город Омск |
|
03 октября 2022 г. |
Дело N А46-21909/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усовой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8253/2022) общества с ограниченной ответственностью "Логистический и информационно-правовой центр" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2022 по делу N А46-21909/2021 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистический и информационно-правовой центр" (ОГРН 1097746538064, ИНН 7726635927) к Новороссийской таможне о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021, к Омской таможне о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 03.11.2021, о признании незаконными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Сибника",
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Логистический и информационно-правовой центр" - Пикина Дмитрия Владимировича (по доверенности от 03.02.2022 N С25 сроком действия 3 года);
от Новороссийской таможни - Штоля Франца Александровича (по доверенности от 23.06.2021 N 04-38/123 сроком действия 3 года), Редченко Светланы Владимировны (по доверенности от 18.04.2022 N 04-32/059 сроком действия 1 год);
от Омской таможни - Лысенко Татьяны Владимировны (по доверенности от 10.01.2022 N 05-37/01 сроком действия по 31.12.2022), Колодиной Татьяны Александровны (по доверенности от 10.01.2022 N 05-37/03 сроком действия по 31.12.2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Логистический и информационно-правовой центр" (далее - ООО "ЛИПЦ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), к Новороссийской таможне (далее также - таможенный орган) о признании недействительным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 12.10.2021 в связи с актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10317000/212/121021/А0214 от 12.10.2021; к Омской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании недействительным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 03.11.2021 в связи с актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10610000/210/021121/А000094 от 02.11.2021, о признании недействительными уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000164, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000166, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000168, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000170, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000172, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000174, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000176, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000178, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000180, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000182, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000184, от 15.10.2021 N 10610000/У2021/0000186, от 03.11.2021 N 10610000/У2021/0000200.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сибника" (далее - ООО "Сибника").
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.05.2022 по делу N А46-21909/2021 в удовлетворении требований заявителя отказано. С ООО "ЛИПЦ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 42 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что:
- при таможенном оформлении товаров освобождение от уплаты акцизов не осуществлялось, вопрос уплаты акцизов не ставился, поскольку ввозился и декларировался не подакцизный товар;
- договоры с организациями - производителями табачной продукции, подтверждающие операции с задекларированными товарами, у ООО "Сибника" имелись;
- не установлен факт использования товаров в иных целях, чем в качестве сырья для производства табачной продукции, в связи с чем право начислять акциз на не подакцизный товар у таможенных органов отсутствовало;
- при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к его уплате; судом не учтено, что общество является малым предприятием;
- в обязанности таможенного представителя не входит обязанность соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенными процедурами и иные обязанности, которые в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования возлагаются только на представляемых ими лиц.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по её рассмотрению назначено на 27.09.2022.
20.09.2022, 26.09.2022 от таможенных органов поступили отзывы на апелляционную жалобу.
ООО "Сибника", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, в связи с чем судебное заседание проведено в отсутствие данного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 27.09.2022 представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители таможенных органов поддержали доводы, изложенные в отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, и отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
15.02.2019 между ООО "Сибника" и "GODFREY PHILLIPS INDIA LTD" (Индия) заключён внешнеторговый контракт N RUS/19-20/001 (далее также - Контракт) на поставку товара - сырья для производства табачных изделий (табачный лист и табачная меша). Общая сумма контракта составила 1 000 000 (один миллион) долларов США.
На основании вышеуказанного Контракта на таможенную территорию ЕАЭС ООО "Сибника" ввезён товар: "курительный табак промышленный, резанный, представляет собой смесь разновидностей табака (табачная мешка), используется в качестве сырья для производства табачных изделий (сигарет), не содержащий заменителей табака, в упаковке, не предназначенной для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, не является табаком для кальяна или трубочным табаком, производитель: "GODFREY PHILLIPS INDIA LTD", тов. знак: отсутствует".
Декларирование товара при его ввозе на территорию ЕАЭС произведено ООО "ЛИПЦ" на основании договора об оказании услуг по таможенному оформлению от 25.10.2019 N 2019-103/588, заключённого между ООО "ЛИПЦ" (таможенный представитель) и ООО "Сибника" (декларант).
ООО "ЛИПЦ" с целью таможенного декларирования товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС на основании Контракта, на Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни поданы декларации на товары (далее - ДТ) N N 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728.
Кроме того, с целью таможенного декларирования товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС на основании Контракта, ООО "ЛИПЦ" на Омский таможенный пост (центр электронного декларирования) Омской таможни также подана ДТ N 10610080/071119/0054490.
