г. Москва |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А41-61039/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Топчий К.Б.
В судебном заседании участвуют представители:
от МООО "Волгуша" - Ковалев А.С. по доверенности от 27.02.2023, Заболотников Б.Б., - Председатель,
от ООО "Вега-ЛМ" (ОГРН: 1125001001058, ИНН: 5001087388), - Амилаева Г.Н. по доверенности от 03.09.2023;
от ООО "ТОР 2015" (ОГРН: 1155012004069, ИНН: 5012090008) - Амилаева Г.Н. по доверенности от 04.07.2023;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (ОГРН: 1047727043561, ИНН: 7727270299)-представитель не явился, извещен,
от Министерства экологии и природопользования Московской области (ОГРН: 1025002042009, ИНН: 5018061444)- представитель не явился, извещен,
от Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (ОГРН: 1107746501829, ИНН: 7734638569)- представитель не явился, извещен,
от Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (ОГРН: 1046758325118, ИНН: 6730054024) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной общественной организации по охране и защите природных ресурсов "Волгуша" (ОГРН: 1215000052750, ИНН: 5027296650) на решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2023 года по делу N А41-61039/23,
по иску Московской областной общественной организации по охране и защите природных ресурсов "Волгуша" (к обществу с ограниченной ответственностью "Вега-ЛМ, обществу с ограниченной ответственностью "ТОР 2015" третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Московская областная общественная организация по охране и защите природных ресурсов "Волгуша" (далее - МООО "Волгуша") обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском, обществу с ограниченной ответственностью "Вега-ЛМ" (далее - ООО "Вега-ЛМ", ответчик 1) и обществу с ограниченной ответственностью "ТОР 2015" (далее - ООО "ТОР 2015", ответчик 2)
с требованиями: - запретить ООО "Вега-ЛМ" использование земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:157777, 50:14:0040301:1916, 50:14:0000000:157776, 50:14:0040301:1915, 50:14:0000000:157778, 50:14:0040301:1917, 50:14:0000000:157722, 50:14:0040301:1913, 50:14:0000000:157721, 50:14:0040301:528, 50:14:0040301:527, 50:14:0040301:1263 для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов;
- обязать ООО "ТОР 2015" разработать и утвердить проекты рекультивации земельных участков, с кадастровыми номерами: 50:14:0000000:157777, 50:14:0040301:1916, 50:14:0000000:157776, 50:14:0040301:1915, 50:14:0000000:157778, 50:14:0040301:1917, 50:14:0000000:157722, 50:14:0040301:1913, 50:14:0040301:528, 50:14:0040301:1263 в соответствии с действующим законодательством для приведения их до состояния, пригодного для сельскохозяйственного использования;
- обязать ООО "ТОР 2015" произвести рекультивацию земельных участков, с кадастровыми номерами: 50:14:0000000:157777, 50:14:0040301:1916, 50:14:0000000:157776, 50:14:0040301:1915, 50:14:0000000:157778, 50:14:0040301:1917, 50:14:0000000:157722, 50:14:0040301:1913, 50:14:0000000:157721, 50:14:0040301:528, 50:14:0040301:527, 50:14:0040301:1263 в соответствии с действующим законодательством до состояния, пригодного для сельскохозяйственного использования;
- запретить ООО "ТОР 2015" осуществление недропользования земельных участков, с кадастровыми номерами: 50:14:0000000:157777, 50:14:0040301:1916, 50:14:0000000:157776, 50:14:0040301:1915, 50:14:0000000:157778, 50:14:0040301:1917, 50:14:0000000:157722, 50:14:0040301:1913, 50:14:0000000:157721, 50:14:0040301:528, 50:14:0040301:527, 50:14:0040301:1263 и прекратить право пользования недрами ООО "ТОР 2015" (отозвать лицензию) в порядке, предусмотренном статьей 26 Закона "О недрах" и Порядком прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами (утв. приказом Минприроды России N 743, Роснедр N 08 от 13.10.2021) после завершения ООО "ТОР 2015" рекультивации указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям, Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2023 года по делу N А41-61039/23, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МООО "Волгуша" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель МООО "Волгуша" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчиков против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как указал истец, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 50:14:0000000:107531, 50:14:0000000:107530, 50:14:0000000:107529 сняты с кадастрового учета 31.03.2023 с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:157777, 50:14:0040301:1916, 50:14:0000000:157776, 50:14:0040301:1915, 50:14:0000000:157778, 50:14:0040301:1917 - земли с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежащих на праве собственности с 31.03.2023 ООО "ТОР 2015";
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:107307 снят с кадастрового учета 15.03.2023 с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0000000:157722, 50:14:0040301:1913, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, и земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:157721, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для целей недропользования, принадлежащих на праве собственности ООО "ТОР 2015" с 15.03.2023;
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040301:528 категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства принадлежит на праве собственности ООО "ТОР 2015" с 19.12.2017;
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040301:527 категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - для целей недропользования принадлежит на праве собственности ООО "ТОР 2015" с 19.12.2017.
