г. Чита |
|
13 июля 2022 г. |
Дело N А19-22503/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2022.
Полный текст постановления изготовлен 13.07.2022.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Иркутска, Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 мая 2022 года по делу N А19-22503/2021 по исковому заявлению Прокуратуры Иркутской области (ОГРН 1033801014532, ИНН 3808014899) в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, а также в интересах Иркутской области в лице Правительства Иркутской области и Министерства финансов Иркутской области к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820), Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,
при участии в судебном заседании:
от Прокуратуры Иркутской области: Плотникова И.С., служебное удостоверение,
от Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области: Тельтевская Е.В., представитель по доверенности от 25. 04. 2022,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, а также в интересах Иркутской области в лице Правительства Иркутской области и Министерства финансов Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области, Администрации города Иркутска с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о:
- признании соглашения от 16.02.2021 N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на исполнение органами местного самоуправления Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории, заключенное между министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области и администрацией г. Иркутска, недействительным;
- применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязании администрации города Иркутска возвратить Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области денежные средства, перечисленные на основании соглашения от 16.02.2021 N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на исполнение органами местного самоуправления Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 мая 2022 года требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование доводов жалобы указывает, что заявка, поданная Администрацией города Иркутска, в полной мере соответствовала требованиям Правил предоставления иного МБТ, и по результатам ее рассмотрения было заключено соглашение. Вывод о том, что соглашение заключено с нарушением требований статей 21, 139.1, 179, 184.1, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, противоречит обстоятельствам дела и представленным Министерством и администрацией г. Иркутска доказательствам. Просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрация города Иркутска в поданной апелляционной жалобе ссылается на необоснованность вывода суда о том, что у органа местного самоуправления не имелось потребности в реализации мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к системам тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, поскольку указанные мероприятия не являются расходными обязательствами органа местного самоуправления и не относятся к вопросам местного значения. Целевые статьи расходов бюджета города сформированы с учетом требований абз. 5 ч. 4 ст. 21 БК РФ, приказа министерства финансов Иркутской области от 17.11.2020 N 78н-мпр "Об утверждении Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к областному бюджету, бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области" и соответствуют целям предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренным соглашением от 16.02.2021. Принятие и оплата бюджетных и денежных обязательств в виде заключенных и исполненных договоров муниципальным образованием при условии, что расходование указанных средств было осуществлено в соответствии с законами (решениями) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, договором (соглашением), не может рассматриваться в контексте понятия "нецелевое использование бюджетных средств".
Истец представил письменный отзыв на апелляционные жалобы.
Представители истца, ответчика в судебном заседании поддержали свои правовые позиции.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Иркутской области от 19.11.2020 N 943-пп утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов на исполнение органами местного самоуправления Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории.
В соответствии с пунктам 1 и 4 Правил иные межбюджетные трансферты предоставляются органам местного самоуправления с целью комплексного развития территории. Для их получения органам местного самоуправления в министерство представляются заявка с приложением расчетов, подтверждающих стоимость реализации мероприятий и выписка из сводной бюджетной росписи местного бюджета (п. 6 Правил). Представление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании заключенного между министерством и органом местного самоуправления соглашения по утвержденной форме (п. 10 Правил).
Согласно заявке администрации г. Иркутска, направленной в Министерство, по результатам расчетов на реализацию мероприятий по технологическому присоединению их стоимость составляет 159 154 504 руб. 64 коп.
По результатам рассмотрения заявки администрации г. Иркутска от 22.12.2020 N 059-72-1034/20 Министерством принято решение о предоставлении иного межбюджетного трансферта; 15.02.2021 направлено уведомление N 6380 по расчетам между бюджетами.
16.02.2021 года между ответчиками заключено соглашение N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на исполнение органами местного самоуправления Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории (далее - соглашение N 207 от 16.02.2021 г., соглашение).
Предметом указанного соглашения является представление из областного бюджета в 2021 году иного межбюджетного трансферта бюджету города Иркутска на осуществление расходов, связанных с реализацией мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к системам тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения земельных участков с целью комплексного развития территории (далее - иной межбюджетный трансферт) (п. 1.1 соглашения).
Согласно п. 2.1 соглашения общий размер иного межбюджетного трансферта, представляемого из бюджета Иркутской области бюджету г. Иркутска в 2021 году составляет 50 % от общего объема бюджетных ассигнований, но не более 79 577 300 руб.
Администрацией г. Иркутска в адрес Министерства 23.06.2021 направлена заявка N 405- 70д-02699/2021 о предоставлении межбюджетного трансферта в размере 17 708 267 руб. на исполнение расходных обязательств в сфере обеспечения инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории на договоры (муниципальные контракты) технологического присоединения, заключенные с МУП "Водоканал" (договор от 29.06.2021 ТП-21-00088), ООО "Байкальская энергетическая компания" (договор от 21.07.2021 N508-15/2/2021) и ОАО "ИЭСК" (контракт от 21.06.2021 N 3791/20-ЮЭС).
На основании заявки администрации на единый счет администрации г. Иркутска 03.08.2021 перечислен иной межбюджетный трансферт в сумме 17 569 314 руб. 38 коп..; 28.10.2021 перечислено 16 885 237 руб. 18 коп. (согласно представленным справкам по расходам N ЛС03:28.10.2021:509814 от 28.10.2021 N ЛС03:03.08.2021:285874 от 03.08.2021).
Ссылаясь на то, что потребности в реализации мероприятий, предусмотренных п. 1.1 соглашения, не имелось, указанные мероприятия не являются расходным обязательством органов местного самоуправления и не относится к вопросам местного значения, заявка администрации не соответствует целям предоставления иного межбюджетного трансферта, Прокурор Иркутской области обратился в арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании соглашения N 207 от 16.02.2021 г. недействительным.
По мнению прокурора, направление средств областного и местного бюджетов с нарушением требований ст.ст. 21, 179, 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не в целях исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и не с целью комплексного развития территорий, свидетельствует об их нецелевом использовании в соответствии с п. 1 ст. 306.4 БК РФ.
Согласно п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (в целях настоящего Кодекса - непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
На основании статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 1 статьи 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.
Мероприятия в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территорий предусмотрены муниципальной программой "Развитие инженерной инфраструктуры. Повышение энергоэффективности", утвержденной постановлением мэра города Иркутска от 21.01.2020 N 031-06-23/0, в подпрограмме 1 "Системы инженерной инфраструктуры" (п. 6.3 соглашения).
Для реализации мероприятий программы планируется привлечение средств федерального бюджета в рамках национального проекта "Экология" и средств областного бюджета по государственным программам Иркутской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности Иркутской области" на 2019- 2024 годы" и "Охрана окружающей среды" на 2019-2024 годы.
Суд установил, что указанная муниципальная программа и ее подпрограмма не соответствуют целям и задачам подпрограммы "Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области" на 2019-2024 годы государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2019- 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 31.10.2018 N 780-пп, в рамках которых предусмотрено предоставление иного межбюджетного трансферта.
Согласно ст. 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 6 Закона Иркутской области от 27.10.2013 N 74-03 "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области.
По условиям оспариваемого соглашения иной межбюджетный трансферт предоставляется бюджету города Иркутска на осуществление расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, (подключение (технологическое присоединение) к системам тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения), с целью комплексного развития территорий.
По условиям договоров технологического присоединения, заключенных с МУП "Водоканал", ресурсоснабжающие организации (исполнители) принимают на себя обязательства по осуществлению по заданию администрации г. Иркутска (заказчик) технологического присоединения объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:48336, по адресу: Иркутская область, Октябрьский район г. Иркутска по ул. Советская, 176, к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электрическим сетям.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, в том числе заявку N 405-70д-02699/2021, условия договора от 29.06.2021 ТП-21-00088), договора от 21.07.2021 N508-15/2/2021, контракта от 21.06.2021 N 3791/20-ЮЭС, приложение N 1 к договору на технологическое присоединение от 21.07.2021 N 508-15/2/2021, письмо ООО "Байкальская энергетическая компания" от 29.04.2021 N 508-07/62, выкопировку из проекта планировки территории планировочного элемента О-04-03, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 25.02.2021 N031-06-118/21, установил, что договорами предусмотрено подключение (подведение) инженерных сетей для подключения (технологического присоединения) объекта, "Иркутское Суворовское училище", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:226, находящегося в федеральной собственности и являющегося объектом федерального значения. Мощности (размеры) нагрузки по технологическому подключению к сетям по указанным договорам рассчитаны исключительно для подключения этого объекта.
В соответствии с п. 10 и п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61 -ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику (п. 1 ст. 209 ГК РФ).
Технологическое присоединение данного объекта к инженерным сетям производится застройщиком объекта в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
В соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4). Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (часть 5).
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные фактические обстоятельства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что направление средств областного и местного бюджетов с нарушением требований ст.ст. 21, 179, 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не в целях исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и не с целью комплексного развития территорий, свидетельствует об их нецелевом использовании в соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установив, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:48336 решение о комплексном развитии в соответствии с требованиями ГрК РФ в редакции, действовавшей не момент издания постановления Правительства Иркутской области от 19.11.2020 N 943-пп, не принималось, торги на право заключения договора не проводились, суд первой инстанции правомерно признал, что предоставление иного межбюджетного трансферта за счет средств областного бюджета не связано с целями реализаций мероприятий по комплексному развитию территории, иной межбюджетных трансферт за счет средств областного бюджета не является расходным обязательством Иркутской области.
На основании пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
При таких обстоятельствах, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что соглашение N 207 от 16.02.2021 г. заключено ответчиками с нарушением требований статей 21, 139.1, 179, 184.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии п.п. 1, 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Решение суда об обязании Администрации города Иркутска возвратить Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области денежные средства, перечисленные на основании соглашения от 16.02.2021 N 207 о предоставлении иного межбюджетного трансферта на исполнение органами местного самоуправления Иркутской области отдельных расходных обязательств в сфере обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с целью комплексного развития территории является обоснованным. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Позиция заявителей жалоб основана на неверном толковании обстоятельств дела, отклонена судом как документально необоснованная.
В целом доводы заявителя апелляционной жалобы по существу отражают субъективную оценку обстоятельств настоящего дела, входящих в предмет доказывания, и не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права либо о наличии выводов, не соответствующих обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с результатами оценки исследованных судом первой инстанции доказательств и установленных обстоятельств не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и результат разрешения исковых требований, в апелляционной инстанции не установлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 мая 2022 года по делу N А19-22503/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22503/2021
Истец: в лице Министерства финансов Российской Федерации, Правительство Иркутской области, Прокуратура Иркутской области
Ответчик: Администрация города Иркутска, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6928/2021
27.01.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-22503/2021
03.11.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4439/2022
13.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6928/2021
04.05.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-22503/2021
05.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6928/2021
09.02.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6928/2021