город Москва |
|
21 июля 2022 г. |
Дело N А40-56250/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стешана Б.В.,
судей Головкиной О.Г., Ким Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Розенфельдом Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.05.2022
по делу N А40-56250/22
по иску ОАО "РЖД"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261)
о взыскании денежных средств в размере 52 605,58 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Картузова О.В. по доверенности от 02.02.2022;
от ответчика: Франчик Д.И. по доверенности от 25.11.2020
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежных средств в размере 52 605,58 руб., в том числе долга в размере 50 213,35 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.07.2021 по 05.03.2022 в размере 2392,35 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами начисленных на сумму 50 213,35 руб. начиная с 06.03.2022 по день фактической уплаты, а также госпошлины в размере 2104 руб.
Решением от 25.05.2022 Арбитражный суд города Москвы иск удовлетворил частично, взыскав с ответчика в пользу истца сумму долга в размере 6244, 80 руб., а также сумму госпошлины в размере 2000 руб.
В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, представил письменный отзыв. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что между ОАО "РЖД" (истец, Исполнитель) и Министерством обороны Российской Федерации (МО РФ, ответчик, Заказчик) заключен государственный контракт от 10.12.2020 N 257/6/11296/4181427 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении.
Согласно п. 11.2 государственного контракта срок оказания услуг по контракту - с 21.09.2020 по 31.12.2021.
В соответствии с п.2.1 государственного контракта ОАО "РЖД" оказывает МО РФ услуги по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок, привлечению подвижного состава в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Постановление Правительства N 1590).
Пунктом 1 Постановления Правительства N 1590 установлено, что для оказания услуг, предусмотренных пунктами 1 и 2 Указа Президента РФ от 17.12.2016 N 678 "Об определении единственных исполнителей услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", железнодорожный подвижной состав и контейнеры привлекаются единственными исполнителями услуг, определенными данным Указом.
В абз. 3 п. 1 Постановления N 1590 определено, что использование привлеченного железнодорожного подвижного состава и контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования для оказания услуг в соответствии с абзацем первым настоящего пункта осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования железнодорожного подвижного состава и контейнеров общего парка, с учетом особенностей расчетов при оказании таких услуг, предусмотренных особенностями тарификации воинских и специальных
железнодорожных перевозок, утвержденных настоящим постановлением.
Согласно пункту 4 раздела II Тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок грузов, утвержденных Постановлением N 1590, (далее -Тарификация) плата за использование привлеченного подвижного состава за перевозку воинских грузов исчисляется по установленной формуле.
Подпунктом в) пункта 4 Тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок грузов предусмотрена компенсационная плата за время пользования вагонами, не учтенное в перевозочном документе, а именно за время нахождение вагонов под грузовыми операциями.
Вместе с тем начисление платы за использование привлеченного подвижного состава в перевозочном процессе производится с даты отправления по перевозочному документу и включают дату прибытия по фактическому сроку доставки, но не более нормативного срока доставки.
При этом в соответствии с п. 5.8 Контракта окончанием привлечения подвижного состава и контейнеров, для оплаты в рамках Контракта, является дата завершения грузовой операции или возврата привлеченного вагона после выгрузки.
Таким образом, в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации привлечение вагонов в перевозочном процессе и нахождение вагонов под грузовыми операциями (погрузка/выгрузка) являются разными услугами, с отдельными правилами их оформления и тарификации, установленными государственными органами регулирования.
В марте 2021 года Заказчик воспользовался привлеченным железнодорожным подвижным составом для перевозки грузов по накладным Формы-2 N N 768738, 86188, 848952, 812595, 809642, 770478, 749138, 843020, 740681.
Ввиду необходимости компенсации времени пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями и не учтенных сроком перевозки по накладным Исполнителем были составлены накопительные ведомости ф. ФДУ-92 N N 250315, 30312, 290302, 120302, 050415, 110402, 080209, 180201 на общую сумму 50 213,23 руб. (с учетом НДС), которые подписаны со стороны Заказчика.
Между тем дата и время начала и окончания грузовых операций с привлеченными вагонами зафиксированы в прилагаемых ведомостях подачи и уборки вагонов.
За вышеуказанные грузовые перевозки и нахождение привлеченного подвижного состава под грузовыми операциями Исполнителем были направлены сформированные счета за месяц N 24 от 16.04.2021, N 25 от 21.04.2021, N28 от 30.04.2021 и акты оказанных услуг для акцепта и подписания Заказчику.
Согласно п.3.4.2 Контракта Заказчик обязан своевременно принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с требованиями и на условиях, установленных Контрактом.
