г. Ессентуки |
|
04 июля 2022 г. |
Дело N А18-1558/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Семенова М.У. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием в судебном заседании: от заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - Елова Б.Н. (доверенность от 25.04.2022), от заинтересованного лица - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Назрановская районная больница" - Падиева М.А. (доверенность от 03.02.2022), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Республики Ингушетия, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.02.2022 по делу N А18-1558/2021,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Назрановская районная больница" (далее - учреждение) о взыскании 6 603 714 руб., в том числе 6 003 376,36 руб. - средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению и 600 337,64 руб. штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Ингушетия.
Решением суда от 14.02.2022 требования удовлетворены частично. С учреждения в пользу фонда взыскано 552 690,08 руб., из которых: 448 000 руб. - оплата расходов, не входящих в структуру тарифа ОМС (148 000 руб. - разработка проекта на размещение компьютерного томографа, 300 000 руб. - демонтаж рентгеноборудования); 104 690,08 руб. - расходование средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов (99 990 руб. - сметная документация по ремонту амбулаторий, 4 700,08 руб. - оплата ГСМ). В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе фонд просил отменить решение от 14.02.2022 в части отказа в удовлетворении требований, принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Заявитель указал, что суд неправильно применил нормы права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В отзыве учреждение просило отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Поскольку жалоба подана только на часть судебного акта, и возражений по проверке части судебного акта лицами, участвующими в деле, не заявлено, судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ, рассматривает законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части (в части отказа во взыскании 6 051 023,92 руб.).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, фонд провел комплексную проверку использования учреждением средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, в ходе которой выявил нецелевое использование учреждением средств ОМС на сумму 6 003 376,36 руб., что зафиксировано в акте проверки от 12.02.2021, а именно: выплата заработной платы врачам психологам - 1 857 813,67 руб., фтизиатру - 654 403 руб.; стимулирующие выплаты врачам акушерам-гинекологам и акушеркам - 708 846,56 руб.; выплата надбавки в размере 15 % внештатным специалистам-экспертам - 250 331,05 руб.; оплата проекта на размещение компьютерного томографа - 148 800 руб., установка системы видеонаблюдения - 609 600 руб., демонтаж рентгеноборудования - 300 000 руб., составление сметной документации по ремонту амбулаторий - 99 990 руб.; размещение печатных материалов в энциклопедии "Россия в лицах" - 62 000 руб.; оплата услуг по обслуживанию программного комплекса "1С:Предприятие. Бухгалтерия государственного учреждения" - 120 000 руб.; списание ГСМ - 4 700 руб.; приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу - 1 186 892 руб. (программно-аппаратный комплекс ViPNet Coordinator HW1000 - 478 280 руб.; стол письменный Westeros-А - 105 500 руб., диван Империал - 147 800 руб.; погружной насос - 203 312 руб., сейф "Гранит" - 252 000 руб.).
По результатам проверки фонд предъявил учреждению требование о необходимости восстановить в бюджете использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 6 003 376,36 руб. и уплате 600 337,64 руб. штрафа.
Неисполнение учреждением требований послужило основанием для обращения фонда в суд с заявлением о взыскании денежных средств.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлена обязанность медицинских организаций использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, является базовая программа обязательного медицинского страхования.
В силу части 2 названной статьи базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном названным Законом порядке.
Предъявляя требование о взыскании с учреждения расходов на выплату заработной платы врачам психологам (1 857 813,67 руб.) и фтизиатру (654 403 руб.), фонд указал, что названные расходы не соответствуют положениям Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Ингушетия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 15.02.2017 N 20 (далее - Программа N 20).
Отказывая в удовлетворении требований в этой части, суд первой инстанции со ссылкой на рекомендации по вопросам организации психологической и психотерапевтической помощи в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 (письмо Минздрава России от 07.05.2020 N 28-3/И/2-6111), раздел III Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Республики Ингушетия медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31.01.2018 N 32 (далее - Программа N 32) указал, что медицинская организация обязана иметь в своем штате работника, уполномоченного на решение задач в области медицинской психологии. В Республике Ингушетия гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы N 32, в том числе при психических расстройствах и расстройствах поведения. Поскольку стандартом медицинской помощи по заболеванию, включенному в Программу N 32, предусмотрено бесплатное получение медицинской помощи при заболеваниях и состояниях, связанных с психическим расстройством и расстройством поведения, который лечит медицинский психолог, оплата таких услуг возможна за счет средств ОМС. В период 2018-2020 годы оплата труда медицинским психологам могла проводиться исключительно за счёт средств ОМС (средства иных источников в учреждении отсутствовали). Фондом не представлены доказательства того, что учреждение финансировалось из средств бюджетов всех уровней для выплаты заработной платы работникам, не входящих в Программу N 32.