Земельный участок с кадастровым номером 50:14:0040301:1263 категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства принадлежит на праве собственности ООО "ТОР 2015" с 21.12.2017.
В настоящее время земельные участки представляют собой частично обводненную горную выработку песчано-гравийного месторождения.
ООО "Вега-ЛМ по адресу: Московская область, городской округ Лосино-Петровский, вблизи д. Осеево, на земельных участках с кадастровыми номерами: 50:14:0040301:527, 50:14:0040301:528, 50:14:004301:1263, 50:14:0000000:107529, 50:14:0000000:107530, 50:14:0000000:107531, 50:14:0000000:113307 осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, обработке, транспортированию и утилизации отходов, и по состоянию на 05.07.2023 на земельных участках размещена производственная площадка, заключено соглашение об информационном взаимодействии участников подсистемы Электронный талон ОССиГ (далее - Соглашение) и Объект включен в Реестр объектов приема (переработки) строительных отходов.
ООО "Вега-ЛМ" осуществляет работы по лицензии N Л020-00113-50/00115085 (приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 25.01.2022 N 25-РВ).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что в настоящее время в частично обводненной карьерной песчаной выработке общей площадью около 100 гектаров начата деятельность по обращению с отходами, что является прямым нарушением действующего законодательства, грозящим экологической катастрофой жителям ЛосиноПетровского городского округа.
По мнению истца, на ООО "ТОР 2015" лежит обязанность произвести рекультивацию земельных участков в соответствии с проектом рекультивации, разработанным при подаче заявления на перевод земельных участков из сельскохозяйственных угодий в земли для недропользования, вместе с тем ответчик такую рекультивацию не производит и в отсутствие законных оснований предоставил в аренду земельные участки для осуществления ООО "Вега-ЛМ" предпринимательской деятельности по утилизации отходов.
Обосновывая свой материально-правовой интерес, истец указывает на то, что МООО "Волгуша", является юридическим лицом, целью деятельности которого является объединение членов на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и нематериальных интересов, направленных на содействие охране и защите природных ресурсов.
В связи с тем, что действуя совместно, ООО "ТОР 2015" и ООО "Вега-ЛМ", осуществляя предпринимательскую деятельность на спорных земельных участках, нарушают права жителей Лосино-Петровского городского округа на безопасную окружающую среду, истец обратился в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены доказательства в обоснование заявленных требований.
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, заявитель указывает, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заявителя апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно положениям статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли недра, почвы.
Согласно статье 80 Закона об охране окружающей среды, требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Как следует из материалов дела, ООО "Вега-ЛМ" осуществляет свою хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0040301:527 на основании договора аренды N 2004/ЗУ от 20.03.2023 и договора подряда от 01.04.2022, заключенных с ООО "ТОР 2015".
Земельный участок, на котором располагается производственная площадка ООО "Вега-ЛМ" находится в собственности ООО "Тор 2015" и относится к категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения -под недропользование.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, вид разрешенного использования с кодом 6.1 "Недропользование" включает в себя следующую деятельность: осуществление геологических изысканий; добыча полезных ископаемых открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами; размещение объектов капитального строительства, в том числе подземных, в целях добычи полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки сырья к транспортировке и (или) промышленной переработке; размещение объектов капитального строительства, предназначенных для проживания в них сотрудников, осуществляющих обслуживание зданий и сооружений, необходимых для целей недропользования, если добыча полезных ископаемых происходит на межселенной территории.
Таким образом, на территории участков под недропользование, допускается размещение дробильных установок, которые используются как для переработки песка, щебня, а также для сортировки грунтов, являющихся конечным этапом завершения недропользования (этап рекультивации).
При таких обстоятельствах, предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040301:527, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования-недропользование, под размещение дробильных установок ООО "Вега-ЛМ" по договору аренды N 2004/ЗУ от 20.03.2023 не противоречит требованиям действующего законодательства.
В соответствии с договором подряда от 01.04.2022, ООО "Вега-ЛМ" приняло на себя обязательство по рекультивации земельных участков, расположенных в Московской области, Щелковский р-он, на территории месторождения "Осеево". Согласно Проекту, рекультивация будет проводится рекультивационным материалом "Грунтосмесь-БЭП", производимым из отходов грунта IV-V класса опасности, технология производства которого имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы от 21.04.2021, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 441/ГЭЭ.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы от 21.04.2021, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 441/ГЭЭ не оспорено, не признано недействительным.
В соответствии с частью 4 пункта 5 статьи 1 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.
Частью 1 статьи 2 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В силу части 3 статьи 9 Федерального Закона ""О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии. Материалами дела подтверждено, что для осуществления деятельности, направленной на работу с отходами IV - V класса опасности, представленными грунтами и строительными отходами, ООО "Вега-ЛМ" получена лицензия N Л020-00113-50/00115085 от 25.01.2022, в которую включены исключительно отходы 8 Блока по ФККО, относящиеся к отходам строительства и ремонта.
Как пояснил ответчик в судебном заседании, иные отходы, в том числе коммунальные и твердо-бытовые, на площадку ООО "Вега-ЛМ" не поступают. Технология производства рекультиванта "Грунтосмесь-БЭП", используемого ООО "Вега-ЛМ", не сопровождается внесением различных реагентов, золы, шлаков и прочих отходов "якобы" улучшаемых свойства грунтов.
Для производства рекультиванта используются исключительно грунты и строительные отходы.
Строительные отходы, поступающие на производственную площадку, подвергаются предварительной обработке, из них извлекаются материалы непригодные для производства рекультиванта (всевозможные включения пластика, металла, стекла и аналогичные строительные материалы).
Отходы, представляющие ценность при производстве рекультиванта, как вторичные материальные ресурсы, такие как бортовые камни, кирпич, бетон, железобетон измельчаются и смешиваются с грунтом, при этом при работе с железобетоном идет выделение железных конструкций (арматуры), которая передается в дальнейшем специализированным организациям по заготовке металла для возврата его в производственный цикл.
Для осуществления работ со строительными отходами ООО "Вега-ЛМ", также как и иными организациями, работающими со строительными отходами, образующимися на территории Москвы и Московской области в результате активного строительства и работ по реновации жилого фонда, заключено соглашение об информационном взаимодействии и контроле с Министерством экологии и природопользования Московской области, а также с Департаментом строительства г. Москвы.
В целях обеспечения постоянного контроля и мониторинга ввозимых на территорию производственной площадки строительных отходов, на территории ООО "Вега-ЛМ" установлен контрольно-измерительный пункт, оснащенный весами, средствами фото- и видеофиксации, а также средствами измерения объема (лидаром), позволяющими Министерству экологии и природопользования Московской области, а также Департаменту строительства г. Москвы в режиме реального времени отслеживать что и в каком объеме поступает на объект.
Соответствие измерительных приборов подтверждено Актами проведенных проверок, подтверждающих также наличие материально-технической базы для выполнения работ по рекультивации.
Все въезжающие на объект ООО "Вега-ЛМ" машины со строительными отходами и грунтами имеют оформленный электронный талон, в котором содержится информация о том, откуда и какие именно строительные отходы завозятся (наименование и код в соответствии с ФККО) на площадку.