Однако, в нарушение своих обязательств по государственному контракту, Северо-Кавказское управление военных сообщений МО РФ письмом от 09.06.2021 N 924 отказалось от оплаты компенсационной платы за время пользования привлеченным железнодорожным подвижным составом под грузовыми операциями, в размере 50 213,23 руб. (с учетом НДС).
В соответствии с п. 1.1.3. Контракта, представители Заказчика - это начальники военных сообщений управлений военных сообщений, или лица, их замещающие.
В случае Северо-Кавказской железной дороги представителем Заказчика является начальник военных сообщений Северо-Кавказского управления военных сообщений.
В связи с изложенным с целью досудебного урегулирования спора ОАО "РЖД" в адрес Северо-Кавказского управления военных сообщений были направлены претензии от 14.07.2021 N 21062/СК ТЦФТО, от 14.07.2021 N 21076/СК ТЦФТО, от 14.07.2021 N 21058/СК ТЦФТО с предложением оплатить задолженность.
В соответствии с условиями государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 10.12.2020 N 257/6/1 1296/4181427 (действие которого распространено на период с 21.09.2020) для перевозки воинских грузов Исполнитель обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лип, а Заказчик оплатить плату за перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом, в установленных случаях стоимость компенсации согласно п.4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Особенности тарификации).
Пункт 4 Особенностей тарификации предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации:
в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от Заказчика);
в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки,
в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
Одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона Особенностями тарификации не предусмотрено.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ перевозка завершена и грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
По накопительным ведомостям 050415, 250315 на общую сумму 6244,8 руб. превышено нормативное время под грузовыми операциями. Ответчик указал, что указанная будет акцептована и оплачена в очередном счете, соответствующее указание направлено начальнику Северо-Кавказского управления военных сообщений.
По накопительным ведомостям 120302, 290302, 110402, 310312, 180201, 080209, 110301 на общую сумму 43 968,43 руб. задержки под грузовыми операциями со стороны Минобороны России не допущено.
Так, в расчете исковых требований ОАО "РЖД" не указало нормативный срок доставки перевозимого груза, который является максимальным сроком для начисления платы за перевозку, включающей плату за привлечение и имеет определяющее значение при ее начислении.
В предъявленных к оплате и неакцептованных счетах ОАО "РЖД" указало, что начислена компенсация.
В накопительных ведомостях ОАО "РЖД" указало, что начислена плата за использование привлеченного состава.
Документов, подтверждающих задержку доставки груза в перевозочном процессе по зависящим от Заказчика причинам и являющихся основанием для начисления компенсации, ОАО "РЖД" не представило в материалы дела как и документов подтверждающих задержку подачи вагонов под выгрузку или задержку вагонов под выгрузкой.
Оснований, предусмотренных Пунктом 4 Особенностей тарификации для начисления Министерству обороны компенсации, у ОАО "РЖД" не имеется.
С момента завершения грузовой операции ОАО "РЖД" вправе было убрать погруженный вагон с ж.д. пути необщего пользования и осуществлять перевозочный процесс.
Кроме того, сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием грузов, порожних вагонов.
Таким образом, срок выполнения операций, связанных с погрузкой, включен в нормативный срок доставки груза.
При этом в плату за перевозку включается плата за использование привлеченного подвижного состава.
Согласно абз. 1 п. 1 Постановления N 1590 и Контракту Исполнитель услуг на основании аукциона привлекает принадлежащий владельцам железнодорожный подвижной состав для выполнения воинских перевозок. Распоряжение Правительства от 07.07.2018 N 1405-р и Особенности тарификации не относят использование привлеченного подвижного состава к дополнительным услугам.
Согласно формуле 1 п.п. а) п. 4 Особенностей тарификации в расчет платы за перевозку воинских грузов включаются: стоимость воинских железнодорожных перевозок грузов (тарифы), стоимость дополнительных услуг, плата за использование привлеченного подвижного состава.
Плата за использование привлеченного подвижного состава определяется по формуле 2 Особенностей тарификации.
Именно нормативный срок является максимальным сроком, за который на основании перевозочного документа может быть начислена плата за перевозку (включающая тарифы, стоимость дополнительных услуг и плату за использование привлеченного подвижного состава). Основания для отдельного от платы за перевозку начисления платы за использование привлеченных вагонов после окончания нормативного срока доставки груза Особенностями тарификации и Контрактом не предусмотрены.
Основания для отдельного от платы за перевозку начисления платы за использование привлеченных вагонов после окончания нормативного срока доставки груза Особенностями тарификации и Контрактом не предусмотрены.
Основанием для расчета начисляемой Заказчику платы за перевозку воинских грузов, включающей плату за привлечение согласно п.п. а) п. 4 Особенностей тарификации, является перевозочный документ (транспортная железнодорожная накладная), который согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС России 01 18.06.2003 N 29, раскредитовывается грузополучателем в сутки прибытия груза на станцию назначения вне зависимости от возможности перевозчика осуществить подачу вагонов под выгрузку.
