г. Саратов |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А57-4669/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2022.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е., секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 70, ИНН 6450076459, ОГРН 1046405027107)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 августа 2022 года по делу N А57-4669/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (410005, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 310 А, ИНН 6452931119, ОГРН 1076450008986)
заинтересованные лица: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Московская, д. 70, ИНН 6450076459, ОГРН 1046405027107), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу" (410038, г. Саратов, 5-й Соколовогорский проезд, д. 3)
о признании недействительным решения, выраженного в уведомлении N 1036-И от 10.02.2022,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям - Морозовой М.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2022 N 9-И, представителя общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" - Кутепова Д.А. по доверенности от 28.02.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Н" (далее - ООО "Вектор-Н", заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям (далее - Управление) о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО ООО "Вектор-Н", выраженного в уведомлении N 1036-И от 10.02.2022.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 октября 2021 года признано недействительным решение Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н", выраженного в уведомлении от 10.02.2022 N 1036-И.
Суд обязал Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н".
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что полигон ТБО ООО "Вектор-Н" относится к высокой категории риска, следовательно, оказывает значительное воздействие на окружающую среду. Отрицательное влияние полигона ТБО на окружающую среду заключается в загрязнении приземного воздуха и атмосферы выделяющимися с полигона газами, а с прилежащих почв, грунтов и грунтовых вод - различными токсичными соединениями, которые выносятся с полигона и распространяются на большие расстояния вместе с фильтрационными водами. По мнению апеллянта, указанные обстоятельства не были учтены при вынесении обжалуемого судебного акта.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы от её подателя поступили дополнительные пояснения, согласно которым, Управление просит не учитывать довод апелляционной жалобы по выявленным в рамках анализа мониторинга превышениям фоновых значений в отобранных образцах почвы по свинцу и цинк, ввиду неверной интерпретации проведенных лабораторных исследований.
ООО "Вектор-Н" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которому заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебное заседание явились до перерыва представители Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям и общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Н".
Заинтересованное лицо (ФГБУ ЦЛАТИ по ПФО) явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 06.10.2022, был объявлен перерыв до 13.10.2022 до 14-40. После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ООО "Вектор-Н" осуществляет деятельность по сбору транспортированию, утилизации, размещению отходов 3-4 класса опасности и имеет соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности (лицензия N (64)-640044-СТОУР/П от 10.12.2021).
Полигон ТБО находится в Саратовской области, Саратовском административном районе, в 6 км северо-западнее с. Еремеевка, 6 км южнее пос. Соколовый, на участке отработанного песчаного карьера местоположения песков "Лесное-1". Пользование земельными участками осуществляется на основании договоров с администрацией Саратовского муниципального района от 21.05.2010 N 177 и 178, свидетельств о государственной регистрации прав на земельные участки 64-АВ N 831297 и 64-АВ N 831364.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 N 592 полигон ТБО включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под номером N 64-00025-3-00592-250914.
Общество направило в Управление Отчет о результатах фонового экологического и производственного экологического мониторинга окружающей среды на участке расположения и в зоне влияния полигона ТБО ООО "Вектор-Н" в Саратовском районе Саратовской области за 2021 год (далее по тексту - Отчет), в целях получения подтверждения исключения (отсутствия) негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов.
По результатам рассмотрения Управлением принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, оформленное письмом от 10.02.2022 N 1036-И, основанием для принятия которого, послужили следующие выводы Управления:
- в протоколе исследования атмосферного воздуха N 324/1-Вз указано, что провести поверку оборудования необходимо до 13.10.2021. Отбор проб по данному протоколу проведен 13.10.2021 (срок поверки не соблюдается);
- в акте отбора проб почвы N 207-П/2021 указана неверная дата отбора (2022 год);
- при исследовании почвы выявлено превышение фоновых значений по свинцу, цинку;
- при исследовании атмосферного воздуха выявлено небольшое превышение фоновых значений по содержанию аммиака, углеводородов предельных, диоксида азота, формальдегида.
