4 октября 2022 г. |
А11-11300/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Е.А.,
судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева"
на решение Арбитражного суда Владимирской области
от 22.06.2022 по делу N А11-11300/2019,
по иску открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева" (ИНН 3305004083, ОГРН 1023301951397) к индивидуальному предпринимателю Федотову Дмитрию Алексеевичу (ОГРНИП 304333220900172) о взыскании 478 723 руб. 92 коп.,
при участии представителей
от ответчика: Федотова Д.А., паспорт гражданина Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (далее - ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Федотову Дмитрию Алексеевичу (далее - ИП Федотов Д.А., ответчик) о взыскании 469 486 руб. 79 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I квартал 2019 года, 9237 руб. 13 коп. пеней за неисполнение обязательств по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 28.05.2019 по 24.07.2019, пеней за неисполнение обязательств по оплате задолженности за период с 25.07.2019 по 31.03.2022, с последующим их начислением, начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга.
Решением от 08.02.2021 суд удовлетворил исковые требования.
Постановлением от 20.07.2021 Первый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 28.12.2021 отменил указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции; направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.
С учетом указаний Арбитражного суда Волго-Вятского округа решением от 22.06.2022 суд отказал ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 22.06.2022 и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования истца.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что расчетный способ применяется в случаях невозможности выявления негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения на основании декларации о составе и свойствах сточных вод или на основании результатов исследования контрольных проб сточных вод. В рассматриваемом случае он не подлежит применению, поскольку у организации ВКХ имелась техническая возможность выявления негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения путем отбора контрольных проб сточных вод. Истец полагает верным расчет задолженности, произведенный на основании результатов анализов отобранных проб сточных вод. При наличии технической возможности отбора проб сточных вод, приоритетом при расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения являются результаты отбора проб сточных вод абонента.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 04.08.2022 N 27-27/29.
ИП Федотов Д.А. в отзыве на апелляционную жалобу от 29.09.2022 и в судебном заседании указал на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270, 272.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав ответчика, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ИП Федотов Д.А. (абонент) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2017 N 800 (далее - договор), в силу с пункта 1.1 которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2017 (пункт 4 договора).
В пункте 8 договора стороны согласовали, что расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644):
50% стоимости объема воды (сточных вод), потребленной (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В случае если объем фактического потребления холодной воды и (или) оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" (далее - Правила N 776), окажется меньше объема воды (сточных вод), за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет последующего платежа за следующий месяц. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведение по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения (подпункт "с" пункта 12, подпункт "д" пункта 13 договора).
Контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (пункт 28 договора).
Нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления (пункт 30 договора).
Контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. В ходе осуществления контроля за соблюдением абонентом установленных ему нормативов по объему сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация ежемесячно определяет количество отведенных (принятых) сточных вод абонента сверх установленного ему норматива по объему сточных вод (пункт 32 договора).
Договор вступает в силу с 01.01.2017 и заключен на срок до 31.12.2017. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях (пункты 56, 57, 58 договора).
Стороны также заключили дополнительное соглашение от 29.12.2018 N 1 к договору, в силу пункта 1 которого на основании свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области Ковровского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области от 16.10.2006 серия ЗЗАК N 212146 и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объект недвижимости от 16.09.2017 в пункт 1 договора внесены изменения: "местом исполнения обязательств по договору являются объекты, г. Ковров, ул. Муромская, ц. 6А; ул. Муромская, д. 6а, строение 1; ул. Муромская, д. 6А, строение 2".
Соглашение вступает в силу с 01.01.2019 (пункт 3 дополнительного соглашения N 1).
В пункте 5 дополнительного соглашения N 1 к договору стороны согласовали, что остальные условия договора остаются в силе и исполняются сторонами без изменений.
В рамках контроля состава стоков организация ВКХ произвела отбор проб в контрольном колодце, согласованном сторонами и составила акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения от 17.01.2019 N 6, подписанный представителями сторон.
Анализ сточных вод, выполненный экологической лабораторией ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева", выявил превышение сброса загрязняющих веществ (акт приемки проб от 17.01.2019 N 04-К/1, протокол результатов анализа сточной воды от 25.01.2019 N 11-П/1).
Истец за первый квартал 2019 года рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной в пункте 123 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод на сумму 492 373 руб. 49 коп., и выставил соответствующие счета-фактуры.
Рассчитав плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной в пункте 123(4) Правил N 644, ответчик оплатил истцу за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I квартал 2019 года 17 663 руб. 96 коп. и за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через ЦСВ за I квартал 2019 года - 5222 руб. 74 коп.
В претензии от 20.06.2019 N 27-3-162 истец предложил ответчику оплатить имеющуюся задолженность и пени в добровольном порядке.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ОАО "Завод им. В.А. Дегтярева" с соответствующим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
На основании подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно Приложению N 1(2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно Приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно Приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно Приложению N 4(1); б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно Приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил (пункт 113 Правил N 644).
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (пункт 118 Правил N 644).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте (пункт 119 Правил N 644).
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
- объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 определено, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб.м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
На основании пункта 1 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В отношении загрязняющих веществ, сброшенных в централизованную систему водоотведения, внесение абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.
Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и порядок взимания указанной платы устанавливаются с учетом необходимости обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, расходов организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение функций по исчислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставлению счетов и сбору с абонентов указанной платы, а также расходов на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае невыявления абонента, допустившего сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, или иного лица, допустившего сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту (пункты 1, 2 статьи 30.2 Закона N 416-ФЗ).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определен истцом по формуле, установленной пункте 203 Правил N 644, а именно для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:
,
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
В определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41 разъяснено, что применительно к положениям пункта 123(4), изменения, внесенные в Правила постановлением, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что, вопреки доводу административного истца, не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.
Правилами установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил. Следовательно, приведенный в пункте 123(4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.
Указанный пункт предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.
Таким образом, законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункта 123(4) Правил N 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Вместе с тем в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.11.2020 N 44934 ИА/04 указано, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123 (4) Правила N 644.
Негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами. В силу абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Аналогичным образом урегулированы правоотношения в сфере начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Суд первой инстанции, в том числе из условий договора, верно установил, что среднесуточный объем сбрасываемых ИП Федотовым Д.А. сточных вод по всем канализационным выпускам с одного объекта не превышает 30 м3 в сутки, то есть менее значения, определенного пунктом 124 Правил N 644.
В Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату забора проб сточных вод (17.01.2019) отражено, что ИП Федотовым Д.А. открыты следующие виды деятельности: переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков (код ОКВЭД 10.20); переработка и консервирование фруктов и овощей (код ОКВЭД 10.3); переработка и консервирование картофеля (код ОКВЭД 10.31); производство прочих пищевых продуктов (код ОКВЭД 10.8).
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что ответчик является абонентом, подпадающим под действие пункта 203 Правил N 644, устанавливающего порядок взимания платы для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности - производство пищевых продуктов, и объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет менее 30 м3 в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.
Из содержания пункта 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для обозначенных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно на окружающую среду (водные объекты).
Законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.
Начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в соответствии пунктом 203 Правил N 644 производится без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, то есть без отбора проб сточных вод абонента.
Вместе с тем в материалах дела имеются доказательства оплаты ответчиком платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за I квартал 2019 год в размере 17 663 руб. 96 коп. по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, и за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через ЦСВ за I квартал 2019 года в размере 5222 руб. 74 коп. При этом истец не отрицает, что исходя из произведенного по данной формуле расчета долг оплачен ответчиком в полном объеме.
В рассматриваемом случае, вопреки доводам заявителя жалобы, обеспечение абонентом возможности отбора проб и факт осуществления отбор проб не имеют значения для существа рассматриваемого спора и плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не может быть определена по пунктам 120 и 123 Правил N 644, поскольку имеются специальные нормы, которые предусматривают расчет платы с тем, что в формуле уже предусмотрено безусловное основание того, что абонент, осуществляющий сброс сточных вод в объеме менее 30 м3 в любом случае оказывает негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и допускает сброс в нее загрязняющих веществ. При этом, вопреки ошибочному убеждению истца, законодатель предусмотрел право именно абонента применять для расчета и последующей уплаты либо расчет, предусмотренный в пункте 123(4), либо посредством подачи декларации и оплаты установленных в ней объемов в соответствии с пунктами 120 или 123, в том числе с учетом производимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства контроля состава и свойств сточных вод. В рассматриваемом случае декларация ответчиком не подавалась, доказательств обратного не имеется.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные фактические обстоятельства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной в пункте 123(4) Правил N 644, внесена ответчиком истцу в полном объеме, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, размер пени за неисполнение обязательств по оплате за негативное воздействие на работу центральной системы водоснабжения за I квартал 2019 года за период с 11.05.2019 по 24.07.2019, начисленных на сумму 3815 руб. 40 коп. составляет 55 руб. 96 коп., размер пеней за сброс загрязняющих веществ в поверхностный водный объект через ЦСВ за 1 квартал 2019 года за период с 11.05.2019 по 24.07.2019, начисленных на сумму 5222 руб. 74 коп., составил 128 руб. 06 коп.
Таким образом, принимая во внимание внесение денежных средств ответчиком в сумме 17 663 руб. 96 коп. и в сумме 5222 руб. 74 коп., суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование истца о взыскании с ИП Федотова Д.А. пени за неисполнение обязательств по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере 9237 руб. 13 коп. за период с 28.05.2019 по 24.07.2019, пеней за неисполнение обязательств по оплате задолженности за период с 25.07.2019 по 31.03.2022, с последующим их начислением, начиная с 02.10.2022 по день фактической оплаты долга в размере 469 486 руб. 79 коп., исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, удовлетворению не подлежит.
Все иные доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы также проверены судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В ИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.06.2022 по делу N А11-11300/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Владимирской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Новикова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11300/2019
Истец: ОАО "ЗАВОД ИМ. В.А. ДЕГТЯРЕВА"
Ответчик: Федотов Дмитрий Александрович
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8704/2022
04.10.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1975/2021
22.06.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5963/2021
20.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1975/2021
08.02.2021 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11300/19