В графе 31 перечисленных ДТ заявлено следующее наименование и описание товара: "курительный табак промышленный, резанный, представляет собой смесь разновидностей табака (табачная мешка), сорт EXP - 18406, используется в качестве сырья для производства табачных изделий (сигарет), не содержащий заменителей табака, в упаковке, не предназначенной для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, не является табаком для кальяна или трубочным табаком, производитель: "GODFREY PHILLIPS INDIA LTD, ИНДИЯ, товарный знак: ОТСУТСВУЕТ". В графе 33 ДТ соответствующий товар классифицирован декларантом в товарной подсубпозиции 2403 19 900 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
В графе 47 рассматриваемых ДТ указаны сведения об исчислении ввозной таможенной пошлины - 15%, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 20%, акцизом - не облагается.
Товары по ДТ N N 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, N 10610080/071119/0054490 выпущены таможенными органами в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В период с 15.07.2021 по 12.10.2021 Новороссийской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров в отношении декларанта - ООО "Сибника" по ДТ N N 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, по вопросу контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 12.10.2021 N 10317000/212/121021/А0214, в котором зафиксировано, что имеются основания для вывода о недовзыскании при ввозе ООО "Сибника" товара по обозначенным выше ДТ сумм акциза, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, и сумм НДС; указано на необходимость внесения изменения в ДТ и принятия мер по доначислению таможенных платежей.
Новороссийской таможней 12.10.2021 на основании акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10317000/212/121021/А0214 от 12.10.2021 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров в части данных ДТ NN 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728 об исчислении платежей (акциза и НДС).
В период с 15.07.2021 по 02.11.2021 Омской таможней также проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров в отношении декларанта - ООО "Сибника" по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, в части исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении товара, продекларированного по декларации на товары N 10610080/071119/0054490. По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10610000/210/021121/А000094 от 02.11.2021, в котором установлены признаки нецелевого использования товара, продекларированного по ДТ N 10610080/071119/0054490. Из акта проверки следует, что ООО "Сибника" допущены нарушения требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, решения об освобождении от уплаты акциза по товару, продекларированному по ДТ N 10610080/071119/0054490.
Омской таможней 02.11.2021 принято решение N 10610000/210/021121/Т000094 по результатам таможенного контроля, согласно которому в действиях ООО "Сибника" выявлено нарушение регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, выразившееся в нецелевом использовании товара "курительный табак промышленный, резанный, представляет собой смесь разновидностей табака (табачная мешка), сорт EXP - 19247, используется в качестве сырья для производства табачных изделий (сигарет), не содержащий заменителей табака, в упаковке, не предназначенной для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, не является табаком для кальяна или трубочным табаком: производитель "GODFREY PHILLIPS INDIA LTD", тов. знак: отсутствует" для промышленного производства табачных изделий, в связи с чем возникла обязанность по уплате акциза на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции): код 1801/021121/111119.
Омской таможней в адрес ООО "Сибника" и таможенного представителя - ООО "ЛИПЦ" направлены уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней: N N 10610000/У2021/0000164, 10610000/У2021/0000166, 10610000/У2021/0000168, 10610000/У2021/0000170, 10610000/У2021/0000172, 10610000/У2021/0000174, 10610000/У2021/0000176, 10610000/У2021/0000178, 10610000/У2021/0000180, 10610000/У2021/0000182, 10610000/У2021/0000184, 10610000/У2021/0000186. В адрес ООО "Сибника" и ООО "ЛИПЦ" направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10610000/У2021/0000200.
Не согласившись с решениями Новороссийской таможни и Омской таможни, а также с направленными в адрес ООО "ЛИПЦ" Омской таможней уведомлениями о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражным судом 30.05.2022 принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Предметом оспаривания по делу являются решения Новороссийской таможни и Омской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, а также уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, сводящиеся к возложению на ООО "ЛИПЦ", как на таможенного представителя, обязанности по уплате солидарно с ООО "Сибника" таможенных платежей, доначисленных таможенными органами в связи с ввозом товара на таможенную территорию ЕАЭС на основании ДТ N N 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490 в общем размере 689 766 000 рублей (без учёта пени).
В соответствии со статьёй 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом или в соответствии с Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 351 ТК ЕАЭС функции по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля, по взиманию таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, по контролю правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврату (зачёту) и принятие мер по их принудительному взысканию выполняются таможенными органами.
Так, пунктом 1 статьи 46 ТК ЕАЭС установлено, что к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; 5) таможенные сборы.
В соответствии со статьёй 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС определено, что декларант обязан уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с Кодексом.
Декларант несёт ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (пункт 3 статьи 84 ТК ЕАЭС).
