г. Челябинск |
|
11 октября 2022 г. |
Дело N А34-1950/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Газинвест" на решение Арбитражного суда Курганской области от 17 июня 2022 года по делу N А34-1950/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Газинвест" (далее - заявитель, ООО "Специализированный застройщик "Газинвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Курганской области, административный орган) о признании незаконным и отмене решения о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2021 N 1086-р.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Курганской области (далее - третье лицо, прокуратура Курганской области).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 17.06.2022 (резолютивная часть решения объявлена 17.06.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что полномочия на осуществление контроля в отношении деятельности по возведению объекта капитального строительства у Роспотребнадзора по Курганской области отсутствуют.
По мнению подателя жалобы, наличие требования прокуратуры о проведении проверки не является основанием для ее проведения в случае, если орган не уполномочен проводить контрольные мероприятия. Безосновательное проведение внеплановых проверок является незаконным вмешательством в хозяйственную деятельность юридического лица. Заинтересованное лицо должно было обжаловать требование прокуратуры.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
От ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" и административного органа поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
До начала судебного заседания от прокуратуры Курганской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1074501001530, основным видом деятельности заинтересованного лица строительство жилых и нежилых зданий.
В Управление Роспотребнадзора по Курганской области поступило требование прокуратуры Курганской области от 23.11.2021 о проведении контрольного (надзорного) мероприятия отношения юридического лица - ООО "Специализированный застройщик "Газинвест", на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070304:75 по адресу: г. Курган, yл. К. Мяготина, 117А (т.1 л.д.90-91).
В данном требовании указано, что 19.11.2021 застройщиком ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" осуществлялись земляные работы по адресу: г. Курган, ул. К. Мятотина, 117А. Со слов жителей близлежащих к месту стройки домов, в результате указанных работ произошел выброс в воздух неизвестных веществ, что привело к ингаляционному отравлению жильцов 6 подъезда дома N 98А по ул. Кирова в г. Кургане, симптомы проявились у 7 человек, 4 из них обратились в учреждения здравоохранения. В связи с изложенным, имеются основания полагать о допущенных застройщиком нарушениях норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Указанное требует принятие мер Управлением Роспотребнадзора по Курганской области.
Административным органом 24.11.2021 в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) на основании требования прокуратуры Курганской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 23.11.2021 (иск. N 7-17-2021) принято решение о проведении внеплановой выездной проверки N 1086-р в период с 16.11.2021 по 08.12.2021 (т.1 л.д.96-100).
Административным органом 24.11.2021 заверенная копия решения о проведении внеплановой выездной проверки N 1086-р в отношении юридического лица ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" направлена обществу (т.1 л.д.101-105).
Более того, административным органом 25.11.2021 копия решения о проведении внеплановой выездной проверки N 1086-р в присутствии двух свидетелей вручена секретарю в приемной по месту нахождения юридического лица по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 148А (т.1 л.д.100).
Административным органом 07.12.2021 составлен акт о невозможности проведения проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица (т.1 л.д.113-116).
Не согласившись с решением о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2021 N 1086-р, полагая, что указанный акт, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2021 N 1086-р соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На наличие указанных обстоятельств при оценке ненормативных актов, действий (бездействия) обращено внимание в пунктах 1, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", вынесенных при разрешении публично-правовых споров постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2010 N 13065/10, от 17.03.2011 N 14044/10.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в частности, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 52-ФЗ и пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека отнесены к должностным лицам, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль в Российской Федерации.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.02.2007 N 0100/1541-07-32 "О работе органов Роспотребнадзора в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" контрольные мероприятия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства в рамках выполнения Федерального закона N 52-ФЗ проводятся органами Роспотребнадзора при осуществлении надзорных мероприятий за соответствием санитарно-эпидемиологической обстановки требованиям санитарного законодательства за условиями питания, проживания и труда рабочих, занятых на строительстве объекта, при выявлении случаев пищевых и профессиональных отравлений, расследовании случаев профессиональных заболеваний, массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, также при рассмотрении жалоб и заявлений физических и юридических лиц на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при производстве строительных работ.
При этом в случае выявления негативного влияния строящегося объекта на условия проживания населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение, канализацию, очистку территории следует принимать меры, направленные на их устранение, в соответствии с действующим законодательством.
Судом обоснованно принято во внимание, что в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 52-ФЗ внесены следующие изменения.
