г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2022 г. |
Дело N А56-11870/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зябко Е.Н.,
при участии:
- от истца: Бурлаков В.А. (доверенность от 02.06.2022)
- от ответчика: Капорин А.В. (доверенность от 16.11.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24981/2022) общества с ограниченной ответственностью "Лента"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2022 по делу N А56-11870/2022,
принятое по иску обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" к обществу с ограниченной ответственностью "Лента"
об обязании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лента" (далее - ООО "Лента") о возложении обязанности заключить договор N Ю-085159 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор N Ю-085159), в редакции проекта этого договора, предложенного истцом.
Решением суда от 20.06.2022 заявленные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Указывает, что ответчиком избрана методика расчета, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО в соответствии с пп. "а" п.5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением N 505 от 03.06.2016 Правительства РФ, и разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17.03.2021, письмо N 07-25-53/6886.
По мнению подателя жалобы, истец, требуя от ответчика заключить с ним новый договор на оказание услуг по обращению с ТКО в своей редакции, добивается изменения методики расчета стоимости оказанных услуг в сторону кратного (с 98 000 до 469 000 руб. в месяц) увеличения стоимости оказываемых услуг при их неизменном объеме.
Полагает, что применение лицом раздельного учета ТКО имеет смысл лишь при условии организации на территории субъекта РФ места организованного накопления ТКО.
Суд не принял во внимание нарушение истцом процедуры уведомления ответчика об изменении договора.
27.09.2022 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ЖКХ" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ставропольского края.
Между ООО "Лента" (потребителем) и ООО "ЖКХ" (региональным оператором) заключен договор N Ю-032822, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте (на площадке), которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 29 договора предусмотрено, что он считается заключенным с момента подписания сторонами, действует до 31.12.2020 и считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях.
На основании указанного пункта ЖКЖ направило Обществу уведомление от 01.12.2021 N 21-12803 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на новых условиях, приложил проект Договора N Ю-085159.
Письмом от 13.12.2021 N 13122021/44 Общество заявило отказ от заключения Договора N Ю-085159.
Поскольку в добровольном порядке Общество Договор N Ю-085159 не заключило, ООО "ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Частью 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ними в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируется Правилами N 1156.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ними.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Таким образом, Правилами N 1156 и Постановлением N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов для собственников твердых коммунальных отходов предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом положениями пункта 6 Постановления N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Постановления N 505, то есть, расчетным путем по нормативам накопления.
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абз. 3 подп. "а" пункта 5 Постановления N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО.
Пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ определено, что раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Следовательно, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО и наличия утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО.
Доказательств фактического выполнения ответчиком требований о разделении ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено, что свидетельствует о невозможности применения в рассматриваемой ситуации способа учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Вопреки доводам жалобы само по себе включение контейнерной площадки в Реестр (письмо органа местного самоуправления от 14.12.2021 N 22/8809/21) недостаточно для учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, а не из нормативов накопления ТКО.
Поскольку доказательств, опровергающих обоснованность применения норматива накопления ТКО, равно как и доказательств экономической необоснованности тарифа применительно к ответчику, в материалы дела не представлено, апелляционный суд полагает правомерным удовлетворение требований ООО "ЖКХ".
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.2022 по делу N А56-11870/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11870/2022
Истец: ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство"
Ответчик: ООО "ЛЕНТА"
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5130/2024
12.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2183/2024
26.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11870/2022
30.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22089/2022
12.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24981/2022
20.06.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-11870/2022