саратовской области, УФАС по СО