г. Москва |
|
17 октября 2022 г. |
Дело N А40-134703/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "РДЛ-ТЕЛЕКОМ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2022 по делу N А40-134703/22 (33-1056)
по заявлению Северного транспортного прокурора Московской межрегиональной прокуратуры
к ООО "РДЛ-Телеком"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
прокурор В.Ю. Курсов по уд. N 334608; Г.В. Севастьянов по дов. от 11.10.2022; |
от ответчика: |
А.А. Смуров по дов. от 22.08.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Северный транспортный прокурор Московской межрегиональной прокуратуры обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "РДЛ-Телеком", предусмотренной ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, согласно Постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.06.2022 года.
Решением суда от 04.08.2022 ответчик привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа минимальном в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Представитель ответчика, в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, доводы жалобы и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Северной транспортной прокуратурой в связи с заданием Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения ООО "РДЛ-Телеком" законодательства о связи, о лицензировании отдельных видов деятельности и противодействию терроризму при оказании услуг пассажирам в поездах АО "ФПК" по полигону Октябрьской железной дороги, в части предоставления доступа в сеть Интернет с использованием сети общего доступа Wi-Fi, в ходе которой выявлены нарушения.
Установлено, что услуга Интернет в поездах АО "ФПК" по полигону Октябрьской железной дороги предоставляется пассажирам в рамках договора от 31.05.2022 N ФПК-22-145 (предыдущие договоры от 24.05.2018 N ФПК-18-180, от 25.08.2021 N ФПК-21-228 и от 26.11.2021 N ФПК-21-286, от 18.02.2022 N ФПК-22- 33), заключенного АО "ФПК" с ООО "РДЛ-Телеком" (ИНН 7701386450, КПП: 772201001, ОГРН: 1147746112040, юридический адрес: 111250, г. Москва, пр-д Завода Серп и Молот, д.6, к.1, оф.419), которое осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензий в области связи от 10.06.2019 N 171876 и от 22.04.2019 N 171875 "Телематические услуги связи" и "Услуги связи по передаче данных, за исключением услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации".
В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ-99), лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации, требуется получение лицензии.
В силу п.2 ст.3 ФЗ-99, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Лицензия, как следует из п/п.1, 2 ст. 9 ФЗ-99, предоставляется на каждый вид деятельности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 36 ст.12 ФЗ-99 в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включено оказание услуг связи.
В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ-19 грубым нарушением лицензионных требований является возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу положения ч.1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126 "О связи" (далее - Закон о связи), деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно ч.2 ст.64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Ввод в эксплуатацию сетей связи и их фрагментов на территории Российской Федерации регламентируется Требованиями к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утверждёнными Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26.08.2014 N 258 (далее -Требования).
В соответствии с п.14 Требований, оператор связи в течение 10 рабочих 4ней после ввода в эксплуатацию сети электросвязи или её фрагмента, обязан уведомить об этом территориальный орган Роскомнадзора, на подведомственной территории которого размещается эта сеть электросвязи (фрагмент сети электросвязи), путем направления уведомления о вводе в эксплуатацию.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Лицензионные требования включают в себя обязательные к исполнению условия на протяжении всего периода оказания услуг согласно лицензии, а так же требования которые должны быть выполнены до начала оказания услуг.
На основании п.1.1. Общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи, утвержденных Приказом Госкомсвязи России от 27.03.1999 N 47, система технических средств по обеспечению оперативнорозыскных мероприятий (СОРМ) создается на основе Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федерального закона "О связи" и предназначена для технического обеспечения проведения указанных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи (СДЭС), используемых для предоставления услуг передачи данных и телематических служб, включая сеть Интернет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила).
Согласно п.2 Правил, органы ФСБ, являясь уполномоченными органами, осуществляют взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-разыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов.
В п.4 Правил указано, что сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Согласно п.7 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
Разработке плана по внедрению СОРМ в соответствии с п.5 Правил предшествует обращение оператора связи в орган ФСБ в 45-ти дневный срок с даты получения им лицензии для определения уполномоченного структурного подразделения органа ФСБ, осуществляющего взаимодействие с данным оператором связи.
Из п.9 Правил следует, что при вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи принимается решение о разработке нового плана.
В соответствии с п.10 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в п. 3 Правил, органа внутренних дел.
Статьей 13 Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности", вступившим в законную силу с 01.07.2018, внесены изменения в Закон о связи
Вводимая комментируемым Законом ст.64 Закона о связи устанавливает порядок, согласно которому операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации: информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео - или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий; текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Порядок, сроки и объем хранения указанной в настоящем подпункте информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора производится в соответствии с разработанными ФСБ совместно с оператором планом мероприятий по внедрению технических средств (плана), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. При вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств связи, требуется уведомление органа федеральной службы безопасности для принятия совместного с оператором связи решения о разработке нового плана.
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Роскомнадзором и оператором. Указанный акт является документом, подтверждающим выполнение условий о реализации требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ и обеспечения безопасности на сети электросвязи в соответствии с планом СОРМ.
В соответствии с п.9 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171876 и п.10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171875 лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требованиями к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организованных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Из информации УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.05.2022 N 12/1-5169 следует, что ООО "РДЛ-Телеком" о вводе в эксплуатацию новых сетей связи (фрагментов сети связи общего в поездах АО "ФПК" по полигону Октябрьской железной дороги) в 2018 году не уведомил, тем самым не выполнил требования плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий от 24.06.2015 N12/1/3-171, плана мероприятий по предоставлению информации о пользователях услугами связи и об оказании им услугах связи от 09.06.2015 N 12/7-508 (далее - Планы), а также регламента взаимодействия между ООО "РДЛ-Телеком" и УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 02.11.2015.
Планы ООО "РДЛ-Телеком" не соответствуют действующему законодательству. Оператор связи ООО "РДЛ-Телеком" не обращался в УФСБ России по г.СанктПетербургу и Ленинградской области для согласования новых Планов, соответствующих требованиям приказов Минкомсвязи России от 16.04.2014 N 83 и от 20.10.2018 N573. Технические средства для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети документальной связи ООО "РДЛ-Телеком" не внедрены.
Оператор связи ООО "РДЛ-Телеком" не обеспечивает реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, что является грубым нарушением лицензионных требований.
Кроме того согласно ответу Управления Роскомнадзора по Северо-Западному Федеральному округу от 18.03.2022 N 07-16-2022/361 ООО "РДЛ-Телеком" не уведомляло Управление о вводе в эксплуатацию сетей электросвязи (фрагментов сетей связи общего доступа) в поездах АО "ФПК" по полигону Октябрьской железной дороги.
С учетом изложенного, транспортной прокуратурой в ходе проверки установлено, что ООО "РДЛ-Телеком" нарушены требования п.2 и 4 ст.64 Закона о связи, п. 4, 7, 9 и 10 Правил и п. 9 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171876 и п. 10 лицензионных требований лицензии Роскомнадзора N 171875.
За осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена административная ответственность по ч.4 ст.14.1 КОАП РФ.
Таким образом, ООО "РДЛ-Телеком" осуществляло предпринимательскую деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанные факты подтверждаются актом проверки и иными материалами проверки.
Доказательств принятия ООО "РДЛ-Телеком" всех зависящих от него мер и необходимых действий, направленных на исполнение требований законодательства, не представлено.
Также, не представлены доказательства невозможности соблюдения ООО "РДЛТелеком", законодательства в области законодательства о связи, которое оно могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Общество имело возможность для принятия необходимых мер, однако, не проявило в достаточной степени внимательность и заботливость.
Вызванный для участия 14.06.2022 в процедуре вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченный представитель ООО "РДЛ-Телеком", привлекаемого к ответственности за административное правонарушение по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в Северную транспортную прокуратуру явился.
При этом, суд не находит оснований для переквалификации правонарушения с части 4 на часть 3 статьи 14.1. КоАП РФ, ввиду следующего.
Согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной (субъективное отношение лица, совершившего противоправное деяние, к факту его совершения).
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, осуществляющее деятельность по оказанию медицинских услуг, предусмотренную специальным разрешением (лицензией).
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ является именно грубое нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
При этом, в примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Выявленные нарушения по своим квалифицирующим признакам подпадают под действия ч.4 ст.14.1 КоАП РФ. Таким образом, в действиях юридического лица ООО "РДЛ-Телеком" усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией).
Суд считает, что протокол был составлен уполномоченным лицом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд пришел к выводу, что в действиях ответчика содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2022 по делу N А40-134703/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134703/2022
Истец: Северная транспортная прокуратура Московской межрегиональной транспортной прокуратуры
Ответчик: ООО "РДЛ-ТЕЛЕКОМ"
Третье лицо: НТС - 12 Центра ФСБ России