Согласно п. 210 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 27.07.2020 N 256 после раскредитования перевозочных документов в транспортной железнодорожной накладной проставляется календарный штемпель, подтверждающий уплату причитающихся перевозчику платежей.
ОАО "РЖД" не оспаривает и не опровергает то обстоятельство, что плата за использование привлеченных вагонов за сутки доставки вагона (включая сутки подачи его под выгрузку) уже включена в плату за перевозку согласно п.4 Особенностей тарификации на основании раскредитованных перевозочных документов и начислена в АС "ЭТРАН".
После окончания нормативного срока доставки груза, указанного перевозчиком в перевозочных документах, плата за перевозку, включающая плату за привлечение вагонов, п. 4 Особенностей тарификации не предусмотрена и начислению не подлежит. Таким образом, после завершения перевозочного процесса, прибытия вагона на ж.д. станцию назначения и раскредитования перевозочных документов, начисление Заказчику платы за использование привлеченных вагонов на основании перевозочных документов не представляется возможным ввиду отсутствия основания для такого начисления.
После завершения перевозочного процесса добор платы за использование привлеченных вагонов возможен исключительно в случае своевременной доставки груза и выгрузки вагонов, начавшейся в сутки подачи вагонов под выгрузку и завершенной грузополучателем в следующие сутки без задержки вагонов под выгрузкой (т.е. осуществленной в пределах нормативного времени нахождения вагонов под выгрузкой, но переходящей на следующие сутки выгрузке вагонов) согласно ведомости подачи и уборки вагонов (в дальнейшем включаемой в накопительную ведомость).
Если вагоны не были своевременно доставлены грузополучателю Министерства обороны перевозчиком по причинам, не зависящим от Заказчика, компенсация за задержку вагонов в перевозочном процессе начислению не подлежит. Возложение на Министерство обороны обязанности по возмещению ОАО "РЖД" стоимости привлеченного им подвижного состава в случае допущенного по не зависящим от Министерства обороны причинам увеличения срока доставки груза противоречит действующему законодательству.
В случае нарушения сроков доставки грузов по причинам, зависящим от третьих лиц, ОАО "РЖД" вправе взыскать с таких лиц убытки, причиненные ему выплатой собственнику вагонов стоимости их использования.
Если вагоны не были задержаны Министерством обороны в процессе подачи и уборки вагонов под грузовые операции, компенсация начислению не подлежит.
Если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на ж.д. станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в АС "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно. Правовые основания для повторного начислении платы за привлечение вагона за эти же емки согласно н.5.1 Приложении N 1 к Контракту либо компенсации за эти же сутки отсутствуют, поскольку сутки использования вагона двойной оплате не подлежат.
Иной подход повлек бы неосновательное обогащение на стороне собственников вагонов. Накопительная ведомость также не является основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава при выполнении грузовых операций, поскольку не содержит сведений о времени задержки вагонов и не позволяет сделать выводы о лице, от которого зависели причины задержки. Основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава при выполнении грузовой операции является ведомость сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" и от 10.11.2003 N 70 "О Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
В силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом, только исполнение обязательства, произведенное надлежащим образом, прекращает обязательство исполнением (ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доказательств погашения задолженности в размере 6244, 80 руб. Ответчиком не представлено, в связи с чем, требование в данной части правомерно удовлетворено судом первой инстанции. В остальной части отказ в удовлетворении требований является правомерным, вопреки позиции апеллянта.
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, которое не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда соглашением сторон предусмотрена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства, предусмотренные настоящей статьей проценты не подлежат взысканию, если иное не предусмотрено законом или договором.
Между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "РЖД" заключен государственный контракт на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении от 10 декабря 2020 г. N 257/6/1 1296/4181427.
Так стороны согласовали в разделе 7 Контракта Ответственность Сторон, порядок взыскивание денежных средств за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязательств по Контракту.
Согласно правовой позиции, содержащейся в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если законом или соглашением сторон установлена неустойка за нарушение денежного обязательства, на которую распространяется правило абзаца первого п. 1 ст. 394 Гражданского кодекса Российской Федерации, то положения п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2019 N Ф05-23993/2018 по делу N А40-190279/2017).
В этом случае взысканию подлежит неустойка, установленная законом или соглашением сторон, а не проценты, предусмотренные ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 4 ст. 395).
На основании изложенного, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.07.2021 по 05.03.2022 в размере 2392,35 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами начисленных на сумму 50 213,35 руб. начиная с 06.03.2022 по день фактической уплаты, правомерно оставлено без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2022 по делу N А40-56250/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.В. Стешан |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56250/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