Пункт 2 статьи 44 Федерального закона N 52-ФЗ дополнен абзацем следующего содержания: если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора должностными лицами органов строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерация" основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий" включенных в клан проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленные частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проверятся на основании программы проверок.
Согласно статье 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В силу пункта 1.1 части 1 статьи 22 Закона о прокуратуре требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Типовая форма требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и порядок его направления устанавливаются приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка направления прокурорами требований о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.06.2021 N 294, требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в Управление Роспотребнадзора по Курганской области поступило требование прокуратуры Курганской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия отношения юридического лица - ООО "Специализированный застройщик "Газинвест".
Из указанного требования следует, что 19.11.2021 застройщиком ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" осуществлялись земляные работы по адресу: г. Курган, ул. К. Мятотина, 117А. Со слов жителей близлежащих к месту стройки домов, в результате указанных работ произошел выброс в воздух неизвестных веществ, что привело к ингаляционному отравлению жильцов 6 подъезда дома N 98А по ул. Кирова в г. Кургане, симптомы проявились у 7 человек, 4 из них обратились в учреждения здравоохранения.
При таких обстоятельствах, имелись основания полагать о допущенных застройщиком нарушениях норм законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, включая вопросы состояния здоровья населения, среды обитания человека.
В рассматриваемом случае обжалуемое решение о проведении проверки вынесено в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Требование прокуратуры Курганской области о проведении внеплановой выездной проверки от 23.11.2021 обществом не оспаривалось.
На основании требований пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100 "О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)" органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за следующими объектами государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля):
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), подлежащая государственному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза по Единому перечню продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", к которой предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
В соответствии с пунктом 6 решения о проведении проверки от 24.11.2021 N 1086-р выездная проверка административным органом проводилась в отношении:
- деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
- здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее производственные объекты).
В силу пункта 7 решения о проведении проверки от 24.11.2021 N 1086-р выездная проверка административным органом проводилась в отношении земельного участка с кадастровым номером 45:25:070304:75 по адресу: 640000, Курганская область, г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 117А.
Согласно пункту 8 решения о проведении проверки от 24.11.2021 N 1086-р контролируемое лицо при проведении выездной проверки - юридическое лицо ООО "Специализированный застройщик "Газинвест", ИНН 4501128584, ОГРН 1074501001530.
При этом контрольное (надзорное) мероприятие в отношении юридического лица - ООО "Специализированный застройщик "Газинвест", ИНН 4501128584, ОГРН 1074501001530 на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070304:75 по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, 117А в соответствии с требованием прокуратуры Курганской области планировалось провести не в отношении объекта строительства.
Оспариваемым решением о проведении внеплановой выездной проверки административным органом были запланированы мероприятия по контролю за условиями проживания граждан, состоянием атмосферного воздуха в связи с деятельностью ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070304:75 по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, 117А.
Более того, документы, которые истребовались у юридического лица, регламентированы действующим санитарным законодательством, а именно пунктами 120, 122 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Данные документы необходимы для оценки состояния здоровья населения, среды обитания человека при проведении застройщиком ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" земляных работ по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, 117А.
Каких - либо строительных документов, экспертизу которых проводит только уполномоченный орган на проведение государственной строительной экспертизы Управление Роспотребнадзора по Курганской области не запрашивало, не истребовало.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 66 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (далее - ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (далее - ОБУВ), предельно допустимым уровням физического воздействия (далее - ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.
В силу пункта 67 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты в соответствии с осуществляемой ими деятельностью должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания запрещается выброс загрязняющих веществ, не имеющих утвержденных гигиенических нормативов (ПДК, ОБУВ).
В соответствии с пунктом 70 СанПиН 2.1.3684-21 не допускается превышение гигиенических нормативов содержания загрязняющих в атмосферном воздухе: в жилой зоне - * 1,0 ПДК (ОБУВ); на территории, выделенной в документах градостроительного зонирования, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, организованного отдыха населения, в том числе пляжей, парков, спортивных баз и их сооружений на открытом воздухе, а также на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации - * 0,8 ПДК (ОБУВ).
Эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.
Требование о разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2019, N 52, ст. 7768, ст. 7771) установлены технологические нормативы.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на: границе земельного (земельных) участка (участков) объекта (объектов); границе полосы отвода для автомобильных дорог и железнодорожных линий (далее - полоса отвода); границе объектов недвижимости или участков недр, предоставляемых в пользование, в случаях, когда законодательством Российской Федерации размещение объекта допускается без оформления прав на земельные участки и установления сервитута, а также объекта, архитектурно-строительное проектирование которого допускается в границах, не принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка (далее - граница объекта).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В пределах земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, должны соблюдаться ограничения использования земельных участков, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению.