По эпизоду оплаты труда врача - фтизиатра, суд указал, что Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), не содержат закрытого перечня работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, однако необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. Штатным расписанием медицинской организации предусмотрена должность "Врач консультант по физиотерапии" (на основании приказа НГБ N 88 от 04.11.1996 Костоев И.Х. принят на должность врачом консультантом). При увольнении Костоева И.Х. (приказ N 30 п 4 от 10.02.2021) в штатном расписании значилась должность - врач фтизиатр-консультант, но не врач-фтизиатр. Фонд не доказал, что Костоев И.Х. занимал должность врача-фтизиатра.
Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными.
В разделе V Программы N 20 (Финансовое обеспечение Программы) указано, что медицинская помощь на территории Республики Ингушетия оказывается за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия.
За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: застрахованным лицам оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита, психических расстройств и расстройств поведения;
Аналогичное правовое регулирование содержит раздел V Программы N 32.
Таким образом, медицинская помощь, виды которой определены в территориальной программе ОМС, при заболевании туберкулезом, психических расстройствах и расстройствах поведения не подлежит финансированию за счет средств ОМС.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 566н утвержден Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения (далее - Порядок N 566н).
Согласно пункту 2 Порядка N 566н оказание медицинской помощи осуществляется при психических расстройствах и расстройствах поведения, включающих, в частности, расстройства настроения (аффективные расстройства), расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.
К медицинским организациям и их структурным подразделениям, оказывающим медицинскую помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения, относятся: психоневрологический диспансер (диспансерное отделение психиатрической больницы), осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 3 к настоящему Порядку; кабинет участкового врача-психиатра, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 4 - 6 к настоящему Порядку; кабинет активного диспансерного наблюдения и проведения амбулаторного принудительного лечения, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 7 - 9 к настоящему Порядку; психотерапевтический кабинет, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 10 - 12 к настоящему Порядку; дневной стационар (отделение), осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 13 - 15 к настоящему Порядку и др.
Упомянутые приложения к Порядку N 566н содержат рекомендуемые штатные нормативы, которыми для каждого вида медицинских организаций и их структурных подразделений предусмотрена должность медицинского психолога.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 541н).
В соответствии с разделом III в должностные обязанности медицинского психолога входит проведение работы, направленной на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных; выявление условий, препятствующих или затрудняющих гармоническое развитие личности больного; выполнение работ по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных; оказание помощи больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем; проведение психодиагностических исследований и длительных диагностических наблюдений за больными, с уделением особого внимания лицам, имеющим факторы риска психических расстройств; разработка развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных и др. обязанности.
Таким образом, оказание медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения входит в сферу деятельности медицинского психолога. Оказание такого вида медицинской помощи относится к исключениям, на которые не распространяются положения территориальной программы ОМС о финансировании медицинской помощи за счет средств ОМС.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 31.10.2018 N 684н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-фтизиатр" основная цель деятельности врача фтизиатра - профилактика, диагностика, лечение туберкулеза, медицинская реабилитация больных туберкулезом и лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом.
Оказание медицинской помощи при заболевании туберкулезом также не входит в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и не подлежит финансированию за счет средств ОМС.
Фонд установил и учреждением не оспаривается факт выплаты заработной платы врачам психологу и фтизиатру за счет средств ОМС в общей сумме 2 512 216,67 руб.
Поскольку основания для таких выплат отсутствовали, требования фонда в этой части заявлены обоснованно.
По эпизоду стимулирующих выплат врачам акушерам-гинекологам и акушеркам (708 846,56 руб.), фонд указал, что Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 31.05.2018 N 98 (далее - постановление N 98) утверждены изменения в Положение об оплате труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Ингушетия, утвержденное Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 01.06.2016 N 91 (далее - Постановление N 91). Согласно названным изменениям медицинскому персоналу, которому осуществляются выплаты за оказание высокотехнологичной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, стимулирующие выплаты за высокие результаты и интенсивность работы не производятся.
Отклоняя доводы фонда, суд первой инстанции указал, что указанные выплаты осуществлялись работникам учреждения на основании статьи 191 Трудового кодекса за счет экономии фонда оплаты труда за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей.
Судебная коллегия считает, что учреждение безосновательно произвело за счет средств ОМС стимулирующие выплаты врачам в сумме 708 846,56 руб.
Постановлением N 91 в редакции постановления N 98 в целях стимулирования работников учреждений к качественному результату труда, а также их поощрения за выполненную работу работникам учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе выплаты за высокие результаты и интенсивность работы (подпункт "б" пункта 4.1).
Выплаты за высокие результаты и интенсивность работы осуществляются работникам профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников, руководителей, специалистов, служащих и общеотраслевых профессий рабочих согласно приложению N 8 к настоящему Положению (пункт 4.3).
Премирование осуществляется по решению руководителя учреждения с учетом мнения представительного органа работников в пределах фонда оплаты труда, сформированного на соответствующий календарный год (пункт 4.9).
Пунктом 4.12 Постановления N 91 предусмотрено, что медицинскому персоналу, которому осуществляются дополнительные выплаты за оказание высокотехнологичной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, стимулирующие выплаты, указанные в пункте 4.3 настоящего раздела, не производятся.
Фонд установил, что в нарушение названных предписаний учреждение в 2018 году произвело за счет средств ОМС в сумме 708 846,56 руб. стимулирующие выплаты за высокие результаты и интенсивность работы медицинскому персоналу (врачам акушерам-гинекологам и акушеркам), которому осуществлялись выплаты за оказание высокотехнологичной помощи женщинам в период беременности и родов.
Требования фонда о возврате этих средств заявлены правомерно.
По эпизоду выплаты надбавки в размере 15 % внештатным специалистам-экспертам (250 331,05 руб.) фонд указал, что на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Ингушетия от 19.01.2021 N 13 "О внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения Республики Ингушетия" (в акте ошибочно указана дата приказа - 19.01.2018), указанные выплаты производятся за счет иных источников.
Отказывая в удовлетворении иска в этой части, суд указал, что фонд не обосновал, на основании каких норм действующего законодательства он пришел к выводу, что оплата надбавки внештатным специалистам-экспертам подлежит за счет иных источников (не из средств ОМС). При выплате надбавки учреждение руководствовалось пунктом 2.4 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Ингушетия, утвержденного Постановлением N 91, согласно которому внештатным специалистам Министерства здравоохранения Республики Ингушетия устанавливается ежемесячная доплата к заработной плате в размере 5 % от должностного оклада врача соответствующей специальности в пределах фонда оплаты труда соответствующей медицинской организации.
Судебной коллегией установлено, что порядок и условия оплаты труда работников учреждений определены в Постановлении N 91, в редакции постановления N 98 которого установлено, что внештатным специалистам Министерства здравоохранения Республики Ингушетия устанавливается ежемесячная доплата к заработной плате в размере 5 % от должностного оклада врача соответствующей специальности в пределах фонда оплаты труда соответствующей медицинской организации (пункт 2.4).
Как установил фонд, в нарушение названного порядка, в проверяемый период внештатным специалистам Министерства здравоохранения Республики Ингушетия учреждением произведена выплата надбавки в размере 15 % на общую сумму 250 331,05 руб. Следовательно, нецелевым использованием средств ОМС является выплата надбавки в сумме 166 887,37 руб. (2/3 от 250 331,05 руб.). Выплата надбавки в сумме 83 443,68 руб. (5 % от должностного оклада врача) является правомерной.
По эпизоду оплаты проекта на размещение компьютерного томографа фонд указал, что в нарушение приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - приказ N 209н) и Постановления Правительства Республики Ингушетия от 14.01.2020 N 4 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Республике Ингушетия медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в 2020 году учреждением произведены расходы не входящие в структуру тарифа ОМС, на оплату работ капитального характера в сумме 148 800 руб.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования фонда в этой части, однако в обжалуемом судебном акте указал на взыскание с учреждения 148 000 руб. Мотивы для отказа во взыскании 800 руб. в решении суда отсутствуют.
Принимая во внимание, что ответчик не заявил возражений по данному эпизоду, с учреждения следует довзыскать 800 руб.
По эпизоду расходования средств ОМС на установку системы видеонаблюдения (609 600 руб.) фонд указал, что такое расходование противоречит положениям части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и приказа N 209н.
