город Ростов-на-Дону |
|
31 августа 2022 г. |
дело N А53-10951/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курипко В.А.,
при участии:
от истца: посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Нестерова Л.В. по доверенности от 21.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации города Шахты
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2022 по делу N А53-10951/2022
по иску Комитета по управлению имуществом администрации города Шахты
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации города Шахты (далее - истец, комитет) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - ответчик, управление) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка и прекращении права собственности на него.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе комитет просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на то, что управлением применен формальный подход, отказ нарушает права собственника земельного участка, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с нарушением законодательства, выдел или преобразование земельного участка невозможны.
В отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к отзыву управление просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя второго судебного состава Величко М.Г. от 29.08.2022 в составе суда произведена замена судьи Ковалевой Н.В. на судью Новик В.Л. ввиду болезни судьи Ковалевой Н.В.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Представитель истца, участвовавший в онлайн-заседании, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям ЕГРН муниципальному образованию "Город Шахты" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 61:59:0010331:24, расположенный по адресу: Ростовская обл., г. Шахты, ул. Орджоникидзе, 186; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: земли под домами индивидуальной жилой застройкой; с уточненной площадью 233 кв.м. Земельный участок располагается в территориальной зоне Ж-1.1.
На земельном участке были расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 61:59:0010331:213, 61:59:0010331:245, 61:59:0010331:246, которые снесены в связи с аварийностью и сняты с государственного кадастрового учета.
В соответствии со статьями 27, 52 решения городской Думы г. Шахты от 23.07.2009 N 594 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Шахты" (далее - Решение N 594) предельный минимальный размер земельного участка в территориальной зоне Ж-1.1 составляет 0,03 га.
21.02.2022 комитет обратился в управление с заявлением N КУВД-001/2022-6744984 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:59:0010331:24.
Регистрирующим органом отказано в снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета.
Ссылаясь на то, что данный отказ нарушает права собственника, комитет обратился в суд с настоящим иском.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
По общему правилу, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
Согласно статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
При этом в пункте 1.1 статьи 19 ЗК РФ закреплено, что, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) при прекращении права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены этот земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода прав.
По смыслу указанных правовых норм отказ собственника (гражданина или юридического лица) от права собственности на земельный участок не может приводить к его бесхозяйному статусу, такой земельный участок поступает в собственность городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Следовательно, публичный собственник земельного участка применительно к положениям пункта 1 статьи 235 ГК РФ, статьи 44, пункта 2 статьи 53 ЗК РФ не может отказаться от своего права собственности на такой земельный участок, поскольку в конечном счете вновь станет вопрос об отнесении его к публичной форме собственности.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации определен в части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
При отсутствии объективных препятствий к реализации прав собственника на преобразование земельных участков в установленном порядке, соответствующим способом защиты законного интереса будет преобразование земельного участка.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Отказывая в удовлетворении иска комитета, суд первой инстанции верно определил, что наличие права собственности на земельный участок и фактическое существование земельного участка в гражданском обороте делает невозможным снятие земельного участка с кадастрового учета.
Нормами Закона N 218-ФЗ установлено, что земельный участок может быть снят с кадастрового учета только путем его преобразования (раздела, объединения, перераспределения). Между тем, доказательств того, что истцом были использованы все способы, установленные законом для снятия земельного участка с кадастрового учета, не представлено.
Границы земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию, не установлены, декларированная площадь составляет 233 кв.м., следовательно, для данного земельного участка доступны объединение и перераспределения в целях соответствия земельного участка предельным минимальным размерам для территориальной зоны Ж-1.1.
Вместе с тем, комитетом не приведено доводов относительно невозможности осуществления прав собственника по отношению к объекту недвижимости.
Также истцом не представлены доказательства того, что фактические границы земельного участка меньше декларированных.
Более того, со снятием кадастрового учета у регистрирующего органа возникает обязанность провести регистрационно-учетные действия также и в отношении вещных прав собственника земельного участка.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости могло являться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, однако таких требований к управлению в данном случае комитетом не заявлялось.
Управлением не допущено нарушений прав собственника земельного участка, так как вышеизложенными нормами предусмотрен такой правовой механизм для снятия земельного участка с кадастрового учета при его сохранении в ЕГРН как преобразование, чем вправе воспользоваться комитет. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.03.2021 по делу N А31-10735/2018, Дальневосточного округа от 26.10.2021 по делу N А73-4501/2020, Поволжского округа от 13.10.2020 по делу N А65-31624/2019.
Ссылка апеллянта на судебную практику является необоснованной, поскольку в рамках настоящего спора доказательств незаконности постановки земельного участка на кадастровый учет комитетом не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отказал в снятии земельного участка с кадастрового учета, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.05.2022 по делу N А53-10951/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10951/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ШАХТЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