город Ростов-на-Дону |
|
21 июня 2022 г. |
дело N А32-56349/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел": представитель Першин И.В. по доверенности от 29.06.2021, паспорт;
от ООО "ТайлКрафт" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел": представитель Литвиненко А.Д. по доверенности от 01.10.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.02.2022 по делу N А32-56349/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТайлКрафт"
(ИНН 3441042200, ОГРН 1113459005538)
к Краснодарской таможне, (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТайлКрафт" (далее - заявитель, ООО "ТайлКрафт", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможня) от 25.11.2021 N 10309000-3459/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022 признано незаконным и отменено постановление Краснодарской таможни от 25.11.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-3459/2021 в отношении ООО "ТайлКрафт" по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований ООО "ТайлКрафт".
Апелляционная жалоба, дополнение и пояснения к ней мотивированы тем, что таможенный орган осуществляют обработку и проверку сведений, содержащихся в несвоевременно представленных статистических формах учета перемещения товаров, а затем формирование данных таможенной статистики для выполнения функции, установленной частью 2 статьи 254 Федерального закона N 289-ФЗ, по ведению таможенной статистики Российской Федерации. Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения. Указанной нормой предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по представлению статистической формы, выраженной в бездействии, либо за ее несвоевременное представление, которые выражается в ненадлежащем исполнении установленной законом обязанности. Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в длительном не прекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Таможенный орган ссылается на постановления Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 5-АД19-21, от 13.05.2019 N 5-АД19-23, от 05.10.2020 N 41-АД20-11, и делает выводы, что одно правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ возможно квалифицировать как длящимся, так и не являющимся длящимся, в зависимости от того представлена отчетность, либо не представлена. Срок привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление обществом СФ N 10309203/030921/С186172 определен с даты, когда она была представлена в таможенный орган - с 3 сентября 2021 года, которая является датой совершения рассматриваемого правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ТайлКрафт" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "ТайлКрафт" и Краснодарской таможни поступили ходатайства об участии представителей в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителей ООО "ТайлКрафт" и Краснодарской таможни в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО "ТайлКрафт" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "ТайлКрафт" несвоевременно представило на сайте ФТС России СФ системный номер ED20210903152932469. СФ присвоен регистрационный номер 10309000/030921/С186172. По данной СФ товары отправлены ООО "ТайлКрафт" в адрес ООО "Эсиэс Строй" в рамках договора (контракта) N 002/19 от 16.09.2019, по счету-фактуре N UT-2578 от 24.09.2019. Из представленной СФ, а также заверенных копий товарно-сопроводительных документов, поступивших в Краснодарскую таможню следует, что товары были отправлены в адрес ООО "Эсиэс Строй" 24.09.2019.
Статистическая форма регистрационный номер 10309000/030921/С186172 (системный номер ED20210903152932469) зарегистрирована на сайте ФТС России -03.09.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный период месяц - сентябрь 2019 года.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, Краснодарской таможней 09.11.2021 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за нарушение срока предоставления в Федеральную таможенную
службу Статистической Формы (СФ) N 10309000/030921/С186172.
Постановлением о назначении административного наказания от 25.11.2021, вынесенным и. о. заместителя начальника Краснодарской таможни по делу об административном правонарушении N 10309000-3459/2021 (далее - Постановление), ООО "ТайлКрафт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ за нарушение срока предоставления в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС) Статистической Формы (СФ), в связи с чем, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 7 статьи 210 АПК РФ указано, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу положений части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При этом, объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы учета перемещения товаров в таможенный орган.
Частями 1, 2 статьи 276, частью 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Союза ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Обязанность представлять в таможенные органы статистическую форму, в соответствии с частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ, установлена для российских лиц: которые заключили сделку либо от имени которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территории государств-членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов Союза; которые, при отсутствии сделки, имеют на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
Исходя из пункта 4 Правил ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС обеспечивается Федеральной таможенной службой и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее -статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
В силу пункта 5 Правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Пунктом 7 Правил (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению N 1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2.
Из пункта 10 Правил следует, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением N 1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, ООО "ТайлКрафт" несвоевременно представило на сайте ФТС России СФ системный номер ED20210903152932469. СФ присвоен регистрационный номер 10309000/030921/С186172. Из представленной СФ, а также заверенных копий товарно-сопроводительных документов, поступивших в Краснодарскую таможню следует, что товары были отправлены в адрес ООО "Эсиэс Строй" 24.09.2019. Статистическая форма регистрационный номер 10309000/030921/С186172 (системный номер ED20210903152932469) зарегистрирована на сайте ФТС России - 03.09.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный период месяц - сентябрь 2019 года.
Факт представления обществом статистической формы учета перемещения товаров с нарушением установленного срока предоставления отчетности подтвержден материалами дела и обществом не оспаривается.
Вместе с тем, административным органом при рассмотрении материалов административного дела допущены существенные процессуальные нарушения
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 названного Кодекса.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы таможенного органа со ссылкой на постановления Верховного Суда Российской Федерации в от 06.05.2019 N 5-АД19-21, от 13.05.2019 N 5-АД19-23, от 05.10.2020 N 41-АД20-11, о том, что одно правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ возможно квалифицировать как длящимся, так и не являющимся длящимся, в зависимости от того представлена отчетность, либо не представлена, следовательно, срок на привлечение не истек.
Законодательством установлена обязанность предоставления статистической формы к определенному времени, что в соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указывает на то, что правонарушение не является длящимся.
Так, в абзаце первом пункта 14 Постановления N 5 разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
При этом, в силу разъяснений, содержащихся в абзаце втором этого же пункта, невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Кроме того, в вышеуказанных постановлениях Верховного Суда РФ рассматривались административные правонарушения, не относящиеся к таможенному законодательству и предусмотренные ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем таможенным органом не учтены разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в абзаце третьем пункта 14 названного выше постановления, согласно которым срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом случае, административное правонарушение совершено обществом 10.10.2019, следовательно, срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 11.10.2019 и закончился 09.10.2020.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что на момент вынесения таможней обжалуемого постановления, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок привлечения заявителя к административной ответственности истек.
Доводы таможни об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Аналогичные выводы следуют из многочисленной сложившейся судебной практики: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2020 N Ф08-570/2020 по делу N А22-1757/2019, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.07.2009 N Ф03-3387/2009 по делу N А51-12687/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 23.06.2009 по делу N А57-24765/2008, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.08.2010 по делу N А56-87818/2009, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.04.2017 N Ф09-1240/17 по делу N А71-12123/2016.
Из разъяснений, изложенных в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 названного Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022 по делу N А32-56349/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56349/2021
Истец: ООО "ТайлКрафт"
Ответчик: Краснодарская таможня