г. Саратов |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А12-10963/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Волковой Т. В., Савенковой Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 5 августа 2022 года по делу N А12-10963/2022
по иску государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, (ОГРН 1023403847235, ИНН 3445926514), к Департаменту городского хозяйства Администрации Волгограда, (ОГРН 1023403444790, ИНН 3444080557),
о взыскании убытков,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (далее - департамент, ответчик) о взыскании убытков в сумме 58815,72 руб., понесенных истцом в связи с несвоевременным представлением ответчиком сведений о застрахованных лицах.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 5 августа 2022 года по делу N А12-10963/2022 с Департамента городского хозяйства администрации Волгограда в пользу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области взысканы убытки в сумме 58815,72 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции полностью отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: ответчиком сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года представлены в ОПФР в срок, установленный Законом N 27-ФЗ, но не в полном объеме; сведения по дополняющей форме СЗВ-М представлены ответчиком 05.07.2021; сведения по форме СЗВ-М за январь, март-декабрь 2020 года, а также январь-июль 2021 года представлены в полном объеме в ОПФР согласно срокам, установленным Законом N 27-ФЗ; пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за январь, март, апрель 2020 года и далее, полученных в установленные Законом N 27-ФЗ сроки, решение о выплате индексации пенсии застрахованному лицу не принимать или в случае принятия такого решения истец имел возможность пересмотреть его, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения, то есть фактически решение о выплате индексации принято фондом без совершения надлежащих действий по проверке факта осуществления работы застрахованным лицом, как это указано в частях 6, статьи 26.1 Закона N 400 и пунктах 99, 102 и 103 Правил; факт о непрерывной трудовой деятельности Усачевой Т.М. в 2020 году подтверждается сведениями по форме СЗВ-СТАЖ от 09.02.2020, в котором пенсионер числится под номером 62; отчетность СЗВ-М (исходная) за февраль 2020 года ответчик представил истцу в установленный срок - 05.03.2020; доказательств наличия вины ответчика в выплате истцом сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом индексации не представлено.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласен, просил решение суда решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От истца поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, которые были приобщены судом к материалам дела.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик является страхователем и обязан в установленный срок предоставлять в органы ПФР сведения о застрахованных лицах.
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах" (действовало в спорный период).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что Усачева Тамара Михайловна являлась получателем страховой пенсии по старости и была трудоустроена в Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
Страхователем корректные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2020 года представлены с нарушением срока, а именно: 05.07.2021. Ранее, 05.03.2020, представленная ответчиком в пенсионный фонд форма СЗВ-М не содержала сведений о работающем пенсионере Усачевой Т.А.
13.04.2020 органом ПФР принято решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.02.2020 в сумме 20891,01 руб., в связи с чем произвести доплату страховой пенсии до начисленной суммы.
Таким образом, работающему у ответчика застрахованному лицу - пенсионеру Усачевой Т.М. произведена выплата страховой пенсии по старости за период с 01.02.2020 по 31.07.2021 с учетом индексации в размере 379386,18 руб.
Тогда как при условии своевременного представления страхователем сведений по форме СЗВ-М размер страховой пенсии за спорный период составил бы 320570,46 руб.
Пенсионным фондом приняты решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и иных выплат, в результате чего за период с 01.02.2020 по 31.07.2021 возникла переплата страховой пенсии, которую истец расценивает, как ущерб, причиненный пенсионному фонду в порядке части 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Таким образом, ущерб, причиненный истцу в связи с выплатой Усачевой Т.М. пенсии с учетом индексации за период с февраля 2020 года по июль 2021 года, составил 58815,72 руб.
ОПФР по Волгоградской области 14.09.2021 направляло в адрес ответчика уведомление с предложением возместить переплату пенсии в добровольном порядке в течение 10 дней с момента получения уведомления, которое оставлено без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суд первой инстанции установил, что, получив 05.07.2021 от ответчика информацию о том, что Усачева Т.М. в феврале 2020 года трудовую деятельность не прерывала, а продолжала состоять с ответчиком в трудовых отношениях, истец незамедлительно произвел перерасчет страховой пенсии Усачевой Т.М., из которого следует, что на момент представления ответчиком формы СЗВ-М за февраль 2020 года пенсионеру необоснованно было выплачено 58815,72 руб.
Суд апелляционной инстанции, полагая данные выводы суда ошибочными, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пунктов 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В случае если вред возник в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, то вред возмещается в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или согласно условиям договора, заключенного между сторонами.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы, которые лицо произвело для восстановления нарушенного права, относятся к реальному ущербу и возмещаются в составе убытков по требованию лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Как следует из вышеперечисленных норм права, убытки являются формой гражданско-правовой ответственности, и взыскание их возможно при наличии определенных условий, в том числе: наличие вины второй стороны и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика.
Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
При этом лицо, требующее возмещения, должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации.
Все участники гражданских правоотношений предполагаются добросовестными исполнителями своих прав и обязанностей, поэтому кредитор (потерпевший) должен доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своим должником лежащих на нем обязанностей, а также наличие и размер понесенных убытков и причинную связь между ними и фактом правонарушения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Согласно статье 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона N 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 данного Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым (пункт 1 статьи 26.1) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации, наступает, если представлены недостоверные сведения и эти сведения повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, а также имеется вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.