Считая указанное решение незаконным, ООО "Вектор-Н" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, посчитал, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права ООО "Вектор-Н".
Апелляционный суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.1.3 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Требования к объектам размещения отходов установлены статьёй 12 Федерального закона N 89-ФЗ. При этом соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статьёй 21 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
В силу статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и названным Законом (пункт 1).
При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается (пункт 6).
Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счёт осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (пункт 7 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" (далее - Положение N 467), которым установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
На основании пункта 2 Положения N 467 исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ.
Пунктом 3 Положения N 467 определено, что обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 467 лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчёт о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчёт), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Отчёт оформляется на бумажном носителе в 2 экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчёта вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчётным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов (пункт 7 Положения N 467).
В силу пункта 10 Положения N 467 территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчёта, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Росприроднадзора и Росгидромета, или путём проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (не подтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчёт, в электронном виде или по почте.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов приведён в пункте 11 Положения N 467, согласно которому основанием для принятия отрицательного решения является:
а) отсутствие в отчёте данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
Указанный перечень является закрытым.
Из оспариваемого решения Управления, оформленного письмом исх. N 1036-И от 10.02.2022, следует, что основанием для отказа ООО "Вектор-Н" в подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектом размещения отходов по результатам рассмотрения отчёта общества за 2021 год послужили следующие выводы управления:
- в протоколе исследования атмосферного воздуха N 324/1-Вз указано, что провести поверку оборудования необходимо до 13.10.2021. Отбор проб по данному протоколу проведен 13.10.2021 (срок поверки не соблюдается);
- в акте отбора проб почвы N 207-П/2021 указана неверная дата отбора (2022 год);
- при исследовании почвы выявлено превышение фоновых значений по свинцу, цинку;
- при исследовании атмосферного воздуха выявлено небольшое превышение фоновых значений по содержанию аммиака, углеводородов предельных, диоксида азота, формальдегида.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как указано выше, Управление вменяет ООО "Вектор-Н" несоблюдение срока поверки.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, исследования атмосферного воздуха проводились на полигоне, принадлежащем ООО "Вектор-Н", 13.10.2021, то есть в последний день межповерочного интервала, установленного для использованного для проведения исследования оборудования.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.
Согласно пункту 4 Приказа Минпромторга России от 31.07.2020 N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" (далее - Приказ N 2510), результатами поверки средств измерений в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ являются сведения о результатах поверки средств измерений, включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Результаты поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, действительны в течение установленных для средств измерений интервалов между поверками в соответствии с порядком установления и изменения интервала между поверками средств измерений, предусмотренным частью 7 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ (далее - межповерочный интервал).
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 3 к Приказу N 2510, свидетельство о поверке средства измерений и средства измерений, применяемого в качестве эталона единицы величины, должно содержать, в том числе, следующую информацию: дату (день, месяц, год), до которой действует свидетельство о поверке (указанная дата должна включаться в срок действия интервала между поверками), если для средства измерений установлена только первичная поверка, то вместо указания даты делается запись "бессрочно".
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что дата, указанная в свидетельстве о поверке в качестве даты окончания межповерочного интервала, и, соответственно, внесенная в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, должна включаться в межповерочный интервал, то есть является последним днем действия межповерочного интервала средств измерения.
Исследования атмосферного воздуха проводились на полигоне, принадлежащем ООО "Вектор-Н", 13.10.2021, то есть в последний день межповерочного интервала, установленного для использованного для проведения исследования оборудования.
При указанных обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие указанного нарушения.
Одним из оснований для отказа Управлением указано, что в акте отбора проб почвы N 207-П/2021 указана неверная дата отбора (2022 год).