При этом в силу пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС, в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несёт с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Деятельность таможенного представителя, как она определена в подпункте 44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, состоит в совершении юридическим лицом, включённым в реестр таможенных представителей, таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
Такая деятельность осуществляется на постоянной, профессиональной основе, о чём свидетельствуют предъявляемые к таможенному представителю требования и необходимость их включения в соответствующий реестр, а также на договорной основе.
Понятие таможенных операций закреплено в подпункте 37 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, согласно которому таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Таким образом, назначением института таможенного представительства является участие специально уполномоченных юридических лиц - таможенных представителей в совершении таможенных операций.
Лица, совершающие таможенные операции и заявляющие в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяют полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияют на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Пунктом 3 статьи 55 ТК ЕАЭС определено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 данной статьи.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исполняется плательщиком, лицом, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счёт товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено, что уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 12 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ при солидарной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов уведомления (уточнения к уведомлению) направляются одновременно плательщику и лицам, несущим солидарную обязанность, с указанием об этом в таких уведомлениях.
Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность таможенного представителя по уплате таможенных платежей в солидарном порядке с декларантом, в том числе в случае, когда суммы таможенных платежей не уплачены декларантом в установленный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 24.08.2017 N 1358 "О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учёте их уплаты в доход федерального бюджета" предусмотрены ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, коды вида платежа и коды бюджетной классификации Российской Федерации, применяемые для учёта акцизов, уплачиваемых в бюджет Российской Федерации.
Применительно к табачной продукции ставки акциза также указаны в отношении табака трубочного, курительного, жевательного, сосательного, нюхательного, кальянного, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции.
При этом в пункте 8 приложения к приказу ФТС России от 24.08.2017 N 1358 "О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учёте их уплаты в доход федерального бюджета" указано, что курительный табак не облагается акцизами в том случае, если он предназначается для производства сигарет способом, отличным от ручной набивки, и ввозится предприятиями, непосредственно занимающимися производством табачной продукции, для его использования в качестве сырья при её производстве, либо организациями или физическими лицами, ввозящими данные товары по договорам с вышеуказанными предприятиями.
Курительный табак, предназначенный для использования в качестве сырья для производства табачной продукции и ввозимый предприятиями - производителями табачной продукции для собственных нужд, освобождается от акциза при условии представления документов, подтверждающих его целевое использование в качестве сырья для промышленного производства табачных изделий (учредительных документов, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции).
В случае, если данный товар ввозится организациями или физическими лицами по договору с организацией - производителем табачной продукции, целевое назначение ввозимого товара как сырья для промышленного производства табачных изделий подтверждается представлением заверенной копии договора между импортером и потребителем товара, извлечений из учредительных документов предприятия - производителя табачной продукции, в которых одним из основных видов деятельности предприятия определено производство табачной продукции.
При выпуске курительного табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления таможенные органы осуществляют контроль за дальнейшим использованием товара. Использование таких товаров и распоряжение ими в иных целях допускается только с разрешения таможенного органа при условии уплаты акциза.
Вся табачная продукция является подакцизной, ввоз табака не предполагает уплату акциза в единственном случае, если табак ввозится в качестве сырья для производства табачной продукции самим предприятием - производителем табачной продукции для промышленного производства табачных изделий либо организациями или физическими лицами по договорам с предприятиями - производителями. При этом организации (или физические лица), не являющиеся производителями табачной продукции, должны подтвердить обозначенную цель ввоза - в качестве сырья для производства табачной продукции - путём представления соответствующих обозначенных выше документов, в том числе при проведении таможенными органами мероприятий по контролю за дальнейшим использованием товара, выпущенного в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Довод апелляционной жалобы о том, ввозился и декларировался не подакцизный товар отклоняется судом ввиду следующего.
В поданных ООО "ЛИПЦ", как таможенным представителем, ДТ N N 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490 указано следующее наименование и описание товара: "курительный табак промышленный, резанный, представляет собой смесь разновидностей табака (табачная мешка), сорт EXP - 18406, используется в качестве сырья для производства табачных изделий (сигарет), не содержащий заменителей табака, в упаковке, не предназначенной для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю, не является табаком для кальяна или трубочным табаком", товар классифицирован в товарной подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, указаны сведения об исчислении ввозной таможенной пошлины - 15%, НДС - 20%, акцизом - не облагается.
Выпуск товара, ввезённого на основании обозначенных ДТ, произведён в соответствии с заявленной таможенной процедурой - выпуск для внутреннего потребления.
Из содержания акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 12.10.2021 N 10317000/212/121021/А0214 и акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N от 02.11.2021 10610000/210/021121/А000094 следует, что основанием для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ NN 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490 в части исчисления подлежащих уплате платежей (акцизов и НДС), после выпуска товаров послужили установленные таможенными органами обстоятельства, свидетельствующие о неподтверждении использования ООО "Сибника" ввезённого товара - табака - в соответствии с целью, являющейся основанием для освобождения от уплаты акцизов, а именно в качестве сырья для производства табачных изделий.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 179 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками акциза признаются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Вопреки доводам заявителя, вся табачная продукция в силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 181 НК РФ, в том числе табак, используемый в качестве сырья для производства табачной продукции, является подакцизной.
Согласно пункту 1 статьи 193 НК РФ (в редакции, действовавшей в период декларирования товаров в соответствии с обозначенными выше ДТ) на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно установлена налоговая ставка акциза в размере 3050 рублей за килограмм.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что по запросу Омской таможни был представлен договор поставки от 06.07.2018, заключенный между ООО "Сибника" (поставщик) и ООО "Черноморская Табачная Компания" (покупатель), согласно которому поставщик обязуется предать покупателю в собственность комплектующие (расходные) материалы для табачного производства. При этом основным видом деятельности ООО "Черноморская Табачная Компания" является производство табачных изделий. В ходе проведения проверки установлено, что оплата по данному договору не производилась. В дальнейшем ООО "Черноморская Табачная Компания" отказалось от приобретения материалов для табачного производства в рамках договора поставки от 06.07.2018 в связи с трудным финансовым положением.
Также в ходе таможенного контроля Омской таможней в адрес ООО "Сибника" направлен повторный запрос, в ответ на который представлен договор ответственного хранения от 12.05.2021, заключенный между ООО "Сибника" и ООО "Табачная компания "Феникс", однако расчёты с ООО "Табачная компания "Феникс" также не осуществлялись, 17.06.2021 ООО "Табачная компания "Феникс" прекратило осуществление деятельности, местонахождение товара не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно заключил, что ввезённый ООО "Сибника" и контролируемый таможенным органом товар - табак в качестве сырья для производства табачных изделий - фактически не использовался в обозначенных целях (в качестве сырья для производства), в связи с чем ввоз такого товара на таможенную территорию ЕАЭС не может быть освобождён от уплаты акциза.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у таможенного представителя обязанности соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенными процедурами и иные обязанностей, которые в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования возлагаются только на представляемых ими лиц, отклоняется, поскольку ст. 405 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при наступлении предусмотренных в соответствии с указанным Кодексом обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары.
В соответствии с частью 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено данным Кодексом.
Таможенные процедуры содержат условия помещения товаров под таможенные процедуры, при этом не все таможенные процедуры содержат условия использования.
При этом положения главы 20 ТК ЕАЭС, определяющие правовое содержание
таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, не устанавливают каких-либо конкретных условий использования товаров в случае помещения их под названную таможенную процедуру.
В силу положений пункта 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами, а пунктом 2 той же статьи определено, что при осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных Кодексом требований.
Исходя из разъяснений, изложенных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 15658/09, от 20.04.2010 N 18162/09, от 12.02.2008 N 12210/07, проявление надлежащей осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности, как правило, оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платёжеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что оформляя ввоз табака по спорным таможенным декларациям, ООО "ЛИПЦ", как лицо, профессионально действующее от имени и в интересах ООО "Сибника" (декларанта), имело возможность изучить документы, на основании которых осуществляется ввоз соответствующего товара, а также документы, представленные в подтверждение последующего целевого использования спорного товара, проанализировать сведения об организациях - производителях табачной продукции, в адрес которых предполагалась передача ввезённого товара для его использования в качестве сырья на промышленном производстве.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств проявления обществом должной степени осмотрительности и заботливости при декларировании товара от имени декларанта без уплаты акциза, судом сделан верный об отсутствии оснований для освобождения ООО "ЛИПЦ" от солидарной ответственности таможенного представителя по факту неподтверждения целевого использования товара, ввезённого на таможенную территорию ЕАЭС по ДТ N N 10317120/170519/003571, 10317120/250519/0037654, 10317120/310519/0039308, 10317120/050619/0040544, 10317120/090619/0041365, 10317120/130919/0061932, 10317120/250919/0064696, 10317120/031019/0066378, 10317120/301019/0072913, 10317120/261119/0080673, 10317120/170120/0003510, 10317120/210420/0037728, 10610080/071119/0054490.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что само по себе не является основанием для признания решения необоснованным, в связи с чем, апелляционный суд полагает, что доводы жалобы направлены исключительно на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на надлежащим образом проверенных и оцененных судом обстоятельствах и доказательствах по делу, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность определения первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.05.2022 по делу N А46-21909/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистический и информационно-правовой центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21909/2021
Истец: ООО "ЛОГИСТИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ЦЕНТР"
Ответчик: ОМСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Новороссийская таможня, ООО "Сибника"