Все электронные талоны отражаются в информационной системе, специально разработанной совместно Министерством экологии и природопользования Московской области и Департаментом строительства г. Москвы, что делает процесс ввоза и работы со строительными отходами и грунтами на территории Москвы и Московской области абсолютно прозрачным и понятным.
Из представленных ООО "Вега-ЛМ" в материалы дела документов следует, что обществом разработана и утверждена программа производственного экологического контроля, предполагающая соблюдение принципов проведения производственного экологического контроля (ПЭК) при планируемых работах, что позволит предупредить и предотвратить возможные негативные воздействия на окружающую среду, связанные с несоблюдением установленных природоохранных норм.
Собственник земельных участков, ООО "ТОР 2015", для контроля за охраной окружающей среды при производстве работ по рекультивации привлекает специалистов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу" который проводит пробы грунта, используемого при проведении рекультивационных работ.
Согласно Протоколу биотестирования N 0322-1бт от 22.08.2023 и Протоколу биотестирования N 0322-2бт от 22.08.2023, по результатам проведенных испытаний на рекультивируемом участке находится только V класс опасности (практически безвредный), что соответствует технологии, предусмотренной Проектом рекультивации.
В соответствии с частью 1 статьи 19.2 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Между тем доказательств привлечения ООО "Вега-ЛМ" к ответственности за грубые нарушения лицензионных требований, при осуществлении деятельности на предоставленном ему земельном участке с кадастровым номером 50:14:0040301:527, истцом в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Исходя из положения приведенной статьи, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел о запрещении деятельности, является установление факта того, что деятельность ответчика создает опасность причинения вреда в будущем.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности.
Между тем, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, при разрешении требований общественной организации о запрете деятельности ООО "Вега-ЛМ" на земельных участках с кадастровыми номерами 50:14:0000000:157777, 50:14:0040301:1916, 50:14:0000000:157776, 50:14:0040301:1915, 50:14:0000000:157778, 50:14:0040301:1917, 50:14:0000000:157722, 50:14:0040301:1913, 50:14:0000000:157721, 50:14:0040301:528, 50:14:0040301:527, 50:14:0040301:1263 по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов, суд приходит к выводу о недоказанности истцом обстоятельств, подтверждающих незаконность деятельности общества на указанных земельных участках, а также доказательств реальности наступления опасности причинения вреда окружающей среде в будущем, в связи с чем в удовлетворении требований в указанной части обоснованно отказано.
Истцом также заявлены требования к ООО "ТОР 2015" об обязании разработать и утвердить проекты рекультивации земельных участков, с кадастровыми номерами: 50:14:0000000:157777, 50:14:0040301:1916, 50:14:0000000:157776, 50:14:0040301:1915, 50:14:0000000:157778, 50:14:0040301:1917, 50:14:0000000:157722, 50:14:0040301:1913, 50:14:0040301:528, 50:14:0040301:1263 в соответствии с действующим законодательством для приведения их до состояния, пригодного для сельскохозяйственного использования; произвести рекультивацию земельных участков, с кадастровыми номерами: 50:14:0000000:157777, 50:14:0040301:1916, 50:14:0000000:157776, 50:14:0040301:1915, 50:14:0000000:157778, 50:14:0040301:1917, 50:14:0000000:157722, 50:14:0040301:1913, 50:14:0000000:157721, 50:14:0040301:528, 50:14:0040301:527, 50:14:0040301:1263 в соответствии с действующим законодательством до состояния, пригодного для сельскохозяйственного использования.
Пунктом 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 ЗК РФ).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 13 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждено, что для осуществления деятельности по геологическому изучению, разведке и добыче песков строительных на спорном месторождении, ООО "ТОР-2015" проведен комплекс мероприятий и работ, связанных с получением разрешительной документации на их осуществление, а именно: до получения лицензии на геологическое изучение недр проведена съемка от 06.10.2016, согласно которой указан предварительный геологический отвод, согласованный Ростехнадзором.
Согласно границ горного отвода, установлено, что незаконная копка, проводившаяся неустановленными лицами в период до 2016 года уже выходила за границы горного отвода, утвержденного в 2018 году для ООО "ТОР 2015", что также подтверждено Заключением МинЭиПП МО Экспертной Комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (секция твердых полезных ископаемых) (далее - Комиссия) за N 11-2017-Т от 25.04.2017;
-17.10.2016 получено распоряжение N 747-РМ Министерства Экологии и природопользования Московской области (МинЭиПП МО) о внесении в Перечень участков недр местного значения (УНМЗ).
- 02.12.2016 получено распоряжение N 1023-РМ МинЭиПП МО о предоставлении права пользования недрами для геологического изучения.
- 09.12.2016 получено согласование предварительных границ горного отвода для геологического изучения выданное ЦУ Ростехнадзора ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.
- 19.12.2016 получена Лицензия МСК 80225ТП на геологическое, изучение выданная МинЭиПП МО.
- 06.03.2017 получено положительное Экспертное заключение Проекта геологоразведочных работ от ФБУ РГЭ ТУ по ЦФО за N 046-02-19/2017.
- 20.03.2017 получен государственный регистрационный номер по геологическому изучению N 46-17-4786 от ФА по Недропользованию. - 03.04.2017 получено распоряжение N 175-РМ о согласовании Проекта ГРР от МинЭиПП МО.
- проведены геологоразведочные работы. - 25.04.2017 получено Заключение МинЭиПП МО Экспертной Комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (секция твердых полезных ископаемых) (далее - Комиссия) за N 11- 2017-Т на участке "Осеево", утверждены запасы песков строительных, пригодных для строительных и дорожно-строительных работ в соответствии с ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 26633-2015, СП 34.13330.2012, ГОСТ 25607-2009 по категории С1+С2.
Отмечено наличие на площади участка "Осеево" предварительно объёмов почвенно-растительного слоя, потенциально пригодного для рекультивационных работ 2 этапа-биологическая рекультивация, укладка плодородного слоя, в количестве 132,1 тыс.м.3.
По данному заключению установлено, что в орографическом отношении западная часть площади участка представляет собой полого-холмистую равнину с абсолютными отметками дневной поверхности 140-148 м.
Восточная часть участка представляет собой серию из 6 разобщённых карьерных выработок с искусственными водоёмами. Абсолютные отметки дна карьеров -128-129 м, отметки уреза воды в карьерах 135,8-136,4 м. Карьеры разрабатывались неустановленными лицами в 2014-2015 г.г. с целью добычи песка.
-26.05.2017 получено распоряжение N 316-РМ МинЭиПП МО "Об оформлении и выдаче свидетельства об установлении факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых - песков строительных "Осеево"- в соответствии с протоколом заседания Комиссии по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых на территории Московской области от 26.05.2017 N 19.
- 01.06.2017 получено Свидетельство об установлении факта открытия месторождения ОПИ за N MCK 17НЕМ 0002, выданное МинЭиПП МО. Дата открытия месторождения песков строительных "Осеево" 16.05.2017.
- 23.06.2017 получено распоряжение за N 360-РМ О представлении права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи, выданное МинЭиПП МО.
- 11.08.2017 получена Лицензия на пользование недрами с целевым назначением разведка и добыча песков строительных на месторождении общераспространенных полезных ископаемых "Осеево" серии МСК N 80251 ТЭ, выдана МинЭиПП МО. Срок действия до 01 декабря 2030 года.
- 11.08.2017 получен Горноотводный акт к лицензии МСК N 80251 ТЭ от 11.08.2017 за N 715 от 25.01.2018 г., выданный Центральным управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ЦУ Ростехнадзора).
- 08.12.2017 получено Распоряжение за N 804-РМ О согласовании "Проектной документации разработки и рекультивации на месторождении "Осеево" площадью 98,485 Га песков строительных в 0,2 км. юго-западнее деревни Осеево Щелковского муниципального района Московской области.
Далее в 2018 году ООО "ТОР 2015" разработало отдельно проект рекультивации на месторождении "Осеево" площадью 98,485 Га песков строительных в 0,2 км. юго-западнее деревни Осеево Щелковского муниципального района Московской области.
Таким образом, в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, проект рекультивации разработан ООО "ТОР 2015" на все месторождение, включая все земельные участки, принадлежащие ответчику на праве собственности.
11.05.2022 в Проект рекультивации внесены изменения, которые также согласованы и утверждены в установленном порядке, а также направлены во все необходимые инстанции для ознакомления, в том числе, в Министерство экологии и природопользования Московской области и Россельхознадзор, возражений от которых по проекту рекультивации в адрес ООО "ТОР-2015" не поступало.
Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что технология рекультивации, предусмотренная проектом, согласована.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 800, Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с: собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка.
В данном случае достаточно согласовать Проект рекультивации непосредственно с собственником земельных участков, что и было сделано.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 800, завершение работ по рекультивации земель, подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, обеспечившим проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил.
Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
Обязательным приложением к акту являются: а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ; б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
В рассматриваемом случае, работы по рекультивации осуществляются собственником земельных участков путем привлечения подрядных организаций. Согласно договору подряда от 01.04.2022, заключенному ООО "ТОР-2015" с ООО "Вега-ЛМ", проекту, рекультивация будет проводиться только рекультивационным материалом "Грунтосмесь-БЭП", производимым из отходов грунта IV-V класса опасности, технология производства которого имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы от 21.04.2021, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 441/ГЭЭ.
С учетом изложенного, доводы истца о необходимости наличия лицензии на пользование недрами у ООО "Вега-ЛМ" для проведения работ по рекультивации, отклоняются как необоснованные.
Судом также установлено, что проводимые ООО "ТОР-2015" рекультивационные мероприятия направлены на снижение воздействия на окружающую среду и почвенный покров, а также возвращения земельных участков с кадастровыми номерами 50:14:0040301:527, 50:14:0040301:528, 50:14:0040301:1263, 50:14:0000000:107529, 50:14:0000000:107530,50:14:0000000:107531,50:14:0000000:113307, разделенных в целях перевода в другую категорию земель, в хозяйственный оборот и использования в сельскохозяйственных целях. Проектируемые земельные участки располагаются в городском округе ЛосиноПетровский Московской области.
В границах нормативной санитарно-защитной зоны участка источники колодезного водоснабжения населения отсутствуют.
Как пояснил представитель ООО "ТОР-2015", на начало рекультивационных работ земельные участки будут представлять собой техногенный рельеф с выемкой, образованной в результате ведения горных работ по разработке месторождения "Осеево". Рекультивационные работы включают в себя 2 этапа: технический и биологический.
Целью технической рекультивации является формирование устойчивого ландшафта территории, с целью обеспечения возможности дальнейшего использования земельного участка в соответствии с целевым назначением и категорией земель. Биологические мероприятия по рекультивации земель включают в себя комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление продуктивности почвы.
Период выполнения биологического этапа - 2023-2030 годы.
В соответствии со статьей 67 Федерального закона Об охране окружающей среды, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Подрядной организацией ООО "Вега-ЛМ" разработана и утверждена программа производственного экологического контроля, которая предполагает соблюдение принципов проведения производственного экологического контроля (ПЭК) при планируемых работах, позволит предупредить и предотвратить возможные негативные воздействия на окружающую среду, связанные с несоблюдением установленных природоохранных норм.
В свою очередь, ООО "ТОР-2015" для контроля за охраной окружающей среды привлекает специалистов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу", которым проводятся пробы грунта, используемого при проведении рекультивационных работ.
Согласно Протоколу биотестирования N 0322-1бт от 22.08.2023 и Протоколу биотестирования N 0322-2бт от 22.08.2023, по результатам испытания на рекультивируемом участке находится только V класс опасности (практически безвредный), что соответствует технологии, предусмотренной Проектом рекультивации, который соблюдается в строгом соответствии.
При производстве работ на объекте и проведении мероприятий по рекультивации, на основании ст. 34 Федерального закона Об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 статьи 69.2 Федерального закона Об охране окружающей среды, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В связи с чем, ООО "ТОР 2015" внесен в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду за N 8731622 от 14.03.2023.
Согласно данных реестра, объект отнесен к III категории, то есть, осуществление на объекте, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом РФ "О недрах".
Согласно поданной заявке, выбросы в атмосферу выделяются в результате работы двигателей самосвалов и экскаватора, от процесса работы ДГУ, поступают в атмосферу через трубу ДГУ и т.д.
Как следует из представленных ООО "ТОР-2015" в материалы документов, по результатам проведенной экспертизы шумов в непосредственной близости от дачных домов в ООО "Центр экологических решений", выдано Заключение независимой экспертизы от 29.03.2023, согласно которой, измерения проведены в ночное время суток с представителями заказчика.
Измеренные максимальные уровни звука не превышают допустимые значения согласно гл. V п. 100, п.104 (табл.5.35 п.5) СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Исследования, испытания, измерения проведены в соответствии с утвержденной областью аккредитации с использованием утвержденных методов и методик, поверенного оборудования/аттестованных средств измерений, протоколы лабораторно-инструментальных исследований, измерений, являются неотъемлемой частью данного заключения.
Согласно заключению: на момент проведения измерений установлено, что уровни шума на территории, непосредственно прилегающие к зданиям жилых домов, при работе промышленного транспорта при добыче песка соответствуют допустимым значениям для ночного времени суток согласно СанПиН 123685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Работы проводятся в строго отведённое время, а именно: в будние дни -начало работ08-00 ч., окончание работ в 20-00 ч.; в выходные дни- начало работ-10-00 ч., окончание работ в 22-00 ч.
Ответчиком в материалы дела также представлены доказательства того, что в целях выполнения требований ст. 43 и 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 (ред. от 28.04.2023) "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" по указанию Администрации г.о. Лосино-Петровского для предотвращения выноса грунта на прилегающую территорию, ответчиком произведено оснащение выезда с территории пунктом очистки колес с замкнутым циклом водооборота.
С целью не попадания на производственную территорию детей со стороны д. Осеево и дачных участков, установлено ограждение.
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах, требования истца о запрете ООО "ТОР-2015" осуществления недропользования земельных участков не подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о прекращении права ООО "ТОР-2015" пользования недрами (отзыве лицензии.)
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Возможность аннулирования лицензии по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии предусмотрена пунктом 12 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Вместе с тем, действие Закона N 99-ФЗ не распространяется на отношения по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование недрами. Указанный Закон устанавливает закрытый перечень лицензируемых видов деятельности (статья 12), пользование недрами в который, не включен. Закон о недрах является специальным законом, нормы которого применяются к отношениям, связанным с лицензированием недропользования.
В соответствии со статьей 20 Закона о недрах право принятия в установленном порядке решения о досрочном прекращении пользования недрами принадлежит органу, выдавшему лицензию.
В соответствии со статьей 15 Закона "О недрах" лицензирование пользования недрами обеспечивается Правительством Российской Федерации, федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями, а в отношении участков недр местного значения - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области выдачи лицензии для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых является Министерство экологии и природопользования Московской области.
Таким образом, истец, не являясь участником административных правоотношений, не наделен действующим законодательством правом инициировать досрочное прекращение, приостановление или ограничение, а равно аннулирование лицензии на право пользования недрами.
Кроме того, согласно письменным пояснениям Минэкологии и природопользования, оснований для досрочного приостановления, орган, выдавший разрешение, причин не усматривает.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований обоснованно отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий (п. 5 ст. 158 АПК РФ).
Из анализа указанной нормы права следует, что отложение судебного разбирательства возможно лишь в случае признания судом уважительными причины неявки истца и (или) ответчика, невозможности рассмотрения дела в отсутствие данного лица, а также в связи с необходимостью представления ими дополнительных доказательств.
Заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать, для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного разбирательства.
Помимо прочего, заинтересованное лицо должно обосновать невозможность рассмотрения дела без совершения таких процессуальных действий.
В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Невозможность участия в судебном заседании представителя юридического лица не является препятствием к реализации этим юридическим лицом его процессуальных прав путем привлечения иного представителя к участию в деле.
Также апелляционный суд отмечает, что в силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, направлены на переоценку вступивших в законную силу судебных актов, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, пунктом 1 статьи 269статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 декабря 2023 года по делу N А41-61039/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61039/2023
Истец: АНО МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ВОЛГУША, Макарова Евгения Васильвена, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО ВЕГА-ЛМ, ООО ТОР 2015
Третье лицо: Макарова Елена Владимировна