Из материалов дела следует и обществом не оспаривается данный факт, что акт отбора проб почвы N 207-П/2021 действительно содержит неверную дату отбора пробы - 09.07.2022 года в 10 ч. 30 мин. При этом Общество указывает, что в акте год указан ошибочно, т.к. на момент вынесения оспариваемого решения дата, указанная в акте отбора проб еще не наступила. При более внимательном исследовании переданных заинтересованному лицу документов со всей очевидностью следует, что датой обора пробы необходимо считать 09.07.2021 года. Пробы, полученные в результате отбора и отраженные в акте отбора проб N 207-П/2021, были исследованы в лаборатории. По результатам исследования составлен протокол испытаний почвы (грунта) N 207-П/2021. В данном протоколе указана ссылка на акт отбора проб N 207-П/2021, при этом дата составления протокола - 06 августа 2021 года. В строке "Дата отбора проб" данного протокола указана правильная дата - 09.07.2021 года. В строке "Дата проведения испытаний" также указан 2021 год.
Согласно представленным в материалы дела пояснениям Филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", производившего отборы проб почвы, в акте отбора проб почвы N 207-П/2021 была допущена техническая ошибка: вместо 2021 года был указан 2022 год (т.1 л.д.118).
Суд апелляционной инстанции считает, что допущенная в акте отбора проб N 207-П/2021 формальная описка в указании года отбора проб, не является основанием для принятия Росприроднадзором решения о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТБО ООО "Вектор-Н" ввиду отсутствия в перечне оснований для принятия решения о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, приведённом в пункте 11 Положения N 467, такого основания для отказа.
Управлением в качестве основания для отказа указано, что при исследовании почвы выявлено превышение фоновых значений по свинцу, цинку, а при исследовании атмосферного воздуха выявлено небольшое превышение фоновых значений по содержанию аммиака, углеводородов предельных, диоксида азота, формальдегида.
Как верно отмечено судом первой инстанции, уполномоченным органом ни в оспариваемом отказе, ни в ходе рассмотрения настоящего дела не указано, на основании каких исследований, данных и фактически предпринятых действий, были установлены указанные факты о превышении фоновых значений.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции от Филиала "ЦЛАТИ по Саратовской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", с которым ООО "Вектор-Н" были заключены договоры с N 95 ЛА-3 от 28.04.2021 на проведение лабораторных исследований почвы и N 93 ЛА-2 от 28.04.2021 на проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха, поступили письменные пояснения.
Согласно указанным пояснениям, в соответствии с техническим заданием по договору N 95 ЛА-3 от 28.04.2021 были отобраны пробы почвы в районе расположения Полигона твердых бытовых отходов ООО "Вектор" по адресу: Саратовский район, в 6 км северо-западнее с. Еремеевка. Пробы отбирались на северной, западной, восточной и южной границах полигона и фоновая проба за границей полигона. Пробы отбирались на глубине 0-5 см и 5-20 см методом конверта 5x5 м. Акты отбора N 206 от 09.07.2021 (пробы N 678-680, 681-683, 684-686, 687-689) и N 207 от 09.07.2021 (пробы 690-692).
Согласно договору были проведены определения содержания в почве по 11 загрязняющим веществам: нефтепродукты, цинк, медь, никель, свинец, кадмий, мышьяк, ртуть, сера, фенолы летучие, АПАВ. Протоколы испытаний почвы N 206/1-N 206/4-П/2021 г. и N 207-П/2021 г. от 06.08.2021.
Пунктом 4 Постановления Правительства N 467 предусмотрено, что нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и почв определяются на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов.
Концентрация свинца в почве на Северной границе полигона составляет 5,7-5,3 мг/кг, на Западной границе полигона - 4,9-4,7 мг/кг, на Восточной границе полигона - 5,9-4,9 мг/кг, на Южной границе полигона - 5,4-4,6 мг/кг при фоновой концентрации 6,0-5,5 мг/кг.
Концентрация цинка в почве на Северной границе полигона составляет 22-29 мг/кг, на Западной границе полигона - 23-20 мг/кг, на Восточной границе полигона - 20-20 мг/кг, на Южной границе полигона - 23-21 мг/кг при фоновой концентрации 24-22 мг/кг.
На основании проведенных исследований было установлено, что концентрации загрязняющих веществ в почве не превышают фоновые концентрации.