Согласно пунктам 71-73 СанПиН 2.1.3684-21 при осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почвах на разной глубине, а также уровень радиационного фона не должны превышать гигиенические нормативы.
На территориях жилой застройки, индивидуальных жилых домов, прогулочных, игровых и спортивных площадок, организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, медицинских организаций, организаций социального обслуживания в почве должны отсутствовать: ПДК или ориентировочно допустимых концентраций (далее - ОД К) химических загрязнений; возбудители кишечных инфекций, патогенных бактерий, энтеровирусов; возбудители кишечных паразитарных заболеваний, яйца геогельминтов, цисты (оонисты), кишечных патогенных простейших, вызывающие заболевания человека и общие для человека и животных; преимагинальные формы синантронных мух.
Использование почв в зависимости от степени их химического, бактериологического, паразитологического и энтомологического загрязнения должно осуществляться в соответствии с приложением N 9 к Санитарным правилам и гигиеническими нормативами.
На стадии инженерных изысканий хозяйствующим субъектом, осуществляющим инженерные изыскания, проводится обследование для получения предварительной оценки санитарно-эпидемиологического состояния почв территории проектируемого строительства на соответствие гигиеническим нормативам по химическим, микробиологическим, паразитологическим показателям.
Перечень химических показателей должен включать определение показателей: содержания тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть; содержания 3,4-бензапирена и нефтепродуктов; кислотность (рН); суммарного показателя загрязнения.
Собственники многоэтажных и индивидуальных жилых домов, прогулочных, игровых и спортивных площадок, площадок отдыха, рекреационных зон, организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, зон санитарной охраны водоисточников после ввода их в эксплуатацию должны обеспечить проведение лабораторных исследований качества почвы на соответствие гигиеническим нормативам (приложение N 9 к Санитарным правилам).
Радиационный контроль почвы на соответствие гигиеническим нормативам проводится в каждом случае строительства зданий и сооружений.
Грунты и их смеси, используемые в целях благоустройства населенных территории, должны отвечать гигиеническим нормативам к качеству почв.
Многоквартирные жилые дома, общежития, центры временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов (далее - центры временного размещения) должны находиться за пределами промышленной площадки.
Земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10 °С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0 °С.
Согласно пунктам 117-125 СанПиН 2.1.3684-21 инсоляция и солнцезащита жилых помещений и территорий жилой застройки должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Таким образом, при наличии нарушений норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070304:75 по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, 117А, принадлежащем ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" создавалась угроза причинения вреда здоровью, угроза возникновения заболеваний для граждан, что не соответствовало требованиям статей 11,12,20,21, 32, 39 Федерального закона N 52-ФЗ; пунктам 66, 67, 70, 71, 72, 73, 117, 25 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарии - противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; p.I, IV СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Следовательно, оценка выполнения обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070304:75 по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, 117А, принадлежащем юридическому лицу - ООО "Специализированный застройщик "Газинвест", была возможна только при осмотре, получении письменных объяснений, опросе, истребовании документов, отборе проб, инструментальном обследовании, экспертизе, в ходе проведения внеплановой выездной проверки.
Как верно отмечено судом первой инстанции, несоблюдение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения представляет прямую и непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, в дальнейшем неизбежно повлечет возникновение и распространение массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний потребителей в том числе и заболеваний работников.
Исходя из анализа приведенных норм и установленных обстоятельств по делу, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности решения о проведении в отношении ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" внеплановой выездной проверки.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение о проведении внеплановой выездной проверки от 24.11.2021 N 1086-р в отношении юридического лица ООО "Специализированный застройщик "Газинвест" следует признать вынесенным при наличии на то законных оснований. Соответствие оспариваемого решения закону исключает возможность удовлетворения требований об отмене данного решения.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако, не могут быть приняты, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 17 июня 2022 года по делу N А34-1950/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Газинвест" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1950/2022
Истец: ООО " Специализированный застройщик "Газинвест", ООО "Спецализированный застройщик "Газинвест", ООО "Специализированный застройщик "Газинвест"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области
Третье лицо: Прокуратура Курганской области