город Ростов-на-Дону |
|
04 октября 2022 г. |
дело N А32-55026/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа Девелопмент"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 по делу N А32-55026/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Европа Девелопмент" (ИНН 2310122059, ОГРН 1072310001940)
к Управлению Федеральной службы Государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2308241130, ОГРН 1162375063685)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Европа Девелопмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление) от 28.10.2021 по делу об административном правонарушении N 1-188-2021/К.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 в удовлетворении заявления Общества было отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что административным органом не доказан состав вменяемого правонарушения, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управлением установлен факт нарушения Обществом требований действующего законодательства, приказа Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 N 411 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий", выразившийся в непредставлении данных по форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за август 2021 (не предоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке).
По данному факту, 04.10.2021 заместителем начальника отдела Управления в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28.10.2021 заместителем руководителя Управления вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность не предоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В соответствии с пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данным субъектам официального статистического учёта, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Правовой основой единой государственной политики в сфере официального статистического учёта являются нормы Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте в системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), статьёй 8 которого предусмотрено, что респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 620, первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно п. 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" утверждёнными приказом Росстата от 27.11.2019 N 711 форму N П-1 предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн. рублей).
Юридические лица должны представлять сведения Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по установленному им адресу не позднее 10-го рабочего дня после отчётного периода.
Административным органом установлено, что Общество данные по форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" за август 2021 представлены не были.
Общество указывает на отсутствие обязанности по предоставлению вышеуказанных сведений, поскольку в течение двух предыдущих лет средняя численность работников организации не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн. рублей, следовательно, отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалы дела Обществом была представлена справка о численности и выручке с целью подтверждения отнесения организации к субъектам малого предпринимательства.
Согласно справке в 2019-2020 в Обществе соблюдались критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства, а именно: среднесписочная численность в 2019 - 14 человек, в 2020 - 4 человека; выручка в 2019 составила 55815 тыс. руб., в 2020 - 230930 тыс. рублей. Обществом представлены: сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2020, расчёты по страховым взносам за календарный год 2020; отчёт о финансовых результатах за январь-декабрь 2019; отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2020.
Судом первой инстанции определениями от 17.05.2022 и 20.06.2022 у Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю были истребованы доказательства, определяющие среднюю численность работников Общества за период 2019-2020, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера.
Согласно ответу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю от 14.06.2022 N 11.3.4-42538 представлены отчёты по форме СЗВ-М за май 2022, за 2019 и 2020 года.
Определениями от 17.05.2022, от 20.06.2022 у ИФНС России N 5 по г.Краснодару судом истребованы доказательства, определяющие среднюю численность работников Общества за период 2019-2020, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера; доказательства, определяющие годовой оборот Общества за период 2019-2020.
ИФНС России N 5 по г. Краснодару письмами от 10.06.2022 N14-15/15313, от 22.06.2022 N13-20/16213дсп@ указала, что согласно сведениям о среднесписочной численности работников, представленных налогоплательщиком, за 2020 год численность работников составляет 4 человека, за 2019 численность работников составляет 36 человек; инспекцией также представлена бухгалтерская отчётность Общества за 2019-2020.
Таким образом, содержанием указанных ответов ИФНС России N 5 по г.Краснодару опровергаются доводы Общества об отсутствии обязанности по предоставлению вышеуказанных сведений, ввиду не превышения в течение двух предыдущих лет средней численности работников общества 15 человек.
Согласно сведениям, полученным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы, Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (категория среднее предприятие).
Критерии отнесения организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" пункте 4 "Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трёх календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей" (п. 2 "среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства п.п.б от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий).
Таким образом, среднесписочная численность Общества в течение трёх календарных лет снизилась со 122 работников до 14 (по данным ФНС России), что не является условием исключения данной организации из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, так как предельные значения численности работников в течение трёх календарных лет, следующих один за другим выше 101 человека.
Алгоритм формирования списка организаций подлежащих обследованию по форме N П-1 определены экономическим описанием разработки формы.
Список организаций на 2021 формируется на 31 января отчётного года и в течение года не переформировывается, то есть для организации, включённой в список не может быть изменён порядок предоставления отчётности в течение года (Методологические положения по учету и идентификации хозяйствующих субъектов в Статистическом регистре Росстата, разработанные в соответствии с приказом Росстата от 25.11.2016 N 744 "Об утверждении Положения о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов" с учётом применения единого централизованного информационного ресурса Статистического регистра Росстата и Централизованной системы обработки данных).
Так как Федеральная налоговая служба актуализирует данные по среднесписочной численности организаций на 1 апреля года следующего за отчётным, ГМЦ Росстата обновляют данные сведения в апреле, то за 2020 информация была изменена по состоянию на 1 мая 2021.
Управлением данные о среднесписочной численности организации для формирования списков отчитывающихся объектов по формам федерального статистического наблюдения, фиксируются на федеральном уровне ежегодно на начало года.
В связи с вышеизложенным, по состоянию на 31.01.2021 организация была включена в список отчитывающихся организаций по форме федерального статистического наблюдения N П-1 на 2021.
Таким образом, административным органом доказан факт наличия события административного правонарушения в действиях Общества.
В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение требований вышеназванных норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля ответственного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вину Общества в совершении вмененного Управлением административного правонарушения, апелляционный суд считает доказанной.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении апелляционным судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности контролирующим органом не пропущен.
Исходя из размера административного штрафа и отсутствия доказательств наличия обстоятельств, указанных в части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу невозможно.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей разделе II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии всей совокупности обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 1) лицо, в отношении которого ведется административное производство, является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) совершение административного правонарушения впервые; 3) отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.
Согласно сведениям, полученным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы, Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (категория среднее предприятие). В связи с чем, административным органом при вынесении постановления учитывались обстоятельства смягчающие административную ответственность.
Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной.
Таким образом, применение положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является категорией оценочной, то есть учитываются в каждом отдельном конкретном случае с учетом обстоятельств, имеющихся в материалах дела.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершённого нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что назначенное Обществу административное наказание в виде предупреждения, соответствует тяжести совершённого правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалы дела Обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, которые указывали бы на малозначительность совершённого Обществом правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 по делу N А32-55026/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55026/2021
Истец: ООО "Европа Девелопмент"
Ответчик: Управление Федеральной службы Государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Краснодарстат)