Росприроднадзором не представлено доказательств, что при исследовании почвы выявлено превышение фоновых значений по свинцу, цинку.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы от её подателя поступили дополнительные пояснения, согласно которым, Управление просит не учитывать довод апелляционной жалобы по выявленным в рамках анализа мониторинга превышениям фоновых значений в отобранных образцах почвы по свинцу и цинк, ввиду неверной интерпретации проведенных лабораторных исследований.
Из пояснений ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" следует, что в соответствии с техническим заданием по договору N 93 ЛА-2 от 28.04.2021 были отобраны пробы атмосферного воздуха в районе расположения Полигона ТБО ООО "Вектор" по адресу: Саратовский район, в 6 км северо-западнее с. Еремеевка. Пробы атмосферного воздуха отбирались в соответствии с планом-графиком по точкам отбора, перечню показателей и срокам проведения отбора проб.
Отбор проб атмосферного воздуха проводился 01.06.2021 (акт отбора N 245-АВ/2021), 21.06.2021 (акт отбора проб N 318-АВ/2021), 13.10.2021 (акт отбора N 720-АВ/2021, 719/328/1-Вз от 13.10.2021). При отборе использовались средства измерения, имеющие действующие сроки поверки, в том числе и газоанализатор "ЭКОЛАБ", имеющий срок поверки 13.10.2021 (акт отбора 719/328/1-Вз от 13.10.2021).
Согласно заключениям по испытаниям атмосферного воздуха к протоколам 245-АВ/2021 от 15.06.2021, 318-АВ/2021 от 02.07.2021, 720-АВ/2021 от 29.10.2021 превышение норм ПДК СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" не обнаружено.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 467 при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Подпунктом б) пункта 11 Положения N 467 одним из оснований для принятия решения о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов установлено превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", в которых установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений.
В отношении указанных в оспариваемом решении загрязняющих веществ вышеуказанными СанПиН 1.2.3685-21 установлены следующие ПДК:
Аммиак (Азота гидрид) - 0,2 мг/куб.м;
Азота диоксид (Двуокись азота; пероксид азота) - 0,2 мг/куб.м;
Формальдегид (Муравьиный альдегид, оксометан, метиленоксид) - 0,05 мг/куб.м.
Для углеводородов предельных (С1-С5) СанПиН 1.2.3685-21 установлены ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений. Величина ориентировочно безопасного воздействия для углеводородов предельных (С1-С5) устанавливается по ОБУВ для метана - 50 мг/куб.м.
Результаты исследований атмосферного воздуха по указанным в оспариваемом решении показателям на полигоне, принадлежащем ООО "Вектор-Н", ниже ПДК и ОБУВ, установленным в СанПиН 1.2.3685-21. Превышение показателей указанных выше наименований загрязняющих веществ над фоновыми значениями не является основанием для принятия решения о не подтверждении негативного воздействия на окружающую среду, т.к. для них установлены нормативы качества окружающей среды.
Материалы настоящего дела не свидетельствуют ни о том, что уполномоченный орган руководствовался какими-либо дополнительно проведенными исследованиями, ни о том, что соответствующие выводы сделаны уполномоченным органом исходя из документов, предоставленных обществом.
В связи с чем, ссылка Управления на превышение фоновых значений по свинцу, цинку, по содержанию аммиака, углеводородов предельных, диоксида азота, формальдегида, подлежит отклонению.
Иных оснований для принятия оспариваемого решения в апелляционной жалобе не приведено.
С учётом изложенного, у Управления не имелось оснований для вывода о не подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектом размещения отходов ООО "Вектор-Н" на основании полученного отчёта за 2021 год.
Суд первой инстанции обоснованно признал недействительным оспариваемое решение Управления, выраженное в уведомлении от 10.02.2022 N 1036-И, установив совокупность необходимых для этого условий.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 августа 2022 года по делу N А57-4669/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4669/2022
Истец: ООО Вектор-Н
Ответчик: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, Росприроднадзор по Саратовской и Пензенской областям
Третье лицо: ФГБУ Филиал ЦЛАТИ по СО Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу