город Ростов-на-Дону |
|
03 октября 2022 г. |
дело N А53-3448/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 июня 2022 года по делу N А53-3448/2022
по заявлению гаражно-строительного кооператива N 61
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области
при участии третьего лица Ходюковой Аллы Николаевны
о признании незаконным решения, об обязании утвердить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
гаражно-строительный кооператив N 61 (далее - ГСК N 61, кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Октябрьского района Ростовской области (далее - комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 02.12.2021 N 89/974-11, об обязании утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600019:44.
Заявленные требования мотивированы тем, что у комитета отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600019:44.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2022 заявленные требования удовлетворены, решение комитета от 02.12.2021 N 89/974-11 признано судом незаконным как противоречащее нормам Земельного кодекса Российской Федерации. Судом на комитет возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу утвердить представленную заявителем схему расположения земельного участка в пределах земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600019:44. С комитета в пользу кооператива взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
Решение мотивировано тем, что отказ комитета в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600019:44 по причине наличия на указанном участке сооружения связи является незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600019:44 предоставлен кооперативу на праве аренды с видом разрешенном использования под гаражный кооператив, схема расположения земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600019:44 подготовлена с целью раздела земельного участка и формирования земельного участка под гараж N 199, что соответствует разрешенному использованию образованного земельного участка. Установка на гараже сооружения связи не изменяет назначения и фактического использования объекта недвижимости, на котором оно установлено.
Комитет обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать кооперативу в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что гараж N 199, принадлежащий Ходюковой А.Н., не поставлен на государственный кадастровый учет, не зарегистрирован в ЕГРН. В рамках муниципального земельного контроля было выявлено, земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600019:44 используется для размещения автогаражей, из здания гаража N 199 через крышу выходит антенно-мачтовое сооружение, в связи с чем ГСК N 61 незаконно осуществляет вид предпринимательской деятельности - "связь" Комитет полагает, что схема расположения земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600019:44 подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам, поскольку, в случае образования нового земельного участка, вид разрешенного использования будет устанавливаться аналогичный тому, из которого был образован земельный участок "под гаражный кооператив", что будет являться нарушением норм земельного законодательства и приведет к несоответствию его фактического использования.
В отзыве на апелляционную жалобу кооператив просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать комитету в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГСК N 61 по договору аренды N 145 от 29.07.2019, заключенному с администрацией Октябрьского района Ростовской области сроком до 11.01.2044, предоставлен земельный участок с кадастровым номером N 61:28:0600019:44, с адресным ориентиром: Ростовская область, п. Персиановский, ул. Шоссейная, д. 2-г.
Ходюкова Алла Николаевна по договору купли-продажи от 03.03.2021 приобрела в собственность гараж N 199 в ГСК N 61.
22.112021 ГСК N 61 в целях раздела арендуемого земельного участка подал заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 22 кв.м., под гараж N 199.
Комитет письмом от 02.12.2021 N 89/974-11 отказал ГСК N 61 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине наличия на указанном участке сооружения связи и невозможности использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования "под гаражный кооператив".
Полагая отказ комитета в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относит: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В обоснование отказа в утверждении схемы расположения земельного участка комитет указал на установку на гараже сооружения связи, в связи с чем образованный земельный участок под гаражом не будет соответствовать его фактическому использованию.
Согласно пункту 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером N 61:28:0600019:44 предоставлен ГСК N 61 с разрешенным использованием: под гаражный кооператив. Схема расположения земельного участка с кадастровым номером 61:28:0600019:44 подготовлена с целью раздела земельного участка и формирования земельного участка под гараж N 199
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "НПП "Кадастр-Дон" Шамшуры Е.В. от 27.06.2022 N 392/06 гараж N199 является самостоятельным зданием.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что разрешенное использование образованного земельного участка "под гараж" будет соответствовать объекту недвижимости, расположенному на нем. Установка на гараже сооружения связи не изменяет назначения и фактического использования объекта недвижимости, на котором оно установлено.
В апелляционной жалобе комитет привел доводы о том, что гараж N 199, принадлежащий Ходюковой А.Н., не поставлен на государственный кадастровый учет, не зарегистрирован в ЕГРН.
В отзыве на апелляционную жалобу ГСК N 61 пояснил, что в целях постановки на кадастровый учет гаража и регистрации права собственности на него Ходюковой А.Н. было подано соответствующее заявление в уполномоченный орган. Межмуниципальным отделом по г. Шахты, Октябрьскому району Управления Росреестра по Ростовской области Ходюковой А.Н. выдано уведомление от 22.06.2022 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по причине отсутствия документов, устанавливающих или удостоверяющих право на земельный участок, в пределах которого расположен объект кадастрового учета (гараж). В данном случае неутверждение схемы расположения земельного участка комитетом препятствует постановке на кадастровый учет гаража, принадлежащего Ходюковой А.Н., и соответственно регистрации права собственности указанного лица.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ранее - приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков").
Из примечания N 2 к названному приказу следует, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в нем размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Положения примечания N 2 к приказу N 540 следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Размещение антенно-мачтовых сооружений связи допустимо на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи.
При этом данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов линейных объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий (пункт 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Также, вопреки доводам апелляционной жалобы, согласно Правилам землепользования и застройки Персиановского сельского поселения, утвержденным решением Собрания Депутатов Персиановского сельского поселения N 19 от 29.12.2012, земельный участок с кадастровым номером 61:28:0600019:44, расположенный по адресу: Ростовская область, Октябрьский р-н, п. Персиановский, ул. Шоссейная, д. 2-г, находится в территориальной зоне объектов транспортного обслуживания (Т), категория земель: земли населенных пунктов, в условно-разрешенных видах и параметрах использования земельных участков и объектов капитального строительства которого предусмотрен код по классификатору (вид) 6.8 "связь".
Действующее законодательство не препятствует использованию земель или земельных участков в зоне транспортной инфраструктуры с видом разрешенного использования - "под гараж", при этом сооружение связи размещено на гараже, а не является самостоятельным объектом, в целях использования которого предпринимаются меры по образованию земельного участка. Размещение сооружения связи на гаражном боксе не является основанием для вывода об использовании земельного участка не в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, комитет вправе принять меры к устранению факта размещения сооружения связи на гараже, если полагает такие действия незаконными, однако данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие), сведения о действиях (бездействии), название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В данном случае надлежащим способом защиты права является обязание органа местного самоуправления утвердить схему расположения земельного участка, представленную заявителем. Судом установлен десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу для совершения указанных действий, что соответствует критерию разумности.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30 июня 2022 года по делу N А53-3448/2022 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3448/2022
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N61
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области
Третье лицо: Ходюкова Алла Николаевна
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5238/2023
01.03.2023 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-3448/2022
25.01.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13211/2022
03.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14179/2022
30.06.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-3448/2022