Отклоняя доводы фонда, суд указал, что согласно пункту 158.3 Правил N 158н, в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяют затраты на общехозяйственные нужды, к которым можно отнести также затраты на приобретение видеокамер-наблюдения для обеспечения безопасности посетителей. При определении соответствующих направлений расходования средств, в данном случаи следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Так, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, видеокамеры относятся к аппаратуре видеозаписи и системе воспроизведения общего применения, которой присвоен код ОКОФ 14 3221137. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 объекты с кодом ОКОФ 14 3221137 относятся к 4-й амортизационной группе со сроком полезного использования от пяти до семи лет. Данные объекты, в соответствии с Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, принимаются к учету как основные средства. Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" утвержден Порядок применения классификации операций сектора государственного управления. В части 10.2.8 Порядка указано, что установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ), а не к подстатье 228 "Услуги и работы для целей капитальных вложений".
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы, в том числе, на оплату работ и услуг по содержанию имущества.
При определении перечня статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления следует руководствоваться Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом N 209н.
В соответствии с приказом N 209н расходы по установке (расширению) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем относятся к подстатье 228 "Услуги и работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.
Таким образом, оплата установки (расширения) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, система видеонаблюдения не осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.
По эпизоду оплаты печатных материалов в энциклопедии "Россия в лицах" (62 000 руб.) фонд указал, что такое расходование средств ОМС не соответствует пункту 192 раздела ХII Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила N 108н) и пункту 3.7 раздела 3 Генерального тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования населению Республики Ингушетия на 2020 год от 30.12.2019.
Отклоняя доводы фонда, суд указал, что Региональные территориальные программы ОМС устанавливают структуру тарифа на оплату медпомощи, которая определяет статьи расходов. В частности за счет средств ОМС медицинские организации оплачивают прочие расходы в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ. Таким образом, в тарифы помимо затрат медицинских организаций, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи, входят также и расходы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом (прочие затраты на общехозяйственные нужды). Поэтому медицинская организация может оплатить публикации в печатном издании за счет средств ОМС.
Судебная коллегия считает выводы суда ошибочными.
Действительно, в силу части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя прочие расходы, однако таки расходы не должны противоречить Правилам N 108н, пунктом 192 которых предусмотрено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Затраты учреждения на оплату печатных материалов в энциклопедии непосредственно не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), такие затраты также не являются необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в связи с чем не могут быть понесены за счет средств ОМС.
По эпизоду оплаты услуг по обслуживанию программного комплекса "1С:Предприятие. Бухгалтерия государственного учреждения" (120 000 руб.) фонд указал следующее. Учреждением заключен договор с ООО "Ингэс" (далее - общество) от 01.12.2020 N У07/20 на обслуживание программного комплекса "1С:Предприятие. Бухгалтерия государственного учреждения" на сумму 120 000 руб. со сроком исполнения обязательств до 31.12.2020. Платежным поручением от 31.12.2020 N 642587 учреждение оплатило обществу стоимость оказанных услуг. При этом услуги обществом фактически не оказывались. К такому выводу фонд пришел исходя из того, что в нарушение пунктов 1 и 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н в бухгалтерском учете учреждения в 2020 году не применялись унифицированные формы: авансовый отчет (форма 0504505), акты о списании материальных запасов (форма 0504230), журнал операций (форма 0504071), главная книга (форма 0504072), в программе "1С: Бухгалтерия" не формируются и не ведутся счета бухгалтерского учета 7.302.31, 7.302.34, 7.105.33, 7.105.34.
Отказывая в удовлетворении требований фонда в этой части, суд первой инстанции мотивированного обоснования не привел.
Вместе с тем основания для удовлетворения требований фонда в этой части судебная коллегия не усматривает.
Из акта от 12.02.2021 не усматривается, что для проверки находящегося в распоряжении учреждения программного комплекса "1С:Предприятие. Бухгалтерия государственного учреждения", фонд привлекал соответствующих специалистов (программистов), которые могли бы дать компетентное заключение по вопросу наличия (отсутствия) в программе регистров бухгалтерского учета, причинах отсутствия таковых, а также надлежащего (ненадлежащего) исполнения обществом договора от 01.12.2020 N У07/20. Неприменение учреждением унифицированных форм бухгалтерского учета само по себе не свидетельствует о ненадлежащем оказании обществом услуг по названному договору. Из акта проверки не следует, что фонд запрашивал необходимые документы у учреждения и общества. При таких обстоятельствах факт нецелевого использования средств ОМС не доказан.
По эпизоду приобретения учреждением основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, фонд указал, что такое расходование средств ОМС противоречит пункту 7 статьи 35 Закона 326-ФЗ и пункту 3.7 раздела 3 Генерального тарифного соглашения на медицинские услуги, оказываемые по Территориальной программе обязательного медицинского страхования населению Республики Ингушетия на 2020 год от 30.12.2019.
Признавая требования фонда в этой части необоснованными, суд указал, что учреждение расходовало полученные за счет средств ОМС денежные средства на цели, установленные статьей 4 Закона N 326-ФЗ, но превысило установленные лимиты - приобрело основные средства на сумму свыше 100 тыс. руб. за единицу. Такие действия учреждения не могут быть квалифицированы как нецелевое расходование средств ОМС, а являются лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность в виде возврата (восстановления) израсходованных средств, с начислением пеней и штрафа, Законом N 326-ФЗ не установлена.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда.
Фондом установлено и учреждением не оспаривается факт приобретения в 2020 году за счет средств ОМС основных средств на общую сумму 1 186 892 руб. (программно-аппаратный комплекс ViPNet Coordinator HW1000 - 478 280 руб.; стол письменный Westeros-А - 105 500 руб., диван Империал - 147 800 руб.; погружной насос - 203 312 руб., сейф "Гранит" - 252 000 руб.) стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.
Согласно пункту 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в частности расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В подпункте 1 пункта 186 Правил N 108н также установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу.
Расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в спорный период учреждением допущено нецелевое использованием средств ОМС в общей сумме 5 799 932,26 руб. (выплата заработной платы врачам психологам и фтизиатру - 2 512 216,67 руб., стимулирующие выплаты врачам акушерам-гинекологам и акушеркам - 708 846,56 руб., выплата надбавки в размере 15 % внештатным специалистам-экспертам - 166 887,37 руб., оплата проекта на размещение компьютерного томографа - 148 800 руб., установка системы видеонаблюдения - 609 600 руб., демонтаж рентгеноборудования - 300 000 руб., составление сметной документации по ремонту амбулаторий - 99 990 руб., размещение печатных материалов в энциклопедии - 62 000 руб., списание ГСМ - 4 700 руб., приобретение основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу - 1 186 892 руб.).
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании штрафа (600 337,64 руб.), суд первой инстанции указал, что ответчик является специализированным учреждением, оказывающим медицинскую помощь больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), финансируется исключительно из республиканского бюджета и средств ОМС. Взыскание штрафа может отразиться на финансовом положении учреждения, затруднив работу по оказанию квалифицированной медицинской помощи.
Вместе с тем такое обоснование к отказу в удовлетворении исковых требований не соответствует правовому регулированию спорных правоотношений.
Гражданско-правовая ответственность за использование медицинской организацией не по целевому назначению средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, предусмотрена частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в виде штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.
Основанием для привлечения к ответственности является сам факт совершения правонарушения.
В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В связи с этим установление ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не может рассматриваться как необоснованное ограничение прав медицинских организаций.
Федеральный законодатель, учитывая особое публичное предназначение средств обязательного медицинского страхования, установил специальную ответственность за нецелевое расходование указанных средств, определил уполномоченную организацию, контролирующую их целевое использование, а также установил размер ответственности для медицинских организаций, нарушающих предусмотренный порядок расходования соответствующих средств. Такая ответственность, в силу отсутствия специальных законодательных оговорок, применяется в равной мере ко всем медицинским организациям, виновным в нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования. При этом размер штрафа зависит от размера средств, израсходованных нецелевым образом (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, от 27.10.2015 N 2499-О).
Поскольку факт нецелевого использования средств ОМС на сумму 5 799 932,26 руб. доказан, основания для освобождения учреждения от ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, в виде штрафа в размере 579 993, 22 руб., отсутствуют.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил иск на сумму 552 690,08 руб., в пользу фонда следует довзыскать 5 827 235,82 руб., в том числе 5 247 242,60 руб. основного долга (5 799 932,26 - 552 690,08) и 579 993,22 руб. штрафа.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, решение суда - изменению.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.02.2022 по делу N А18-1558/2021 в части отказа в удовлетворении требований на сумму 5 771 966,86 руб. отменить, принять новый судебный акт.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Назрановская районная больница" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия 5 247 242,60 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и 524 724,26 руб. штрафа.
В остальной обжалуемой части решение оставить без изменения.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Назрановская районная больница" в доход федерального бюджета 41 918 государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1558/2021
Истец: Территориальный фонд ОМС РИ
Ответчик: ГБУЗ "Назрановская районная больница"
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2490/2023
13.01.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1004/2022
03.11.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9848/2022
04.07.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1004/2022
14.02.2022 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-1558/2021