Под достоверностью сведений понимается соответствие указанных сведений действительности, без искажения информации, то есть соответствие информации, содержащейся в представленных органам Пенсионного фонда Российской Федерации документах (справках, выписках, приказах и пр.), фактическим данным и обстоятельствам.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что в январе 2020 года Усачева Т. М. являлась работающим пенсионером и форма СЗВ-М была своевременно представлена истцу.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным подпунктом.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона о страховых пенсиях, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчиком (работодателем) по состоянию на 15.03.2020 в поданной форме СЗВ-С за февраль 2020 года Усачева Т. М. в качестве работающего пенсионера фактически не была отражена в представленном в форме списке, то есть сведения об Усачевой Т.М., как о работающем пенсионере, не были представлены в установленный законом срок.
Вместе с тем, согласно сведениям по форме СЗВ-М за февраль 2020 года Усачева Т.М. не прекращала трудовую деятельность в спорный период, а потому не имела права на получение повышенной страховой пенсии с учетом индексации.
В связи с тем, что данные сведения ответчиком своевременно не были представлены, Пенсионный фонд вынес решение от 13.04.2020 N 200000032263/В/М о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), то есть о доначислении пенсионеру повышенной страховой пенсии, как неработающему пенсионеру.
Истец указывает, что сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования пенсионера были представлены ответчиком 05.07.2021, то есть с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока.
Для перерасчета и выплаты обязательного страхового обеспечения в силу Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" являются сведения, отраженные страхователями именно в формах СЗВ-М.
Однако судом ошибочно не учтено, что сведения об Усачевой Т. М., как о работающем пенсионере, содержались в формах СЗВ-М, подаваемых ответчиком в последующие периоды ежемесячно, а именно: с апреля 2020 года и до 5 июля 2021 года, что свидетельствует об осведомленности истца о непрерывности трудовой деятельности пенсионера.
Таким образом, судом первой инстанции ошибочно не принято во внимание, что такие сведения были представлены в последующие месяцы (март, апрель и т.д.) своевременно.
Так, за март 2020 года сведения были представлены в 15 апреля 2020 года, то есть в установленный законом срок.
В силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1-3указанной статьи, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом Фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими наличие трудовой деятельности названного застрахованного лица, дополнительную проверку не провел, а, принимая решение о выплате пенсии (с учетом индексации), основывался исключительно на факте непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за один период - февраль 2020 года.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что именно на пенсионном фонде лежит обязанность проверить, является ли пенсионер работающим и застрахованным лицом или нет.
Кроме того, после получения от страхователя сведений индивидуального (персонифицированного) учета за следующие после февраля 2020 года месяцы, Фонд не предпринял своевременных мер для уточнения ранее полученных сведений.
Получив, 15 апреля 2020 года сведения по форме СЗВ-М, истец не отменил ранее принятое решение, а продолжил выплату повышенной пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 400-ФЗ выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Начисление за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Начисление сумм страховой пенсии после перерасчета, предусмотренного частью 7.2 статьи 22 либо частью 3 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, производится с учетом сумм страховой пенсии и социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", выплаченных за прошедшее время (пункт 1.1. Закона N 400-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно части 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированный выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ.
В части 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 84 Правил, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 85 Правил определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных ч. 9 и 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ (п. 88 Правил).
При этом в случае, предусмотренном ч. 10 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное п. 88 Правил, без удержания за прошлое время (п. 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных ч. 6 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ (п. 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
В случае, предусмотренном частью 9 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 102 настоящих Правил учетом доплаты за прошлое время (пункт 103 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий меся сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российско Федерации от 5 августа 2021 г. N 545я).
Страховая пенсия за март 2020 года подлежала начислению с 1 апреля 2020 года.
В соответствии с частями 6, 7, 10 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 2.2, 2.4 - 2.6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Таким образом, поскольку решение Пенсионным фондом было принято 13.04.2020 (расчет надбавки произведен за период февраль-апрель 2020 г.), а корректная информация относительно работающего пенсионера была предоставлена работодателем 15.04.2020 (сведения за март 2020 г.) и ранее указанной даты истец не мог получить указанную информацию, апелляционная коллегия признает обоснованной индексацию пенсионным фондом размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировке размера страховой пенсии за период с февраля по апрель 2020 года, что составляет: 3238,70 руб. х 3 мес. = 9716,1 руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что фондом доказана совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде взыскания ущерба, а именно: наличие вины и причинно-следственной связи между бездействием учреждения, выразившимся в несвоевременном предоставлении сведений о застрахованных лицах за февраль-апрель 2020 года по форме СЗВ-М и возникновением у Пенсионного фонда убытков в виде излишне выплаченных пенсионеру сумм страховой пенсии. В остальной части иска суд отказывает, поскольку, в период с мая 2020 года истец имел возможность выявить ошибку и отменить решение от 13.04.2020, что однако им сделано не было.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в заявленной сумме за предъявленный ко взысканию период, истцом не доказана.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного решения и принятии нового судебного акта о частичном удовлетворении иска и взыскании с департамента в пользу учреждения убытков, понесенных в связи с несвоевременным представлением ответчиком сведений о застрахованных лицах, в сумме 9716,1 руб. В остальной части иска суд отказывает.
Судебные расходы распределены между сторонами в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документальном виде по ходатайству стороны в срок, не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 5 августа 2022 года по делу N А12-10963/2022 отменить.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента городского хозяйства администрации Волгограда в пользу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области убытки в сумме 3238,70 руб.
В остальной части иска отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10963/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА